Профориентация в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Основы профессиональной ориентации в упорядоченной форме начали складываться с середины 19 века. В западных странах постепенно сложилась четкая система такой службы. Она включала три звена:
1. школу;
2. биржу труда;
3. психологические лаборатории, разрабатывающие концепции и конкретные диагностические приемы и проводящие психологический анализ требований, которые предъявляют профессии к человеку.

Вложенные файлы: 1 файл

История профориентации в нашей стране и за рубежом.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

История профориентации в нашей стране и  за рубежом

 
В понимании смысла труда сложились  два полярных подхода: 
 
Первый восходит к древним римлянам, грекам, иудеям. Он оформился в раннехристианских доктринах. Труд — наказание за первородный грех. Ф. Аквинский утверждал, что своим трудом человек может обеспечить только свое биологическое существование и не способен достигнуть высокой цели.  
 
Второй подход обобщили М. Лютер и Ж. Кальвин, рассматривавшие труд как способ достижения физического и морального здоровья. Позднее в работах М. Вебера труд выступает как средство индивидуального преуспевания, источник неограниченного самоудовлетворения и самосовершенствования. 
 
Известно, что в середине третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ, где готовились писцы, а в Древнем Китае уже существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников и др.  
 
Основы профессиональной ориентации в упорядоченной форме начали складываться с середины 19 века. В западных странах постепенно сложилась четкая система такой службы. Она включала три звена:

  1.  
    школу;
  2.  
    биржу труда;
  3.  
    психологические лаборатории, разрабатывающие концепции и конкретные диагностические приемы и проводящие психологический анализ требований, которые предъявляют профессии к человеку.

 
Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого  кабинета профориентации в 1903 году в  Страсбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа первых профориентационных служб основывалась на "трехфакторной модели". Такая работа впервые строилась на научной основе. 
 
Трехфакторная модель профориентации американца Ф. Парсона стала одной из первых теорий профессионального выбора, основные положения которой он сформулировал в 1908 году. Главная идея состояла в 3-х факторах профориентационной работы:

  1.  
    изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию;
  2.  
    изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах;
  3.  
    сопоставление вышеназванных факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии, которое происходит на основе соответствия особенностей человека требованиям профессии.

 
Данная теория была господствующей вплоть до 50-х годов 20 века, когда  она впервые подверглась серьезной критике.  
 
В отечественной психологии такой подход получил разработку у психотехников (специалистов в области психологии труда) в 20—30 годы, когда число желающих получить работу значительно превышало наличие рабочих мест и возник социальный заказ на профотбор наиболее подготовленных людей. В подобных исследованиях индивидуальные способности человека характеризовались исходя из требований профессий, а не из природы индивидуальности.  
 
Итак, данный подход в последствии стал называться диагностическим, и был отнесен к разряду директивных форм проф.ориентации. 
 
Недостатки диагностического подхода:

  1.  
    Данный подход игнорирует тот факт, что мир профессии чрезвычайно динамичен, и требования, предъявляемые профессиями к человеку, неуклонно меняются.
  2.  
    Индивидуальность рассматривается как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное.
  3.  
    Человек, обратившийся за помощью, исключается из процесса принятия решения.

 
Трехфакторная модель Ф. Парсона впервые  была оспорена у Д.Е. Сьюпера, который предложил рассматривать выбор профессии как длительный процесс, зависящий от предшествующего опыта индивида и определяющий его будущее поведение. Процесс профессионального становления, по его мнению, прежде всего, представляет собой развитие, в котором существенное место занимают субъективные факторы. Новый методологический подход основывался не на изучении особенностей профессии, а на изучении особенностей профессионального развития в различных областях деятельности. Важным вкладом явилось выделение стадий развития профессионала на разных возрастных этапах.  
 
К началу 20 века с проблемой выбора профессии столкнулось значительное число людей, которые стали мигрировать в города в поисках работы, что было связано с бурным промышленным ростом в ряде стран.  
 
