Проявления кризиса первого года и особенности общения с ребенком в этот период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:29, реферат

Краткое описание

Первый год жизни для малыша - один из самых насыщенных и сложных, ребенок проходит множество этапов развития, малыш сначала учится переворачиваться с боку на бок, затем сидеть, ползать, ну и, наконец, ходить. Обилие информации и физической нагрузки - все, что приходится испытать в течение первого года жизни, не может не вызвать кризис. Кризисы - неотъемлемая часть нормального физического и психического развития ребенка, это своеобразный итог, переход на следующий этап развития. В конце первого года жизни малышу предстоит распрощаться с периодом младенчества и вступить в период раннего детства, который продлится до трех лет.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------------3
Кризис первого года жизни ребенка. Новообразования
младенческого возраста как предпосылки кризиса-----------------------5
Поведенческие проявления кризиса одного года--------------------------7
Особенности общения с ребенком в период
кризиса первого года-------------------------------------------------------------9
Заключение-----------------------------------------------------------------------------18
Список литературы-------------------------------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по возр. псих-гии.docx

— 50.26 Кб (Скачать файл)

Капризы вспыхивают по любому поводу, и родителям тяжело определить, что же на этот раз стало причиной каприз или истерики. Впервые столкнувшись с детской истерикой, редкий родитель не растеряется и сохранит хладнокровие. Тут нужно помнить, что капризы, скандалы, чрезмерная обидчивость, желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность – это не следствие дурного характера или неправильного воспитания, а естественные проявления взросления.

Родителям нужно помнить, что ребенок многому научился за год, и многое уже умеет, но он еще не научился рассказать о своих желаниях или потребностях. Он продолжает активно изучать мир вокруг себя, который значительно расширился с того момента, как ребенок научился ходить. Он все берет в руки, и даже пробует на зуб. А родители только и делают, что твердят нельзя, нельзя и не надо. Ребенку не понять, почему ему запрещают, поэтому продолжает изучать запретный предмет, а в ответ еще громче родители произносят нельзя. Вот тут ребенок не выдерживает и начинает плакать, потому что словами он не может еще высказать своего недовольства. Ребенок продолжает самостоятельное изучение окружающего мира, и опять натыкается на запреты.

Так зарождается кризис. И если стиль воспитания в данной семье далек от идеала, то обстановка может накалиться, чем больше родители запрещают малышу, чем больше возражают его желаниям, тем более глубоким становится кризис.

Мамам надо осознать, что ребенку надо позволить быть самостоятельным.

Надо делать не для малыша, не вместо него, а вместе с ним. Нужно быть чутким родителям, чтобы не прозевать первые проявления самостоятельности, и не погубить их.

Понимающие родители стараются направить активность стремящегося к независимости ребенка в нужное русло:

  • Забота о максимальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову «нельзя».
  • У малыша обязательно должны быть некоторые запреты и рамки желаний. Вседозволенность тяжела не только для родителей, но и для самого ребенка.
  • Однако для любых запретов должны быть четкие логические основания. Запреты могут касаться того, что представляет опасность для жизни и здоровья, они могут быть связаны с вашей работой или тем, что вам очень дорого.
  • Требования и запреты должны быть последовательны. Нужно исключить ситуации, когда сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае.
  • Если запретов слишком много, часть из них перестает соблюдаться. В таком случае, вполне возможно, ребенок решит нарушить именно тот запрет, который для вас окажется наиболее важным. Значительно легче регулировать поведение ребенка, просто убрав запрещенные вещи из его поля зрения.
  • Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное.
  • Нужно провести ревизию дома на предмет его «доброжелательности» к ребенку.
  • Родители должны быть готовы предложить выбор, привлекательную замену опасному предмету.
  • Необходимо научить малыша правильно обращаться с вещами.

Если родители с пониманием отнесутся к становлению самостоятельности, и не отобьют желание ребенка все делать самому, то в подарок получат самостоятельного, уравновешенного, жизнерадостного ребенка.

