Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:55, реферат
Зарубежные психологи не выделяют чувство взрослости как главное свойство личности подростка. Периодизации подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии не совпадают. Так, возраст от 11 до 15 лет отечественные психологи относят к подростковому, а после 15 лет (старшие классы школы) – к ранней юности, поскольку кризисы уже проходят. Мы придерживаемся точки зрения, принятой Т. В. Драгуновой, Л. С. Выготским, В. А. Крутецким, Д. Б. Элькониным и др. Считаем неправомерным относить к подростковому возрасту раннюю юность, так как на этом этапе развития появляются качественно иные психические новообразования.
Введение
1. Развитие «чувства взрослости» у подростка
2.Трудности взросления подростков
3. Помощь в разрешении внутренних и внешних конфликтов подросткового возраста.
Заключение
Список используемой литературы
Первое открытие, знаменующее собой
чувство взрослости, выражается в
осознании разочарования в
Сравнивая себя с взрослыми, несовершенство которых все больше и больше начинает открываться для подростка, он сам в своих глазах чрезвычайно вырастает, поскольку видит, что уже во многом может сравниться с взрослыми, а в некоторых вопросах даже превосходит их.
Первый этап взросления характеризуется разочарованием подростка во взрослом мире и завышенной самооценкой. Здесь он ощущает свои выросшие возможности и собственную позитивность, но уже понимает, что в дальнейшем он станет хуже: «менее добрым, менее смелым, чутким, но более грубым и т. п.».
Однако вскоре подросток начинает
воспринимать себя в этом несовершенном
мире более реально, и к нему приходит
ощущение тревоги и страха: «Как
жить в несовершенном мире?»
Второй этап становления взрослости
характеризуется развитием
Таким образом, в содержании «чувства взрослости» можно выделить следующие переживания, испытываемые подростками:
1) развитие критического
2) разочарование в совершенстве
взрослого мира; 3) ощущение тревоги
и страха перед
4) ощущение одиночества в
5) ожидание равенства в общении с взрослыми.
Дальнейшее развитие личности современных подростков строится по двум основным направлениям. Наиболее благополучное развитие осуществляется в ситуации принятия окружающими взрослыми критического отношения к взрослому миру и, как следствие, благоприятное, без значительных внутренних и внешних конфликтов дальнейшее развитие подростков. Принимая сомнение, критику и разочарование подростка в совершенстве взрослого мира, разделяя с ним его неуверенность, тревогу и страх, соглашаясь с его внутренней позицией и особым взглядом, взрослый тем самым впускает подростка в мир взрослых, ставит его на одну ступень с собой -- дает возможность реализоваться подростковому «чувству взрослости».
Второе направление развития, сопряженное с глубокими внутренними и внешними конфликтами (его принято называть трудновоспитуемостью), характеризуется непринятием или игнорированием критического отношения подростка к взрослым. Наиболее распространенной реакцией подростка на непринятие его нового отношения к миру взрослых является стремление к самоутверждению в форме демонстрации своей «взрослости» через отражение всех негативных сторон взрослого образа жизни, которое традиционно интерпретируется как стремление к взрослости или проявление самого «чувства взрослости» [3, с.116].
Таким образом, если мы встречаем подростков, демонстрирующих грубые формы «взрослости» (сквернословие, курение, алкоголь, демонстрация сексуального поведения и прочее), то можем сделать вывод, что истинное «чувство взрослости» у данных подростков не воспринято близкими взрослыми. При этом принятия «чувства взрослости» как умения разделить с подростком его критическое отношение к взрослым и тревогу по поводу несовершенства мира хотя бы одним взрослым бывает достаточно, чтобы подросток получил опыт нового отношения со стороны взрослого мира и, таким образом, был принят во взрослый мир и реализовал свое «чувство взрослости». Принятие «чувства взрослости» помогает подростку снять напряжение критического состояния и, как следствие, тревогу, агрессивные тенденции, позволяет гармонично войти в мир взрослых без излишних конфликтов.
Заключение
Отношение к подростку со стороны взрослых должно заключаться в уважении его «чувства взрослости», а по существу в принятии критического отношения к взрослым, в понимании реакции подростка на разочарование в совершенстве взрослого мира в целом, в необходимости разделить с ним тревогу и снять страх перед несовершенством этого мира.
