Проявления чувства взрослости у подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:55, реферат

Краткое описание

Зарубежные психологи не выделяют чувство взрослости как главное свойство личности подростка. Периодизации подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии не совпадают. Так, возраст от 11 до 15 лет отечественные психологи относят к подростковому, а после 15 лет (старшие классы школы) – к ранней юности, поскольку кризисы уже проходят. Мы придерживаемся точки зрения, принятой Т. В. Драгуновой, Л. С. Выготским, В. А. Крутецким, Д. Б. Элькониным и др. Считаем неправомерным относить к подростковому возрасту раннюю юность, так как на этом этапе развития появляются качественно иные психические новообразования.

Содержание

Введение
1. Развитие «чувства взрослости» у подростка
2.Трудности взросления подростков
3. Помощь в разрешении внутренних и внешних конфликтов подросткового возраста.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проявления чувства взрослости у подростка.docx

— 48.09 Кб (Скачать файл)

Первое открытие, знаменующее собой  чувство взрослости, выражается в  осознании разочарования в совершенстве взрослого мира: «Мир несовершенен, в нем много порока и зла», «Как жить в этом несовершенном мире?»  и «Я в этом мире одинок!».

Сравнивая себя с взрослыми, несовершенство которых все больше и больше начинает открываться для подростка, он сам  в своих глазах чрезвычайно вырастает, поскольку видит, что уже во многом может сравниться с взрослыми, а  в некоторых вопросах даже превосходит  их.

Первый этап взросления характеризуется  разочарованием подростка во взрослом мире и завышенной самооценкой. Здесь  он ощущает свои выросшие возможности  и собственную позитивность, но уже  понимает, что в дальнейшем он станет хуже: «менее добрым, менее смелым, чутким, но более грубым и т. п.».

Однако вскоре подросток начинает воспринимать себя в этом несовершенном  мире более реально, и к нему приходит ощущение тревоги и страха: «Как жить в несовершенном мире?» Оставаясь  в психологической и экономической  зависимости от взрослых, подросток  оказывается в ситуации, когда  он вынужден быть зависим от взрослых, в которых он разочарован и  которым он уже не может доверять, как в детстве. Распад доверительных  отношений и осознание собственного мира рождают потребность в дистанции  и независимости от окружающих, которая  вступает в противоречие с потребностью в зависимости и опеке.

Второй этап становления взрослости характеризуется развитием эмоционально-лабильного состояния, часто приводящего к  депрессивным состояниям, о чем свидетельствуют  исследования, проведенные А. И. Подольским и О. А. Идобаевой [5]. Перестройка или даже потеря эмоционального контакта с родителями и учителями определяет социальную ситуацию развития подростка на этом этапе. Подростки уже не могут ориентироваться на взрослых, и дальнейшее их развитие чаще всего осуществляется в интимно-личностном общении со сверстниками.

Таким образом, в содержании «чувства взрослости» можно выделить следующие  переживания, испытываемые подростками:

1) развитие критического отношения  к взрослым;

2) разочарование в совершенстве  взрослого мира; 3) ощущение тревоги  и страха перед несовершенством,  неопределенностью окружающего  мира;

4) ощущение одиночества в результате  осознания своего внутреннего  мира и потери эмоционального  контакта с родителями;

5) ожидание равенства в общении  с взрослыми.

Дальнейшее развитие личности современных  подростков строится по двум основным направлениям. Наиболее благополучное  развитие осуществляется в ситуации принятия окружающими взрослыми  критического отношения к взрослому  миру и, как следствие, благоприятное, без значительных внутренних и внешних  конфликтов дальнейшее развитие подростков. Принимая сомнение, критику и разочарование  подростка в совершенстве взрослого  мира, разделяя с ним его неуверенность, тревогу и страх, соглашаясь с  его внутренней позицией и особым взглядом, взрослый тем самым впускает подростка в мир взрослых, ставит его на одну ступень с собой -- дает возможность реализоваться подростковому «чувству взрослости».

Второе направление развития, сопряженное  с глубокими внутренними и  внешними конфликтами (его принято  называть трудновоспитуемостью), характеризуется  непринятием или игнорированием критического отношения подростка  к взрослым. Наиболее распространенной реакцией подростка на непринятие его  нового отношения к миру взрослых является стремление к самоутверждению  в форме демонстрации своей «взрослости» через отражение всех негативных сторон взрослого образа жизни, которое  традиционно интерпретируется как  стремление к взрослости или проявление самого «чувства взрослости» [3, с.116].