Конечно, кризисный период труден не только для малыша, но и для его родителей. Через пару недель непрерывных истерик, отказов и драк, а также после полутора десятков набитых синяков и шишек родителям начинает казаться, что проще родить нового малыша, чем перевоспитать уже имеющегося. Никакие привычные воспитательные меры на ребенка просто не действуют! Многие родители, отчаявшись унять ревущего кроху, просто дают ему по попе или прикрикивают. Но это помогает ненадолго. Как же быть? Как заставить такого маленького, но уже такого непослушного сделать то, что нужно?

Способы решения основных проблем, с которыми

сталкиваются  родители:

(По материалам журнала «Мой ребенок»)

1. «Хвостатая мама» 
У малыша периодически наступают такие дни, когда он не отпускает маму буквально ни на шаг! Когда вас нет дома, это «золотой ребенок» — послушный, дружелюбный игрун. Но стоит маме появиться на пороге… Малыш тут же полностью переключается на вас, требует внимания, не позволяя заниматься никакими другими делами. Что же делать? Допустим, вы вернулись с работы и у вас есть некоторое количество домашних дел. А еще есть малыш, который настойчиво требует внимания. И это вполне естественно, ведь он соскучился. У вас есть два  варианта. Первый — не обращать внимания на возмущенного и расстроенного ребенка и пытаться заниматься своими делами (например, приготовлением ужина). Будьте готовы к тому, что ваши ноги будут покусаны, а кастрюли и миски — опрокинуты как главные конкуренты в борьбе за мамино внимание. Ужин толком вы не приготовите, зато потратите километр нервов своих и ребенка. А второй вариант — уделить полчаса только качественному общению с малышом. Играйте, возитесь с ним, носите на руках. И вот увидите — малыш быстро удостоверится, что мама никуда не исчезла, и довольно скоро потребует свободы. Вы сможете выдать ему пару сковородок и посадить возле себя на кухне, получив возможность полноценно заняться своими делами.

2. Плач под дверью 
С этим сталкивается почти каждая мама, и почти каждая стесняется об этом сказать подругам: такая прозаическая вещь, как посещение душа или туалета становится почти неразрешимой проблемой! Ваш сын или дочка горько рыдают под дверью, пока вы не появитесь на пороге. И это вовсе не из вредности, а от большой любви и страха, что мама исчезнет. Но эта проблема решается на удивление просто: 
• идя в туалет, берите с собой яркие картинки, фантики от конфет и т.д. Засовывайте их малышу под дверь, и он в полном восторге будет запихивать их обратно; 
• вы можете громко петь любимые песни — слыша ваш голос за дверью, ребенок убедится, что вы не исчезли; 
• еще одна веселая игра: попросите мужа закрыться в туалете, а вы с дочкой или сыном останьтесь снаружи. А теперь постучите. Папа говорит: «Нет-нет-нет!», а вы — «Ждем-ждем-ждем!». Поменяйтесь ролями, и после нескольких таких тренировок малыш будет с удовольствием стучать в любые закрытые двери и ждать ответа.

3. Маленький исследователь 
Годовалый ребенок уже очень подвижен, по-прежнему любопытен и, к сожалению, еще не очень разумен. А вокруг столько всего интересного! Чтобы свести к минимуму риск травм и необходимость запретов (уж очень болезненно они воспринимаются в этом возрасте), пора подумать о безопасности вашего дома. Сейчас тот период, когда красоту и декоративность квартиры следует временно принести в жертву здравому смыслу. Как показывает опыт, годовалый ребенок разбивает все, что можно разбить, падает отовсюду, откуда можно упасть и тянет в рот все, что может в него поместиться. И очень возмущается, если взрослые не позволяют этого сделать. Если же необходимость запрета все-таки возникла, не пресекайте любопытство малыша, а перенаправьте в мирное русло, иначе рискуете получить вялого, ничем не интересующегося ребенка. Предложите малышу разрешенный способ взаимодействия с интересующим его предметом. К примеру, скажите и покажите: «Книжку рвать нельзя, можно перелистывать. Живого котенка не надо хватать за хвост, можно погладить. А с игрушечным можешь делать что хочешь».

