Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:46, курсовая работа
Исследование жизненных стратегий современной российской молодежи является актуальным как для анализа социальных характеристик молодежи, так и для изучения перспектив развития всего общества.
Степень научной разработанности темы. Исследование жизненных стратегий молодежи, ее самоопределения и профессионального выбора находится на стыке многих наук: социологии, философии, экономики, психологии, педагогики и ювенологии. В этом смысле данная проблема относится к числу сложных и многомерных.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования жизненных стратегий и планов молодежи………………………………………………….6
1.1 Теоретические подходы к определению понятий: «жизненные стратегии», «жизненный план»…………………………………………………..6
1.2 Признаки и типы жизненных стратегий…………….....................10
1.3 Жизненный план как механизм достижения жизненной стратегии…………………………………………………………...…………….13
Глава 2. Процедура применения анкетного опроса в изучении жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ (НПИ)…………………………………………………………………………….15
2.1 Анкетный опрос как социологический метод исследования образов будущего в молодежной среде…………………………………………….……15
2.2 Особенности формирования жизненных планов современной молодежи…………………………………………..……………………………..18
2.3 Типологизация жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ (НПИ)……………………………………………………….19
Заключение…………………………………………...……………...….26
Список используемой литературы…………………………………..
Проведенный анализ различных точек зрения, сложившихся в отечественной науке, позволяет сделать вывод, что понятие «жизненная стратегия» трактуется, по меньшей мере, в двух значениях:
Исходя из вышесказанного, ряд исследователей
проблем формирования и реализации
«жизненных стратегий» в социологии
молодежи предлагают обозначить следующие
ключевые аспекты этого понятия:
во-первых, определение границ и
конструирование индивидом
Наиболее распространенные типы стратегий, встречающиеся в повседневной жизни, выделяются по ряду институциональных признаков: социально-экономическому положению, способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов, системе регуляции и контроля, социальному характеру (коллективной ментальности), профессиональному этосу. В совокупности эти признаки образуют комплексный критерий социологической типологизации жизненных стратегий. Его содержание определяется характером социальной активности личности. Рецептивная ("приобретательская") активность является основой стратегии жизненного благополучия и ее аномальных форм - потребительско-накопительской, паразитарно-эксплуататорской и др. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает мотивационная ("достиженческая") активность, рассчитанная на общественное признание (примером служит предпринимательство). Наконец, для стратегии самореализации характерна творческая активность, направленная на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию). Специфика выделяемых нами типов стратегии зависит от содержания представленных в них, элементов [10].
Выделенные типы жизненных
стратегий имеют множество
Сфера распространения типа стратегий определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества; способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций - идеалов и верований. Можно предположить, что выбор жизненной стратегии обусловлен принадлежностью к определенному классу (группе, слою). Так, в современном обществе широкой популярностью пользуются стратегии жизненного успеха. Они в наибольшей степени соответствуют господствующему в нем духу индивидуализма, суверенитету личности, свободной конкуренции, плюрализму. В таком обществе всемерно поощряются разнообразные формы активности, личная инициатива и предприимчивость.
Стратегии жизненного благополучия имеют наибольшее распространение в традиционных и кризисных обществах. Они предполагают такие условия, как низкий уровень развития производства и сферы услуг, углубляющийся экономический кризис, отсутствие демократических традиций, авторитарные формы управления. Стратегии самореализации распространены в индустриальных и постиндустриальных обществах [10].
С социокультурными институциональными изменениями, определяющими степень социальной адаптивности индивида, связывает в своей работе тип стратегического поведения Д. Ю. Чеботарева. Используя интегративный критерий характера и степени социальной активности индивида, выделяется несколько типов жизненных стратегий:
Носителями разных стратегий являются представители разных групп и слоев. Социальной базой стратегии успеха выступают средние слои, научно-техническая интеллигенция, предприниматели, руководители, политические деятели. Стратегия жизненного благополучия характерна для маргинальных слоев и лиц, занимающихся преимущественно физическим трудом. К сторонникам стратегии самореализации надо отнести гуманитарную интеллигенцию, деятелей литературы и искусства, духовенство [1].
