Профпригодность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:25, реферат

Краткое описание

Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?

Содержание

Введение
Профессиональная пригодность
Компоненты профпригодности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Профориентология.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 
Введение

Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении  идём, на своём ли месте трудимся?

Опыт показывает, что  лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.

Возникает законный вопрос: целесообразно ли подбирать людей  для  работы, не считаясь с их индивидуально - психологическими особенностями, целесообразно ли тратить время и средства на обучение людей, отдача которых впоследствии будет минимальной? Сразу же возникает следующий вопрос - как этого избежать? Что послужило причиной данной проблемы?

Для решения данных вопросов нужно разобраться в причинах данной проблемы.

Одной из главнейших причин является то, что в большинстве  случаев упускается профессиональное становление и самоопределение молодого человека. Большинство выпускников школ даже не представляют себе, кем они хотят быть. Это говорит о том что, школьники имеют слабое понятие не только о профессиях, но и о своих способностях. Это приводит к тому, что молодой человек, волей случая идёт в любое учебное заведение, не задумываясь о том, к чему это может привести впоследствии.

Проблема личностного  и профессионального самоопределения, являлась актуальной всегда, без её решения невозможно формирование личности нового типа - конкурентоспособной в реальных рыночных условиях современности.

Каждый человек может  овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится  сил и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем. Период трудовой активности в жизни человека ограничен, а непродуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье, но она отражается, в конечном счете, на всем обществе. Поэтому прогнозирование профпригодности и путей ее формирования не утрачивает своего актуального значения в настоящее время.

 

Профессиональная пригодность

Профессиональная пригодность - наличие у человека качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных обязанностей при сохранении здоровья на всем протяжении трудовой жизни. А так же это — совокупность психологических и психофизических свойств, специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Профессиональная пригодность  определяется по совокупности критериев, среди которых важное место занимают медицинские показатели, а также  наличие профессионально важных психофизиологических качеств. Эти качества оцениваются в исследованиях, учитывающих типологические и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека. Для многих профессий учитывается состояние сенсорных систем, особенно зрения и слуха.

Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.

В процессе профессионального  отбора оценка профессиональной пригодности  проводится по принципу деления контингента на группы: пригодные, непригодные и условно пригодные. Непригодными считаются лица, которые не могут быть использованы в данной профессии. К условно пригодным относятся кандидаты в профессию. В ходе тренировки при достаточно сильной положительной мотивации происходит успешное развитие отдельных профессионально важных функций, после чего лица из категории условно пригодных переходят в категорию пригодных для работы в данной профессии.

При определении профессиональной пригодности недостаточно оценить какое-то одно психофизиологическое свойство, даже если оно и является весьма важным. Для оценки психофизиологических свойств, выделенных в результате профессиографического анализа деятельности, используются соответствующие методики, обладающие необходимой надежностью и прогностической валидностью:

индивидуальное обследование с применением аппаратурных методик;

групповое обследование с использованием бланковых психофизиологических тестов;

индивидуальная беседа и наблюдение по заранее составленным планам;

моделирование основных элементов профессиональной деятельности.

Однако во многих сферах известны примеры, когда человек, которого формально нельзя признать профессионально  пригодным, являлся блестящим специалистом в своей области.

Так, гениальный композитор Бетховен создавал музыкальные шедевры, даже  полностью потеряв слух, а знаменитый летчик Маресьев продолжал летать и после ампутации обеих ног, являясь образцом мужества, героизма и преданности своей Родине. Но ведь слух, качество абсолютно необходимое для музыканта. И летчика Маресьева из-за отсутствия обеих ног все комиссии признали профнепригодным.

Здесь срабатывает так  называемый закон компенсации. Организм человека и его психика устроены так, что попадая в определенные условия, одни функции способны заменяться другими.

Кто не слышал истории  про знаменитых и всеми любимых  актеров, которые при поступлении  в театральные училища были признаны полностью непригодными к актерской  профессии? Из-за нестандартной внешности  или нарушения дикции их не принимали на обучение. И только благодаря упорству и несокрушимой уверенности в своих способностях, именно эти люди, ломая стереотипы и привнося свой самобытный колорит, превратили свою «профнепригодность» в уникальность. Здесь и проявляется такой критерий профессиональной пригодности как мотивация, человек стремится к тому, что ему наиболее интересно не смотря на трудности. Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и профессиональной, последующей деятельности при наличии положительной мотивации. Сильная мотивация способствует ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента, помогает наиболее полно использовать типологически обусловленные возможности человека, обеспечивает компенсацию недостаточно выраженных способностей, позволяет успешно освоить трудовые приемы.