Таким образом, к концу 19—20 вв. сложилась необходимость в развитии специальных профориентационных служб, которые обслуживали бы значительное количество людей и которые отвечали бы потребностям как претендентов на новые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и готовых оплачивать профориентационные услуги.  
 
Если обратиться к опыту зарубежных стран, то, например, во Франции развитие системы профориентации проходило в несколько этапов:

  1.  
    В 20-е гг. упор делается на непосредственном устройстве клиента на работу.
  2.  
    В 40-50-е гг. определение профпригодности клиентов производится с помощью психодиагностических тестов.
  3.  
    С 70-х гг. преобладающим направлением стало воспитание у молодежи самостоятельно делать выбор.

 
Становление системы профессиональной ориентации в России имело свои особенности. 
 
Император Петр 1 принуждал дворян отдавать своих детей в учение разным полезным занятиям. Вышел "Указ об отрешении дураков от наследства" (1772 г., апреля, 6 дня), который предписывал свидетельствовать детей (своего рода диагностика). "И буде по свидетельству явятся таковые, которые ни в науку, ни в службу не годились, и впредь не годятся, отнюдь жениться и замуж не допускать" [18]. 
 
В 18 в. Н. Татищев в труде "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ" дает обзорную классификацию профессий ("наук"). При этом характеризуются не только полезные, но и "тщетные" (астрология, хиромантия, физиогномика) и вредительские (колдунство, волхование, ворожба). 
 
Татищеву принадлежит идея трудовых проб. Он предлагал "разделяя время, по одному часу хотя и всякий день с переменами, так, чтобы некоторые приходили в ту или иную науку по полудни, а в другие после полудни… А кто к чему большую охоту и способность явит, тогда ему в той науке боле времени допустить, а в другом убавить или весьма оставить" (инструкция "О порядке преподавания в школах при Уральских казенных заводах").  
 
Первые исследования по профессиональной ориентации были начаты Педагогическим музеем при Московском Учительском доме (1912—1917 гг.). 
 
Первое бюро по профконсультации открылось по инициативе выдающегося отечественного ученого В.М. Бехтерева в 1927 году при Ленинградской бирже труда и институте по изучению мозга, деятельность которого курировал Наркомат труда. Особое внимание обращалось на "профессиоведческую" работу в школах фабрично-заводского ученичества, школах-мастерских. Выявлялись такие индивидуальные качества, как утомляемость, обучаемость, проводилось обследование знаний учащихся по тестовым методикам. Бюро поддерживало связи с подростками и после их направления на работу.  
 
Сотрудниками бюро был подготовлен ряд методических пособий. Среди них — "Профконсультационная карточка", которая направлялась в школы для заполнения ее педагогами. Она представляла собой ориентировочную схему изучения личности и включала 40 вопросов, которые были сгруппированы по следующим разделам:

  •  
    социальное положение отца и других членов семьи;
  •  
    общественная работа учащегося;
    1.  
      профнаправленность (педагогическая характеристика "специальных склонностей").

 
На основе этих данных составлялось предварительное заключение о направлении  учащегося для подготовки по определенному  профессионально-учебному плану. Бюро использовало и специальные методики для определения психотехнических показателей степени пригодности: уровень умственного развития, конструктивно-техническая деятельность, концентрация внимания, моторная сфера и различные показатели рецепторов. С этой целью использовался набор специальных методик.  
 
Период НЭПа в России в целом можно назвать достаточно демократичным, свидетельством чего является бурное развитие не только производства, но и образования, здравоохранения, науки, в том числе гуманитарных ее направлений. Реальная свобода выбора у людей способствовала развитию профориентации. 
 
Подчеркивалось, что консультация — это не просто совет психотехника о подходящей для данного кандидата профессии. Работа в этом направлении должна начинаться издалека и состоять в том, чтобы ненавязчиво обращать внимание школьника на необходимость в целях самореализации и в интересах трудового общества, государства воспитывать в себе сознательное отношение к трудовой деятельности, уметь учитывать свои силы и возможности применительно к особенностям избираемой работы, самому заботиться о приобретении тех свойств и навыков, которых она требует. 
 
