Психика и организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и появления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознанием.
В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством.

Содержание

Введение
1.Психика человека и его основная структура.
2.Понятие «сознание» и «бессознательное» и их сопоставление.
3. Соотношение психологического понятия и их определения.
а. сознание.
б. самосознание.
в. Бессознательное.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 38.76 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Липецкий филиал

 

 

 

 

 

 

Кафедра философии и социологии

 

Специальность бакалавр экономики

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Психология

  тема Психика и организм

 

 

 

 

 

 

 

Студент  Евдокимова Ирина

                                                     № группы БЭ

                                                  Личное дело № 100.16/130293

                                                   Преподаватель Кидинов А.В

 

 

Липецк 2013

 

 

                                                  Содержание

 

Введение

1.Психика человека и  его основная структура.

2.Понятие «сознание» и  «бессознательное» и их сопоставление.

3. Соотношение психологического понятия и их определения.       

 а. сознание.

 б. самосознание.

 в. Бессознательное.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Введение

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских  понимания природы и появления  психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические  явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи  самоуправления развитием и самопознанием.

В процессе эволюционного  самосовершенствования живых существ  в их организмах выделился специальный  орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Это - нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования (обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного и спинного мозга, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, затем старой и новой, усложнение связей между ц.н.с. и другими органами тела) шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятия, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Психика человека и его основная структура.

Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических  явлений, а именно:

1. психические процессы.

2.психические состояния.

3. психические свойства.

Психические процессы —  динамическое отражение действительности в различных формах психических  явлений.

Все психические процессы подразделяются на познавательные —  к ним относятся ощущения и  восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные  — активные и пассивные переживания, волевые — решение, исполнение, волевое  усилие и т. д.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в  данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно  испытывает различные психические  состояния. При одном психическом  состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Наиболее изученными являются:

1. Общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.

2. Эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).

Высшими и устойчивыми  регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень  деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические свойства синтезируются  и образуют сложные структурные  образования личности, к которым  необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов,  убеждений, идеалов, определяющую  избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему  природных свойств личности (подвижность,  уравновешенность поведения и  тонус активности), характеризующую  динамическую сторону поведения);

3) способности (систему  интеллектуально-волевых и эмоциональных  свойств, определяющую творческие  возможности личности);

4) характер как систему  отношений и способов поведения.

Психические процессы —  это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически  изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные  процессы.

Познавательные психические  процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они  включают в себя сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие), процессы памяти и воображения, процесс мышления.

Процессы психической  регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию  поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и  волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.

Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение  и понимание мыслей и чувств. Они  представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с  помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.

Психические свойства —  индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Как и любая система, психика  человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

К психическим свойствам  относят темперамент, характер, способности  личности.

Психическое состояние —  внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие  основные характеристики психических  состояний:

эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);

активационные (активность, пассивность);

тонические (бодрость, угнетенность);

временные (длительность состояния).

Все формы психических  явлений взаимосвязаны между  собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический  процесс, как мышление, в зависимости  от объекта и условий может  вызвать состояние усталости  и пассивности или возбуждения  и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать  новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением  может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.

Во всех формах психических  явлений выступают в неразрывном  единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом  психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание  и оценка предмета, воздействующего  на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция  практических действий. С еще большей  очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Психические процессы, состояния  и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

 

 

2.Понятие «сознание» и «бессознательное» и их сопоставление.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические  процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так  или иначе представлено практически  во всех психических процессах, свойствах  и состояниях человека. Есть бессознательные  ощущения, к которым относятся  ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательное по-разному  проявляется в сознании, но оно  само связано с космическим прежде всего посредством биополя. О природе биополя много говорят и пишут. Известно, что биополе есть у людей, растений и животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Наиболее сильными биополями среди людей обладают экстрасенсы.

Бессознательная память —  это та память, которая связана  с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет  мышлением, воображением, вниманием, определяя  содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное  мышление особенно отчетливо выступает  в процессе решения человеком  творческих задач, а бессознательная  речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная  мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических  процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности  и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи  и проявляются в разнообразных  непроизвольных реакциях, действиях, психических  явлениях. Одно из таких явлений  — ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Итак, согласно последней  точке зрения бессознательное непосредственно связано с космическим идеальным. Оно формируется под воздействием космического информационного поля и в соответствии с ним отдает команды человеческому телу. Сознательное связано с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

Наличие сознательного и  бессознательного в психике усложняет  задачу индивида. Ему необходимо уловить  и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем  самопознания. Углубляясь в себя, важно  не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной  из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда  принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания. Бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются в этом случае как исключительная направленность на бессознательное. Конечно, это достигается через общение, но обычно с людьми, склонными к мистицизму, наделенными даром экстрасенсорности. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к светской литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

 

Информация о работе Психика и организм