Построить принимающие отношения с подростком удается далеко не всем взрослым. Трудности возникают в связи с тем, что, с одной стороны, психологическая компетентность не только родителей, но и педагогов еще не достигает должного уровня, с другой -- построение адекватных отношений с подростком требует определенной личностной зрелости самих взрослых, что тоже создает известную трудность.
Чтобы соответствовать внутреннему
состоянию подростка, взрослый должен
уметь принять критическое
Сознание собственной взрослости возникает
у подростка не случайно. Он замечает,
как быстро увеличиваются его рост, вес,
физическая сила и выносливость, замечает
у себя признаки на¬ступающей половой
зрелости. Подросток начинает осознавать,
что его знания, навыки и умения значительно
расширяются, что кое в чем в этом отношении
он превосходит многих взрослых, напри¬мер
своих родителей, а порой (в частных вопросах)
и отдельных учителей. Наконец, подросток
чувствует, что его участие в жизни взрослых
людей становится значительно большим,
он активно участвует в школьной общественной
жизни. Переоценивая свои возросшие возможности,
подростки нередко приходят к убежде¬нию,
что они уже мало чем отличаются от взрослых
людей, и претендуют, чтобы и взрослые
относились к ним как к равным. Возникает
противоречие между потребностью подростков
участ¬вовать в жизни взрослых в качестве
полноправных членов и несоответствие
этому их реальных возможностей.
Чувство взрослости вызывает стремление
подростков к само¬стоятельности и известной
независимости. Отсюда их чувстви¬тельность
к оценке взрослых, их обидчивость, острая
реакция на попытки взрослых (действительные
или кажущиеся) умалить их достоинство,
принизить их взрослость. Подросток добивается
того, чтобы взрослые считались с его мыслями,
уважали их.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении
подростков быть относительно независимыми
от взрослых, и в наличии собст¬венных
взглядов и суждений, и в подражании внешнему
облику и манере поведения взрослых. Отрицательные
проявления чувст¬ва взрослости выражаются
в том, что подростки склонны сопро¬тивляться
влиянию старших, часто не признают их
авторитета, игнорируют, предъявляемые
им требования, критически относятся к
словам и поступкам родителей, учителей.
Воспитателям надо иметь в виду, что чувство
взрослости — это здоровое и ценное в
своей основе чувство. Поэтому его нуж¬но
не подавлять, а стараться ввести в правильное
русло. Взаи¬моотношения с подростком
надо постепенно и разумно перестраи¬вать,
признавая их права на относительно большую
независимость и самостоятельность. Разумеется,
все это должно быть в извест¬ных разумных
пределах. Не может быть и речи о полной
отмене руководства и контроля, так как
подросток очень нуждается в твердом и
постоянном руководстве со стороны взрослых.
Подрост¬ков нужно освобождать от мелочной
опеки, излишнего контроля, навязчивой
заботливости, назойливого руководства
— всего того, что было в какой-то" мере
оправдано по отношению к дошколь¬нику
или младшему школьнику. Надо отказаться
от злоупотребле¬ния тоном категорических
распоряжений и приказов, безапелля¬ционных
требований. Речь идет не об отказе от
твердых требова¬ний вообще, а об отказе
от грубых и резких их форм, оскорбляю-щих
чувство собственного достоинства, самоуважения
подростка. Подростковый период знаменует
собой переход к взрослости, и особенности
его протекания накладывают отпечаток
на всю последующую жизнь
Список литературы
подросток взрослость самосознание
1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Психология подростка: Хрестоматия. - М.: Российское педагогическое агенство , 1997. -- 526 с.
2. Выготский Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. - М., 1982.
3. Драгунова Т. В. Проблема
конфликта в подростковом
4. Кон И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 342 с.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.
5. Подольский А. И., Идобаева О. А. Внимание: подростковая депрессивность / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. - М., 2004.
6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова.- М., 2000.
7. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. - М., 1995.
8. Эльконин Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д. Б. Эльконин // Психология подростка: Хрестоматия. - - М.: Российское педагогическое агенство , 1997. -- 526 с.
Список литературы
Информация о работе Проявления чувства взрослости у подростка