Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:40, курсовая работа
Проанализировать бессознательное можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский врач-психиатр З. Фрейд (1856 - 1939). Он первый в науке допустил и развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющем его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. У З. Фрейда большая часть теории основана на сексуальности человека, которая является основной движущей силой в развитии индивида, на преувеличении сексуального влечения.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сознание и бессознательное - взаимодействующие между собой психические явления…………………………………………………………..
Сознательное и бессознательное в структуре личности…………….
Teopeтическoe обоcнoваниe прoблeмы беccознaтельного в психологии..
Фрейдизм…………………………………………………………
Неофрейдизм……………………………………………………..
Современный психоанализ (Мелани Клейн)…………………..
1.3 Проявление бессознательного в поведении и психике человека……
Заключение……………………………………………………………………
Использованная литература…………………………
существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
Совершенно иную, по Э. Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Э. Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге "Революция надежды" (1968) Э. Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого".
Одновременно Э. Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих психодуховных ориентациях, напоминающих результаты и символы церковной жизни.
К. Хорни (1885-1953), также составляющая поченый список представителей неофрейдизма, она придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности. Своеобразие К. Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые К. Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Хорни доказывает, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же З. Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.
В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:
к людям, как потребность в любви от людей, как потребность в независимости
против людей, как потребность во власти.
При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:
услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой
пытающаяся
отрешиться от общества агрессивная, жаждущая
престижа и власти.
Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты [2].
В истории психологии было очень много теорий бессознательного. Все они схожи и в то же время сильно различаются. Одни психологи дорабатывали и дополняли идеи других. Психоанализ, однажды родившись в результате лечения больных истерией З. Фрейдом, стал главной темой в работах многих ученых.
Пройдя через многие
годы, он изменился, изменились и идеи.
В следующем пункте этой главы мы рассмотрим
положение современного психоанализа
в лице Мелани Клейн, усовершенствовавшей
и пустившей в широкое использование современный
психоанализ.
1.2.3. Современный психоанализ (Мелани Клейн)
Мелани Клейн, лидер Британской школы психоанализа, была современницей великого З. Фрейда. Его теории сильно повлияли на ее собственную психоаналитическую деятельность. Она также рассматривала человека как изначально сексуальное существо, проходящее в своем развитии через определенные сексуальные стадии.
Ортодоксальная
В отличие от фрейдистов
М. Клейн считала, что только в
течение первого года жизни у
человека разворачивается
Модификация ранней тревоги выражается через либидо и отношение к реальным объектам. Совершая поворот от материнской груди к отцовскому пенису, ребенок выводит свое либидо от тревожной ситуации. Стадии в развитии либидо представляют позиции, которое оно завоевало в борьбе с деструктивными импульсами.
Доказывая формирование
эго и психосексуальное развитие
личности в течение первого года,
М. Клейн постулирует раннее становление
взаимоотношений ребенка с
Как только эти влечения переходят с материнской груди к другим объектам, т. е. частям тела матери, окружающим предметам и др. начинается фундаментальный процесс сублимации и отношений между ним и объектом, появляются новые интересы. Эти процессы являлись, по мнению М. Клейн, основой для сублимации во взрослой жизни.
Важно также, чтобы в течение изменения направленности желаний и тревог сохранилось любовное отношение к первичным объектам. Если же ребенок к своим первичным объектам относится с обидой или ненавистью, то это ставит под угрозу нормальное функционирование его сублимации и позитивное отношение к замещающим объектам.
Явления интроекции и проекции на первом году жизни М. Клейн объясняет как дополнительные функции, формирующие двойственное отношение к первичному объекту. У младенца существуют такие понятия как хорошая грудь и плохая грудь. На хорошую внутреннюю грудь ребенок проецирует свои любовные импульсы, на плохую внешнюю грудь он проецирует деструктивные импульсы. Интроекция закрепляет образ хорошей груди во внутреннем мире ребенка. Таким образом, объекты воспринимаются младенцем через фантазии о проецированном объекте.
В младенческом возрасте действуют два очень важных механизма – это фиксация и регрессия. Фиксация, т. е. задержка на любой стадии является причиной нарушения в психическом развитии. В результате фиксации у ребенка при возникновении некоторых трудностей проявляется наклонности, свойственные более ранним стадиям. Регрессия – возвращение к поведенческим формам ранних стадий. Отсюда вывод: фиксация и регрессия взаимосвязаны. Чем больше фиксация, тем быстрее при затруднениях у младенца возникает регрессия.
Мелани Клейн
М. Клейн, однако, не считала, что тревога всегда приводит к фиксации и регрессии. Тревога, по ее мнению, также усиливает либидные желания и стимулирует развитие либидо, т. к. удовлетворение либидо уменьшает тревогу и компенсирует стремление к возмещению. Таким образом, тревога то тормозит, то содействует развитию либидо.
Итак, Мелани Клейн,
постулирует активное функционирование
эго и супер-эго уже на первом
году жизни. Ее теории основаны на предположении
о выраженных бессознательных фантазиях
в этот период. М. Клейн подтверждает
существование сексуальных влечений у
младенца. Совершенствуя теорию первичных
влечений, она описывает широкий ряд сексуальных
и агрессивных фантазий первого года жизни,
включая эдиповые влечения [2].
Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.
Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.
Известно,
что главным регулятором
Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни
Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для филосовской системы. Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями ("субсенсорные" или "субцептивные" реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.
Быть сознательным – это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным для него является то, что сознание осознанности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако вновь может стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Представление – или всякий другой психический элемент в определенный момент может быть в наличности в сознании человека, а в последующий может оттуда исчезнуть; через некоторый промежуток времени оно может совершенно неизменным снова всплыть в памяти, без каких-либо предшествующих новых чувственных восприятий. Учитывая это явление, можно сделать вывод, что представление сохранялось в душе человека и в этот промежуток времени, хотя было скрыто от сознания. Но в каком оно было виде, сохраняясь в душевной жизни и оставаясь скрытым от сознания относительно этого, неизвестно.
Информация о работе Проявление бессознательного в поведении и психике человека