Таким образом, если мы встречаем подростков, демонстрирующих грубые формы «взрослости» (сквернословие, курение, алкоголь, демонстрация сексуального поведения и прочее), то можем сделать вывод, что истинное «чувство взрослости» у данных подростков не воспринято близкими взрослыми. При  этом принятия «чувства взрослости»  как умения разделить с подростком его критическое отношение к  взрослым и тревогу по поводу несовершенства мира хотя бы одним взрослым бывает достаточно, чтобы подросток получил  опыт нового отношения со стороны  взрослого мира и, таким образом, был принят во взрослый мир и реализовал свое «чувство взрослости». Принятие «чувства взрослости» помогает подростку  снять напряжение критического состояния  и, как следствие, тревогу, агрессивные  тенденции, позволяет гармонично войти  в мир взрослых без излишних конфликтов.

Заключение

Отношение к подростку со стороны  взрослых должно заключаться в уважении его «чувства взрослости», а по существу в принятии критического отношения  к взрослым, в понимании реакции  подростка на разочарование в  совершенстве взрослого мира в целом, в необходимости разделить с  ним тревогу и снять страх  перед несовершенством этого  мира.

Построить принимающие отношения  с подростком удается далеко не всем взрослым. Трудности возникают в  связи с тем, что, с одной стороны, психологическая компетентность не только родителей, но и педагогов  еще не достигает должного уровня, с другой -- построение адекватных отношений с подростком требует определенной личностной зрелости самих взрослых, что тоже создает известную трудность.

Чтобы соответствовать внутреннему  состоянию подростка, взрослый должен уметь принять критическое отношение  к себе. Однако упреки в некомпетентности, обиды на несправедливость и т. п., высказанные в грубой и даже агрессивной  форме, могут быть приняты взрослыми  с большим трудом или не приняты  вовсе. Способность принять критическое  отношение подростка во многом определяется внутренней позицией взрослого, его  личностной зрелостью. Сущность такой  внутренней позиции состоит в  уверенном отношении взрослого  к самому себе, без претензий на непогрешимость, совершенство, компетентность во всех вопросах, стремления быть «непререкаемым авторитетом» в глазах подростка. И  вместе с тем такой взрослый остается уверенным, не уязвленным, не теряющим своего достоинства. Такая позиция  взрослого дает возможность подростку, вслед за старшими, спокойно принимать  несовершенство мира и в окружающих, и в себе, что может к тому же снижать степень неуверенности  подростка и его закомплексованность. Кроме того, уверенная позиция  взрослого, который спокойно относится  к несовершенству мира, позволяет  и подростку снимать свою тревогу  и страх перед непонятным для  него миром и учиться жить в  нем. Чувство взрослости. Важная особенность подросткового возрас¬та — формирование центрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает счи¬тать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.  
Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он замечает, как быстро увеличиваются его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки на¬ступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, напри¬мер своих родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убежде¬нию, что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участ¬вовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствие этому их реальных возможностей.  
Чувство взрослости вызывает стремление подростков к само¬стоятельности и известной независимости. Отсюда их чувстви¬тельность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.  
Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, и в наличии собст¬венных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. Отрицательные проявления чувст¬ва взрослости выражаются в том, что подростки склонны сопро¬тивляться влиянию старших, часто не признают их авторитета, игнорируют, предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей, учителей.  
Воспитателям надо иметь в виду, что чувство взрослости — это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нуж¬но не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаи¬моотношения с подростком надо постепенно и разумно перестраи¬вать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в извест¬ных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля, так как подросток очень нуждается в твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Подрост¬ков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства — всего того, что было в какой-то" мере оправдано по отношению к дошколь¬нику или младшему школьнику. Надо отказаться от злоупотребле¬ния тоном категорических распоряжений и приказов, безапелля¬ционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требова¬ний вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляю-щих чувство собственного достоинства, самоуважения подростка.    Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь

Список литературы

подросток взрослость самосознание

1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Психология подростка: Хрестоматия. - М.: Российское педагогическое агенство , 1997. -- 526 с.

2. Выготский Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. - М., 1982.

