Психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:21, доклад

Краткое описание

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи. Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Живая материя, обладающая психикой способна реагировать на изменения внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по Леонтьеву.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

     Психика  – это свойство высокоорганизованной  живой материи, заключающееся  в активном отражении субъектом  объективного мира, в построении  субъектом неотчуждаемой от него  картины этого мира и регуляции  на этой основе поведения и  деятельности. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи. Главная особенность психики заключается в способности отражать  объективный мир. Живая материя, обладающая психикой способна реагировать на изменения внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

    По  мнению Алексея Николаевича Леонтьева — критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.

     Каждое живое существо обладает раздражимостью, — способностью реагировать на биологически значимые воздействия, в качестве которых может выступать благоприятная внешняя среда (температурный режим, давление), а также пища, половые партнёры и т.п., т.е. всё то, что способно поддерживать жизнь, удовлетворять биологические потребности. Таким образом, раздражимость — это биологическая (физиологическая) форма отражения.

     Элементарная раздражимость обнаруживается уже у простейших, одноклеточных живых организмов, которые на воздействие среды реагируют движением.

     Способы реагирования своеобразными движениями на биологически значимые факторы называют тропизмами, или таксисами. Различают фототропизм — тенденцию живого организма двигаться под воздействием света; термотропизм — тенденцию двигаться под воздействием тепла; хемотропизм — тенденцию избирать определенную физико-химическую среду и т.п.

     У животных форм возникает новый, более высокий вид раздражимости — чувствительность, это способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые сигнализируют о жизненно важных раздражителях (пища, опасность) благодаря наличию устойчивой связи между ними.

     Например, запах кота для мышей является сигналом опасности, а запах сыра, — сигнал близости еды. Т.е. в психике животного, также как и в реальном мире, раздражитель и соответствующий ему сигнал связаны.

Леонтьев  проводил ряд экспериментов, направленных на изучение высших психических функций (произвольного внимания и процессов памяти).

     Критерием чувствительности является способность к образованию условных рефлексов.

     У простейших одноклеточных животных могут возникать нечто подобное условным рефлексам, но такие связи очень непрочные: едва возникнув, эти связи тут же угасают. Поэтому у них нет психики.

Развитие психики  у животных проходит ряд этапов: 

 

Основные этапы  психического отражения.

 

Основные этапы  развития поведения животных.

III

Отражение межпредметных  связей.

III

Интеллектуальное  поведение – сложные формы  поведения, отражающие межпредметные  связи.

II

Предметное  восприятие.

II

Навыки –  формы поведения, приобретаемые  в индивидуальном опыте животных.

I

Индивидуальная  чувствительность.

I

Инстинкты –  врожденные формы реагирования на определенные условия среды.


 
Рис. 2. Основные этапы развития психики  и форм поведения в животном мире  
 
На стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители. 
 
На стадии предметного восприятия (у птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.  
 
III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.  
 
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.  
 
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознаниечеловека.  
 
 Высшим уровнем отражения является психическое отражение — собственно, психика. В процессе эволюции она возникла и развилась у животных, а затем у человека, именно потому, что иначе они не смогли бы существовать. Психика человека — это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.  
 
Различия психики человека и животных следующие: 
 
— животные не могут анализировать ( если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому); 
— у животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение); 
— нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они — пустой звук); 
— нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций; 
— животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся); 
— у животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).

Итак, давайте зафиксируем вышесказанное  в виде таблицы:

 

Психика человека.

Психика животных

Способность к анализу

Не способны анализировать

Речь и речевое общение

Отсутствие речи (звуки, сигналы)

Способность планировать  свою деятельность, рассматривать различные  варианты ситуации.

Отсутствие  планирования

Передача опыта

Не передают опыт

Сознание

Отсутствие  сознания

Слова со значениями

Нет слов


 


Информация о работе Психика