1.3 Жизненный план как механизм достижения жизненной стратегии
Как считает Эрик Берн, судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует свою жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать, если надо их отстаивать или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе. Встречаются люди, которые постоянно живут как будто бы в молчании и в страхе. Для большинства из них это большое несчастье. Только родные и очень близкие их друзья могут понять, что жизнь такого человека проходит в борьбе. В большинстве случаев он прожил жизнь, обманывая мир и в первую очередь себя.
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. В жизни, однако, может случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись.
Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве и в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора [3].
Ю.А. Зубок определяет жизненные планы как «идеализированное отражение будущего жизненного пути вступающих в жизнь молодых граждан. Жизненные планы и цели — это обобщенное выражение не только направленности ориентации, но и способов, путей реализации ожиданий в отношении будущего социального положения» [5].
Ю. В. Лунина отмечает, что выявление
жизненных стратегии молодежи предполагает
учет как внешних факторов, влияющих
на изменение жизнедеятельности
молодежи, так и внутренних, проявляющихся
в виде жизненных планов и ценностных
ориентации. Вместе с тем, с одной стороны,
изменяющиеся объективные и субъективные
условия макросреды опосредуют особенности
включения молодежи в социальную структуру
общества, что сказывается как на формировании
социального облика молодого человека,
так и степени развитости самой социальной
структуры. С другой стороны, факторы общественного
прогресса, отображаясь
в сознании молодых людей, влияют на их
потребности, интересы, ценностные ориентации,
что, в конечном счете, также отражается
на социальном облике молодежи [9].
ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА ПРИМЕНЕНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА В ИЗУЧЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПЛАНОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЮРГТУ (НПИ)
2.1 Анкетный опрос как социологический метод исследования образов будущего в молодежной среде
Анкетный опрос — один из основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения. Анкетный опрос широко используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики (напр., в профилактической медицине для широкомасштабного выявления лиц с риском заболевания ишемической болезнью сердца).
Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т.е. «отвечающим», от лат. гезропзаге — отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы [15].
Анкета (синонимы: вопросник, опросник, опросный лист) — разрабатываемый исследователем инструментарий анкетный опросник включающий: а) указание организации, проводящей анкетный опрос, и его цели; б) инструкцию по заполнению анкеты; в) формулировки вопросов и (часто, но не обязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящий. Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели анкетного опроса и его адресата. Объем анкеты варьирует от 2 — 3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов. Анкеты малого объема линейны по структуре: респондент последовательно переходит от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко имеют разветвленную структуру: специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относятся, что экономит время и повышает качество получаемой информации.
В зависимости от числа
одновременно опрашиваемых, анкетный
опрос может быть групповым или
индивидуальным. По процедуре анкетного
опроса может быть очным (анкетер
сам раздает и собирает анкеты;
может присутствовать при заполнении)
или заочным. Из заочных форм чаще прибегают
к почтовому анкетному опросу (рассылка
и возвращение анкет по почте) и прессовому
анкетному опросу (респонденты
вырезают опубликованную в периодическом
издании анкету, заполняют и отсылают
исследователю). Кроме того, анкетный опрос
может быть анонимным или
Надежность данных анкетного опроса зависит от множества факторов, в числе которых:
Надежность результатов анкетного опроса проверяется повторением процедуры на той же группе или использованием других методик — анализом документов, наблюдением, опросом экспертов и т.д.
К достоинствам анкетного опроса относятся:
Анкетный опрос несвободен от недостатков (самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения).
Кроме того, при заочных
опросах остро встает проблема сбора
заполненных анкет. Для улучшения
возврата анкет пользуются разными
способами мотивирования