 В повседневной, обычной  деятельности, мы отмечаем, что если  человеку интересно какое-то дело, если оно глубоко его затрагивает,  то он проявляет к нему особое  отношение. Заинтересованный человек стремится в этой деятельности получить высокий результат, он уделяет ей больше сил и внимания, испытывая при этом чувство удовлетворения. Важно также и то, что в такой деятельности у него интенсивно развиваются профессиональный опыт и мастерство. Таким образом, то, к чему личность проявляет устойчивый интерес, становится, как правило, объектом ее инициативного и ответственного отношения. Другими словами, мотивация, основанная на интересе, составляет сущность ответственного и инициативного отношения к деятельности.

При этом если личность обладает высоким показателем мотивации  в поведении и действиях, если у неё развита потребность в достижении, если она обладает устойчивыми волевыми качествами - то она добивается больше в работе, чем лица с такими же способностями (к данной профессии), но с менее выраженным стремлением к достижению (с низким показателем мотивации и инициативы).

Исходя из приведенных  выше рассуждений, можно предположить и выдвинуть гипотезу о том, что: «Наиболее пригодными специалистами  будут те, у кого более выражен  «мотив к достижению и инициативное, ответственное отношение к деятельности».

 

Компоненты профпригодности

При анализе профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, что профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто  ценное, систему.

Е. А. Климов выделяет пять структурных компонентов профпригодности:

    1. Гражданские качества (отношения к обществу, моральный облик).

В некоторых профессиях недостаточная выраженность именно этих качеств делает человека профессионально  непригодным (учитель, воспитатель, судья, руководитель, политик)

  1. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда (коротко — профессионально-трудовая направленность личности). Скажем, нет интереса к биологии, физиологии животных — не годишься к работе по проектированию животноводческих помещений, хотя может быть ты и не плохой сам по себе проектировщик (человек — не «процессор»; чтобы грубо не ошибаться, ему еще надо любить именно свое дело, а не просто денежное вознаграждение). Учитель — не просто знающий человек, но тот, кому интересно с детьми. Либо найди в себе ростки интереса к предметной области, либо считай себя непригодным.
    1. Дееспособность общая (физическая и умственная).

Она складывается из качеств, нужных не в одном, а в очень  многих видах деятельности: широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность.

  1. Единичные, частные, специальные способности, то есть качества, очень нужные в каких-либо определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, способность мысленно представлять пространственный предмет, «вертеть» его в уме — для конструктора и т.п. Сами по себе они еще не делают «автоматически» человека «асом», но необходимы в общей системе профпригодности.
  2. Навыки, опыт, выучка. Это тоже компонент профпригодности: научишься, тогда и будешь годен.

Из сказанного ясно, что  у человека не может быть полностью  готовой профпригодности  до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность

По мнению того же Е.А.Климова  существуют разные степени профпригодности. Он выделяет четыре таких степени:

  1. Непригодность (к данной профессии) Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье не совместимые с данной профессией. А также противопоказания могут быть и педагогическими.
  2. Годность (к той или иной профессии или группе таковых) Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области.
  3. Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и  наличием личных качеств которые годны для выбора данной профессии  или группе профессий.
  4. Призвание (данного человека данной области деятельности). Эти степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.

Работа профессионала  в основном и главном не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионал — система, имеющая  не только внешние, легко наблюдаемые  функции (отдачу), но и необходимейшие и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности психические, свойства, функции. К этим внутренним условиям, обстоятельствам относятся, в частности, и построение образа будущего результата деятельности, и некоторое «вынашивание» представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата. Сюда надо отнести и эмоциональную преднастройку к работе, и общее сознание защищенности и обществе, уверенности в завтрашнем дне, и удовлетворенность ситуацией в семье, дома, и стойкие особенности темперамента, и многое другое, включая и некоторый образ окружающего мира вообще. Недооценка такого рода обстоятельств закономерно ведет к взаимонепониманию и конфликту организатора со специалистом. В свете сказанного и профессионализм уместно понимать не как просто некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую многие компоненты.

 

Заключение

Из всего выше сказанного следует, во-первых, что творцом профпригодности в немалой степени является сам субъект деятельности. Ему важно ориентироваться в разнообразии и в тонкостях личных качеств людей. Во-вторых, профпригодность не создается, как правило, за счет какого-либо одного «выпирающего» ценного психологического качества человека. Яркая музыкальность может и не привести к значительным достижениям, если у человека не развита волевая саморегуляция. Талантливый выдумщик технических изделий может не состояться как профессионал, если ему лень одолевать премудрости черчения.

Говоря точнее, абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. То есть в принципе, все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем,  что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.

 

Список литературы

 

  1. Климов Е.А. «Основы психологии» М.: Просвещение 1990
  2. Климов Е.А. «Психология профессионала: Избранные психологические труды». М.: Воронеж, 1996.
  3. Пряжников Н. С. «Профессиональное и личностное самоопределение» М.:Воронеж 1996.
  4. Хомутова М.А. Особенности познавательных интересов школьников, связанных с выбором профессии /Вопросы психологии. 1998

Информация о работе Профпригодность