Психика и организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:59, контрольная работа

Краткое описание

.Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
Ответ:
Психика – это продукт деятельности мозга, который представляет собой субъективное отражение действительности в виде идеальных образов. Психика возникла вместе с живыми организмами, но только у человека она развивается до уровня сознания. Психика человека имеет и биологическое, и социальное происхождение.

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р по психологии.docx

— 23.50 Кб (Скачать файл)

1.Охарактеризуйте психику человека и его основную  структуру.

Ответ:

    Психика – это продукт деятельности мозга, который представляет собой субъективное отражение действительности в виде идеальных образов. Психика возникла вместе с живыми организмами, но только у человека она развивается до уровня сознания. Психика человека имеет и биологическое, и социальное происхождение.

 

   Существует несколько подходов к пониманию психики:

  • Подход И.М. Сеченова, русского нейропсихолога. Он считал, что психические процессы происходят по той же схеме, что и рефлекторная деятельность: внешнее воздействие ->отражение в центральную нервную систему->ответная реакция.
  • Подход Л.С. Выготского. Он создал учение о культурных знаках, которые влияют на развитие психики. Главный культурных знак – это язык, под воздействием которого формируются высшие психические функции, и развивается сознание.
  • Подход А.Н. Леонтьева. Он выделил стадии развития психики в процессе эволюции: органы чувств, восприятие, умственные способности, сознание. Формирование психики происходит под влиянием деятельности.
  • Подход С.Л. Рубенштейна. Все психические процессы – это деятельность субъекта с объектом, вызванная его личными мотивами и способностями.

 

  • Подход Карла Роджерса, одного из основателей гуманистической психологии. При рассмотрении психики личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принципу основной мотив поведения личности — стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее.
  • Подход  Джорджа  Келли , представителя когнитивного направления в психологии. Это направление выявляет влияние рациональных и интеллектуальных процессов психики на поведение человека. Оно придает особое значение когнитивным процессам — мышлению, осознанию, воображению, понятиям, суждениям, интеллекту. Рассматривая жизнь человека, как его деятельность и постоянное осмысление реального мира, Келли подчеркивает активность психики человека, ее способность предвидеть и контролировать жизненные ситуации в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

 

Основные функции психики

  • Регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека
  • Регуляция поведения и деятельности. Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны.
  • Коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому.

 

Психика человека – это сложная система, которая  включает в себя следующие элементы:

  • Психические процессы – это первичное отражение и осознание человеком внешнего воздействия. Такие процессы длятся от нескольких секунд до десятков минут. Результатами являются чувства и мысли. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Процессы бывают: познавательные, эмоциональные, волевые, коммуникативные. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы познаем мир и самого себя. Чувства отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни. Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели.
  • Психические свойства личности – это устойчивые индивидуальные характеристики психики, которые определяют способы взаимодействия человека с окружающими. К ним относятся: характер, темперамент, способности, качества личности.
  • Психические состояния – это относительно длительные характеристики индивидуальной психики (до нескольких недель). К ним относят: активность, бодрость, работоспособность, хорошее настроение, радость. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, они, как правило, осознают лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляют, либо представляют неотчетливо.

Психические процессы, психические состояния  и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют  и могут переходить друг в друга.

 

2. Раскрыть понятия «сознание» и «бессознательное» и сопоставить их.

Ответ:

   Сознание – это высший уровень отражение мира психикой, которое обеспечивает его познание и преобразование. Оно существует в виде обобщенных образов и понятий. Сознание существует в виде непрерывного потока взаимосвязанных психических образов, которые возникают под воздействием внешней среды и меняются вместе с ней. Поэтому сознание человека имеет конкретно - исторический характер.

Сознание индивида характеризуется  активностью. Сознание — это всегда сознание  чего-либо. Существенной   характеристикой   человеческого    сознания    является

способность  к  рефлексии,  самонаблюдению. Рефлексия - процесс самопознания  субъектом  внутренних  психических актов и состояний, осознание самого сознания. Сознание имеет мотивационно – ценностный характер.   Оно всегда мотивированно,  преследует  какие-то  жизненные ценности,  что   внутренне обусловлено потребностями организма или личности.

Сознание почти всегда связано с волевым контролем  со стороны человека его собственной  психики и поведения. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем, и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание? В данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании - промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием.

Сознание тесным образом  связано с речью и без нее  в высших своих формах не существует. Сознание почти всегда связано с  употреблением слов - понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Ещё одной характеристикой  сознания является способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек  передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях , но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

 

 

Бессознательное – это те процессы и состояния, которые происходят без участия сознания. Поэтому  он на них повлиять не может. К ним  относятся: аффект ( очень сильное переживание), интуиция ( мгновенная обработка информации), бред, сон, галлюцинации. С физиологической точки зрения, бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человеческий разум нес бы на себе тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.

 

Сознание и бессознательное  обеспечивают приспособленность, адаптацию  человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами  поведения, требующими постоянного  внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются  человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное –  это качественно различающиеся  уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад  в регуляцию деятельности субъекта.

3. Соотнесите психологические понятия  и их определения. 

А.Сознание - высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

В наше время  сознание человека является очень значимым для видимого и невидимого мира. Сознание не дается человеку Богом, а рождается в нем, растет и формируется в течение всей его жизни. Сознание  дает вечную жизнь личности. Человек, обладающий сознанием, может ставить перед собой цель, обладает воображением, пользуется речью для получения и передачи информации.

 

Б. Самосознание – высокоорганизованный психический  процесс, обеспечивающий единство, целостность  и постоянство личностей, выражается в осознании человеком своих  качеств, самого себя.

Человек познавая себя, осознавая себя, отвечает сам себе на такие вопросы: Кто я?, Что я делаю?, Зачем я пришел в этот мир?. Самопознание помогает обрести физическое и духовное настроение, настроиться на позитив, обрести гармонию души и тела, отвлечься от каждодневных проблем и забот, помогает обрести красоту жизни, радоваться ее проявлениям и движениям, избавиться от ненужного, ошибочного и обрести что-то правильное, полезное.

 

В. Бессознательное  – совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета.

Бессознательное играет важную роль в жизни человека. Привычки человека, его навыки и  умения несут в себе бессознательную  основу.

 

Таким образом, сознание, самосознание и бессознательное  играют важные роли в жизни каждого  человека.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. А.В. Петровский , М.Г. Ярошевский Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин  – тов.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 1986.

2. Р.С.Немов Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. – М.: Просвещение-Владос,1994.

3. Э.В. Островский, Л.И. Чернышова Психология и педагогика: Учебное пособие; Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник,2009.

 

 

 


Информация о работе Психика и организм