Психика и мозг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:49, реферат

Краткое описание

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержание

1. Понятие психики
2. Понятие мозг
3. Психика и особенности мозга

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат психика и мозг.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

Реферат по психологии

По теме: « Психика и мозг»

Выполнила:

Студентка ДошФак группа №1211

Салимуллина Рания Р.

Проверила:

Садыкова Софья Закиевна

Кандидат психологических  наук Доцент

Набережные Челны 2013г 
План:

1. Понятие психики

2. Понятие мозг

3. Психика и особенности  мозга

 

1. Понятие психики.

Психика — функция мозга, заключающаяся  в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых  регулируется жизнедеятельность организма.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в  психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для  регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще  и понятием “сознание”.

2. Понятие мозг

Мозг - это не простой отражатель импульсов, а орган, который воспринимает сигналы о той внешней среде, в которой организм действует с тем, чтобы адекватно на нее реагировать. Из мышц обратно в мозг поступает сигнал о том, правильно ли исполнена команда, направленная мозгом к исполнительным органам, Так происходит кольцевое управление движениями организма. Оно невозможно без психики, информирующей о происходящем во внешнем мире. Но психика выступает в роли сигнала, а не простого ощущения или восприятия.

3. Психика и особенности мозга

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего бека профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Оказалось, что у правшей левое  полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным  слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с "расщепленным мозгом", особенно у молодых, речевые  функции в зачаточной форме, со временем они совершенствуются. "Неграмотное" правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии  развиваются главным образом  не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует  левое полушарие.

Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она – столбовая дорога эволюции мозга, и в первую очередь человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение – все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не "только начинается", то уж во всяком случае продолжается, и конца ей пока не видно.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко  меняется и творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное – словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями.

Вместе с ним лишается он и  творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый – все они  перестают творить.

Полная противоположность –  отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах – отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого полушария  сопровождается эйфорией, а подавление левого- глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, – безоглядный  оптимизм, сущность правого – "дух  отрицания, дух сомнения".

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает  для него словесное выражение, что  теряется при этом (вспомним тютчевское: "Мысль изреченная есть ложь") и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке "правды природы" в "правду искусства" (Бальзак).

Едва начинаешь сопоставлять специфику  полушарий с психологией творчества, как в глаза бросаются поразительные  совпадения. Одно из них – тот  мрачноватый тон, в который окрашено мироощущение правого полушария – и если верить Стендалю и многим его собратьям по перу, то, что именно в правом полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая творческая жилка, гнездятся те сложные потребности самовыражения, которые при благоприятном стечении обстоятельств находят удовлетворение в создании новых ценностей, а при неблагоприятном – в разрушении старых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключения

Стоить отметить, что  знание структуры мозга очень  важно для каждого человека. Знание психических процессов позволяет нам контролировать свои состояния.

Необходимо учится контролировать свои  состояния для того, чтобы  добиваться более высоких профессиональных результатов. Все эти знания помогут  реализовать себя в жизни и  найти свое призвание.

 

Список литературы:

1. Л. Д. Столяренко  « Основы психологии» 2000 г

2. А. В.Петровский  «Общая  психология»   2000 г

 


Информация о работе Психика и мозг