4. Обыденные войны 
Классическое проявление кризиса одного года — это возникновение больших проблем в самых обычных делах. Малыш начинает проявлять редкостное упрямство и негативизм в вопросах еды, одевания, прогулок. Это связано с его растущей самостоятельностью, и если что-то он не умеет пока сделать сам, то свою личность может проявить хотя бы в отказе. Здесь ваши незаменимые помощники — куклы, плюшевые мишки и книжки с картинками. Годовалый ребенок очень восприимчив к чужому примеру (и хорошему, и не очень). Поэтому «мальчик на картинке» поможет накормить, медвежонок — одеться (особенно если вы позволите малышу самому одевать игрушку), кукла — купаться и укладываться спать.

5. Буря эмоций 
И, пожалуй, самая большая головная боль всех родителей — это эмоции ребенка. Его настроение меняется каждые 30 секунд, чуть что не так — малыш рыдает, швыряет вещи, топает и сводит с ума всю семью. Особенно пугает родителей обычай абсолютно всех годовалых детей с воплем падать на пол и стучать ногами и руками, а то и головой. Кажется, что крик и слезы не прекращаются ни на минуту. Родители злятся, раздражаются, наказывают ребенка… Но перед тем, как прикрикнуть на ваше вопящее чадо, остановитесь и задумайтесь вот над чем. Во-первых, малыш сам очень сильно страдает от своего состояния и пока что не умеет его контролировать. Во-вторых, он очень чувствителен к маминому настроению, и если вы с перекошенным лицом будете шипеть: «Успокойся немедленно!» — это никак не поможет, а только возбудит малыша еще сильнее.  
Вообще, все бурные эмоции малыша можно разделить на три группы. Первая — это реакции на отказ или запрет. Малыш расстроен и выражает это именно таким способом — по-другому не умеет. Поэтому ваша задача — посочувствовать и переключить внимание малыша на что-то интересное. 
Вторая группа — это «капризы специальные», инструмент малыша для достижения желаемого. Если ребенок капризничает «просто так», при этом не очень громко, а скорее канючит — видимо, ему скучно. Поговорите с ним, описывая, что вы сейчас делаете, мимо чего проходите и т.д. А если ребенок капризничает, добиваясь чего-то запрещенного, ни в коем случае не отменяйте запрет! В противном случае вы только приучите добиваться желаемого с помощью громкого крика и дадите маленькому человечку понять, что на самом деле главнее не мама, а малыш (ведь он может заставит ее сделать все что угодно, даже то, что «нельзя»). Поэтому на показательные капризы реагируйте нейтрально, но следите, чтобы кроха не травмировал себя или близких.  
Третья группа — «истерики усталости». Ребенок перевозбужден или переутомлен после похода по магазинам, зоопарку, после тяжелого дня. Он начинает капризничать, плач становится сильнее и сильнее, кажется, его невозможно успокоить. Вот это как раз не тот вариант, когда малыша можно оставить наедине со своим состоянием. Этот каприз проходит очень трудно. Прежде всего, успокойтесь сами (например, примите мягкое успокоительное) —ваше состояние передается и ребенку. Постарайтесь не доводить ситуацию до такого плача, когда ребенок «заходится», икает — это очень вредно для его здоровья. Положите рядом с ним подушечку, набитую сухими травами (мята, ромашка, валериана, мелисса и т.д.), включите тихую колыбельную музыку или просто откройте краны в ванной, ласково говорите с ним.

 

Кризис одного года у мамы

(По материалам журнала "Мой ребенок").

К сожалению, сейчас еще очень мало пишут и говорят о том, что  мама тоже переживает свой кризис одного года. И женщины, столкнувшись с переживаниями, не знают: нормально ли это? Что же происходит на душе у мамы такого шустрого карапуза? 
Во-первых, мама переживает из-за выросшей самостоятельности малыша. Могут появляться такие мысли вроде: «Ну вот, я его родила, кормила, заботилась, а теперь я ему совсем не нужна!». Но это только кажется. Даже если теперь сын или дочка могут есть суп и самостоятельно бегать за погремушками, это вовсе не значит, что вы ему не нужны! Ведь мама — это не только молоко и руки, на которых можно сидеть. Мама — это главный источник безопасности и уверенности в своих силах. Малыш действительно становится более независимым, но его смелость строится на уверенности, что в любой момент он может рассчитывать на мамину защиту. Образно говоря, ваша с малышом невидимая пуповина вовсе не оборвалась, а только удлинилась.

