Психика и организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:50, контрольная работа

Краткое описание

Психология изучает закономерности психического развития человека. Без знания основных этапов эволюции и развития психики невозможно знание научных основ психологии.
Невозможно понять, как и под влиянием чего формируется сознание человека, что находится в его основе и от чего зависит его становление. Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии.
Данный вопрос актуален и на современном этапе развития психологической науки и достаточно разработан в работах ведущих ученых, что позволяет понять общие закономерности психического развития, узнать о методах научного познания психики, осознать внутренний мир человека.

Содержание

Введение
Характеристика психики человека и его основная структура
Содержание понятий «сознание» и « бессознательное» и их сопоставление
Соотношение психологических понятий и их определения:
а) сознание;
б) самосознание;
в) бессознательное;
1) высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета;
3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психика и организм.docx

— 30.12 Кб (Скачать файл)

Психика и организм

План работы  
Ведение   
Характеристика психики человека и его основная структура  
Содержание понятий «сознание» и « бессознательное» и их сопоставление

Соотношение психологических понятий  и их определения:

а) сознание;  
б) самосознание;  
в) бессознательное;  
1) высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей; 
2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета;  
3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя. 

Заключение

Список литературы

введение

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке  предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение  вызывает определенные трудности, так  как здесь и объектом и предметом  является человек.  
Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же психологию из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двух тысячелетней работой великого множества умов. Но только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, однако это не значит, что до этого представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они были частью философии, педагогики, медицины.  
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя, так или иначе. Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Я считаю что, важнейшим этапом в понимании психологии, является изучение эволюции психики и развития высших психических функций человека, так как это является основой его активности и поведения.  
Характеристика психики человека и его основная структура.  
Психика – (от греч. psyche – душа, logos – учение) – это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность - важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления.  
Активное отражение действительности - важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами - высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку.  
Активность обеспечивает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным. Важнейшей формой человеческой активности является деятельность.  
Деятельность - сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека - игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.  
Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.  
Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует. Все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств (механизмов) это делает.  
Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию.  
Психика имеет индивидуальный характер.  
Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.  
Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.  
Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы познаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.  
Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.  
Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению. В понятии «психические процессы» подчеркиваются, прежде всего, динамичность, пластичность, изменчивость и непрерывность психической деятельности.  
Психические состояния - относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.  
Психические свойства – индивидуально-психологические особенности человека, определяющие постоянные способы его взаимодействия с миром. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.  
Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность.  
            С точки зрения психологии управления, важное значение имеют такие свойства личности, как:  
1) Темперамент;  
2) Характер;  
3) Способности;  
4) Мотивация.  
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врождёнными.             Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщённых типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и другие).  
       Характер - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания.  
      Способности — в широком смысле — психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности.  
      Термином «Мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.  
      Итак, психология - наука, которая изучает психику. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности.