3. Драгунова Т. В. Проблема  конфликта в подростковом возрасте / Т. В. Драгунова // Психология  подростка: Хрестоматия. - М.: Российское  педагогическое агенство , 1997. -- 526 с.

4. Кон И. С. Психология ранней  юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 342 с.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

5. Подольский А. И., Идобаева О. А. Внимание: подростковая депрессивность / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. - М., 2004.

6. Поливанова К. Н. Психология  возрастных кризисов / К. Н. Поливанова.- М., 2000.

7. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. - М., 1995.

8. Эльконин Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д. Б. Эльконин // Психология подростка: Хрестоматия. - - М.: Российское педагогическое агенство , 1997. -- 526 с.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
  3. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
  4. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  7. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
  8. Взрослостью называется ощущение подростком себя как взрослого, стремление его поступать так, как поступает взрослый, и добиваться того, чтобы с ним считались так же, как со взрослым. Взрослость проявляется по отношению к самому себе, к окружающим взрослым и сверстникам.
  9. Взрослость по отношению к себе проявляется у подростка в том, что он стремится перенять формы взрослого поведения, иногда с аддиктивными привычками (курение, употребление малоалкогольных и сильноалкогольных напитков, нецензурная брань и пр.). Но более всего подросток стремится изменить самого себя – стать взрослым. Поэтому он усиленно начинает заниматься самообразованием и самовоспитанием. Особенно ярко это проявляется в желании стать внешне похожим на взрослых – так же одеваться, использовать косметику. Девочки–подростки, стремясь походить на топ–моделей, начинают носить обувь на высоком каблуке, делают экстравагантные прически, одеваются по моде, причем в крайнем ее выражении. Мальчики хотят быть физически сильными и развитыми.
  10. Формирование у подростка качественно новых психических образований – элементов взрослости – возможно в результате «перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми, товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов и учебно–познавательной деятельности, а также морально–этических инстанций, опосредующих деятельность, поведение, отношения».
  11. Еще раз подчеркнем, что разные стороны взрослости проявляются и формируются не одинаково. Это объясняет сосуществование в подростке детскости и взрослости – детский облик и взрослые интересы, «детский» паспортный возраст и наличие профессиональных намерений. Все это доказывает, что даже в одном подростке уровни развития разных сторон взрослости различны. В современных подростках одни черты взрослости благоприятно действуют на формирование личности, а другие тормозят его. Важно, что в этот период начинают формироваться социальные и моральные установки.
  12. Почему у некоторых подростков черты взрослости проявляются обостренно? Прежде всего, потому, что значимая для каждого из них деятельность имеет свои отличия. Одни идут в школу, учатся три–четыре года, а затем естественно, без «ломки», переходят в пятый класс, особенно если они занимаются также в спортивной или музыкальной школе. Для других переход в среднюю школу проходит болезненно. Они боятся новых учителей, новых требований и т. д.
  13. Следующее объяснение можно найти в статусе подростка в современном обществе: чем больше он изолирован от мира взрослых, не включен в материальное производство, тем дольше его будут оберегать, а он будет оставаться социально незрелым. Одно из объяснений обостренного характера взрослости подростка американский ученый К. Левин видит в принадлежности взрослых и детей к разным самостоятельным группам. Группа взрослых обладает такими привилегиями, которых нет у подростка. Он желает перейти в мир взрослых, но не имеет для этого ни соответствующего статуса, ни полномочий, ни функций. Да и взрослые вполне справедливо считают его ребенком по физическим силам, по «детской» смене настроения и неустойчивости желаний. Возникает социальная неприкаянность подростков. И чем больше это будет проявляться, тем длиннее будет период взросления, тем труднее он будет для будущего личности. Значит, общество обязано не отделяться от групп подростков, а наоборот, включать их в свой мир.
  14. Опираясь на социальную ситуацию развития и ведущую деятельность, можно сказать, что некоторая размытость границ вступления в новые отношения с учителями, с другими школьниками старших классов естественна. Новые нормы и требования, предъявляемые педагогами к учащимся начальных классов, варьируют в зависимости от ситуации. Общественное положение подростка и его ведущая деятельность существенно не изменяются. Изменения происходят не в окружении подростка и не в отношении к нему людей, а в нем самом. Поэтому разные дети вступают в подростковый возраст в разном паспортном возрасте.

Информация о работе Проявления чувства взрослости у подростка