Вторая проблема — внутренний конфликт между желанием разнообразия и чувством долга. Мама, уставшая от однообразия  домашней рутины, и рада бы выйти  на работу, уделять больше внимания хобби и друзьям, но голос совести (часто в лице бабушек, мужа и подруг с детьми) внушает: «Ребенок еще слишком маленький, а ты развлекаться надумала! Посиди еще дома». Здесь стоит трезво оценить, насколько страдает ребенок от общения с замотанной мамой и решить, сколько времени вы готовы выделить на себя. Здоровая и счастливая мама — это здоровый и счастливый ребенок.

Третья и самая распространенная проблема — это «комплекс плохой матери». Когда годовалый ребенок ведет себя далеко не ангельски, особенно на публике, редкая мама удержится от мысли: «Это я виновата, я воспитываю его неправильно, у других дети вон какие послушные!». Чтобы избавиться от этого чувства, прочитайте статью еще раз и запомните главное: абсолютно все годовалые дети капризничают, падают на землю, цепляются за маму и отовсюду сваливаются.  Это нормально, это необходимо для их развития. А еще есть такая народная мудрость: ребенок понимает, что поступает нехорошо. И главная проблема в том, что он начинает считать себя плохим и недостойным маминой любви. Поэтому важно показать ему, что его любят и что со всеми так бывает.

***

Родителям годовалого бунтаря нужно  помнить, что переходный возраст рано или поздно закончится, и в семье снова воцарится мир. Если мамы и папы проявят спокойствие, запасутся терпением и проявят гибкость по отношению к желаниям малыша, то первый переходный этап пройдет легче, и быстрее завершится. Главное понять, что годовалый ребенок – это уже человек, со своими желаниями, чувствами, просто этот человек не может еще нам рассказать обо всем этом. Главное научится понимать малыша, и это облегчит протекание кризиса не только ребенку, но и его родителям.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первый год жизни для  малыша - один из самых насыщенных и  сложных, ребенок проходит множество  этапов развития. Обилие информации и  физической нагрузки - все, что приходится испытать в течение первого года жизни, не может не вызвать кризис. Кризисы - неотъемлемая часть нормального физического и психического развития ребенка, это своеобразный итог, переход на следующий этап развития.

Кризис первого года - переходный период от младенчества к  раннему детству. Он обусловлен новообразованиями младенческого периода и является своеобразным итогом данного этапа развития ребенка. Возникновение кризиса связано со следующими моментами:

  • Становление ходьбы
  • Развитие речи
  • Возникновение актов протеста, оппозиции, противопоставления себя другим.
  • Предметная деятельность:  ребенок – предмет – взрослый

Поэтому этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. В младенческом возрасте ребенок автономной детской речью, практическими действиями, негативизмом, капризами обособляется от взрослого, настаивая на своей самости.

Поведенческим симптомом  наступления кризиса одного года Л.С. Выготский считал появление особых аффективных состояний – гипобулических реакций, протекающих по типу эмоционального взрыва. Это может проявляться в том, что ребенок,  требуя желаемого громко кричит, может бросаться на пол, топать ногами и т.д. Наталкиваясь на запрет, ребенок, начинает бунтовать, он плачет, капризничает, упрямится, все эти проявления и есть симптомы кризиса 1 года жизни. В период кризиса нелегко приходится не только ребенку, но и его родителям. Капризы вспыхивают по любому поводу, и родителям тяжело определить, что же на этот раз стало причиной каприз или истерики. Впервые столкнувшись с детской истерикой, редкий родитель не растеряется и сохранит хладнокровие. Но родителям нужно помнить, что капризы, скандалы, чрезмерная обидчивость, желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность – это не следствие дурного характера или неправильного воспитания, а естественные проявления взросления.

Родителям нужно помнить, что ребенок многому научился за год, и многое уже умеет, а исследование окружающего мира – это естественная потребность годовалого крохи. Главная задача родителей, в период кризиса одного года состоит в том, чтобы позволить ребенку быть независимым (в той мере, в какой он к этому способен), и не отбить желание ребенка все делать самому, конечно, при этом  обеспечив его безопасность.

Информация о работе Проявления кризиса первого года и особенности общения с ребенком в этот период