В те годы изучением личности в школе занимались только педагоги и врачи. Профконсультационная работа входила в их обязанности лишь частично. Поэтому с точки зрения лишь педагогической все выглядело примитивно:

  1.  
    Старались напрямую соотнести успешность учения с размерами грудной клетки и составом крови.
  2.  
    Педологическая диагностика сводилась к выявлению роли биологических факторов в развитии ребенка.
  3.  
    Главное внимание обращалось на выявление данных о его физиологическом состоянии и условиях жизни в семье.
  4.  
    Динамика же развития индивидуальности, связь обучения и умственного развития во внимание не принимались.

 
Следует подчеркнуть, что ущербность такой практики учеными осознавалась. Позже развиваются такие понятия, как профотбор, профконсультация, профориентация. 
 
Следующий период — 30-е гг. — известен с Постановлением ВКП (б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" от 4 июля 1936 г. Это Постановление было в немалой степени направлено против профориентации в ее педагогическом варианте, а уже потом против других гуманитарных направлений. 30—50 гг. характеризовались тем, что свобода выбора скорее провозглашалась, чем имела место в реальности.  
 
К началу 30-х гг. проблема массовой безработицы в целом по СССР была решена и надобность в биржах труда отпала, свои функции они выполнили.  
 
Период с конца 50-х по середину 60-х ("оттепель") характеризуется возрождением некоторых свобод, и именно в это время в России возрождается и профессиональная ориентация. Но уже с конца 60-х до середины 80-х гг. в стране вновь стали усиливаться тоталитарно-бюрократические тенденции, что сразу же отразилось на развитии профориентации. На этот раз ее не запрещали, а ограничивали определенными рамками, обусловленными целесообразностью укрепления обороны, развития народного хозяйства и потребностями общества, но не потребностями самих людей.  
 
С середины 80-х гг. в России началась "перестройка", когда вновь появились надежды на демократизацию общества. В эти годы (накануне перестройки) появилось постановление "О реформе общеобразовательной и профессиональной школы" (1984), которое дало значительный импульс для развития профессиональной ориентации. Основной акцент был сделан на школьной профориентации. В СССР было открыто 60 региональных Центров профориентации молодежи, во многих школах появились кабинеты профориентации, хотя невысокое качество самой профориентационной работы не всегда соответствовало ее масштабам. Началась активная подготовка профконсультантов.  
 
Но уже с 1991—1992 гг. сократилось финансирование школьной профориентации, образования и культуры в целом. Для многих людей реально снизилась возможность профессионального выбора.  
 
В настоящее время в России стали активно создаваться региональные службы занятости населения. Если сравнивать работу специалиста в школе и специалиста по профориентации в службе занятости, то следует признать, что в школе гораздо больше возможностей для систематической, глубокой профориентационной работы с учащимися, тогда как в службе занятости сложнейшие проблемы самоопределения приходится решать в спешке и часто в прагматичном режиме 
 
В исторической ретроспективе Е.А. Климов различает следующие подходы в деле педагогического содействия развитию учащегося:

  1.  
    Директивный.
  2.  
    Просветительский (начиная с Татищева).
  3.  
    Диагностический (тесты);
  4.  
    Воспитательный — формирование ума, характера, чувств, умений.
  5.  
    Диалогический (исторические корни — диалоги Платона, "Разговор двух приятелей" Н. Татищева) — глубоко индивидуализированный подход.
  6.  
    Имитационно-игровой — профориентационные игры (М.С Вавилов, Н.С. Пряжников).
  7.  
    Комплексный.

 
В настоящее время комплексный  подход является предпочтитель-ным  в профориентационной работе.


Информация о работе Профориентация в России и за рубежом