Содержание  понятий «сознание» и « бессознательное» и их сопоставление 

Индивидуальное сознание может  существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К. Г. Юнгом. Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.  
Сознание – это высший уровень психической активности человека как сознательного и духовного существа. Сознание – это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей. В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной. Независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.  
Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словесно-понятийной означенности и наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.  
Важнейшая характеристика сознания – его способность коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.  
Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.  
Первый исходный уровень – бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное, – включает в себя:  
• Биодинамические свойства движений, опыт действий;  
• Чувственные образы.  
Второй уровень сознания – рефлексивное (сознание для сознания) – включает в себя:  
• Значение;  
• Смысл.  
Наряду с сознанием важную роль в жизни человека играют бессознательные  
процессы. Точного определения этим процессам в науке не существует. Чтобы дать некое им объяснение скажем, что бессознательное – совокупность психических образований, процессов и сознаний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает себе отчета.  
Под бессознательным можно понимать две разные вещи:  
во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.);  
во-вторых,- это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.  
Далее я укажу некоторые признаки, характеризующие бессознательные процессы:  
• Они неподвластны контролю человека, изолированы от ядра личности. Воспринимаются как непроизвольное, автоматическое течение психических актов;  
• Бессознательное почти всегда содержит в себе информацию, которая противоречит сознанию и расценивается индивидом как нечто совершенно чуждое и непонятное личности;  
• Бессознательные процессы имеют свой язык. Этим языком являются образы, действия, речевые структуры, лишенные логической последовательности. В мире бессознательного действует своя логика, диктуемая эмоциями и называемая, поэтому аффективной;  
• На уровне бессознательного не существует разграничения на внутренний и внешний миры. Например, сны всегда воспринимаются человеком как события внешнего мира;  
• Человек, находящийся в бессознательном состоянии, не разграничивает объективное и субъективное в содержании переживаний;  
• Динамика психических актов и действий в сфере бессознательного  
лишена временных и пространственных ограничений, которые свойственны  
сознанию. Например, во сне человек может видеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые в реальности вещи.  
Бессознательное начало представлено практически во всех психических  
процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные  
ощущения, к которым относятся ощущения равновесия и мышечные ощущения. Суда же относятся неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.  
Здесь же находится умение ходить, читать, писать, говорить. Все эти поступки выполняются автоматически, без раздумий.  
Указанные виды автоматизмом вначале формируются под контролем сознания, а потом переходят в бессознательную область психики, давая тем самым сознанию возможность контролировать более сложные операции.  
Бессознательное играет в повседневной жизни человека гораздо более значимую роль, чем, кажется на первый взгляд. Следует учитывать, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшаются. 

 
Соотношение психологических понятий и их определения:

 

А) Сознание - высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей. 
     Сущность сознания состоит в том, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.  
Сознание тесно связано с речью. Именно оно отвечает за осмысленность  
разговора, названия предметов, коммуникабельную способность данного человека.  
Сознание позволяет нам с помощью языка не только выразить свои внутренние состояния, но и рассказать о том, что мы знаем, видим, понимаем, т. е. сообщить объективную информацию об окружающем мире.  
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем  
интеллектуальных схем. Под схемой мы имеем в виду определенную умственную структуру, в соответствии, с которой человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе. Схемы включают в себя правила, понятия, логические операции, которые люди используют для приведения, имеющейся у них информации в определенный порядок. Это выражается в отборе, классификации информации, отнесении ее в ту или иную категорию.  
Сознание, однако, существует не только в словесной форме, но и в образной  
форме. В этом случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, которая преобразует соответствующие образы. В качестве примера образного человеческого сознания можно назвать искусство, литературу, музыку. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.  
б) Самосознание -  высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.

 

Самосознание - это сложная психологическая  структура, включающая в себя  качество особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок.

Главная роль самосознания – сделать  доступными для человека мотивы и  результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле. 

С помощью самосознания человек  оценивает свои действия и их результаты,  
мысли, чувства, моральный облик и интересы, идеалы и мотивы поведения.  
Человек целостно оценивает самого себя и свое место в жизни.  
Самосознание является венцом развития высших психических функций. Оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. Но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе.  
           Итак, я выяснила, что бессознательное в большей степени управляет бытовым поведением человека, а сознание – самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Сознание и бессознательное взаимодействуют друг с другом, делая поведение человека интересным для изучения и анализа. Самосознание и сознание присуще только человеку. 

в) Бессознательное - совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета

Бессознательное так же играет важную роль в жизни человека. Человек  в бессознательном состоянии  проявляет множество действий.  
Например:  
Сновидения представляют собой особую форму проявления бессознательного. В них хранятся все тайные вытесненные бессознательные желания и чувства человека.  
Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Но не все желания во сне имеют соответствующую форму. Очень многие сны имеют символическую форму. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой сознания. Цензурой сознания является бессознательный психический механизм, который фильтрует, изменяет и запутывает содержание мыслей, сновидений. Цензура как очень принципиальный моралист не позволяет бессознательному показать все в истинном цвете. Именно поэтому мы не может сначала разгадать наш сон, он нам кажется бессмысленным и бесполезным. Для расшифровки таких сновидений требуется обладать основными навыками специальной интерпретации, именуемой психоанализом. Такие сны не являются единственными в своем роде. Эти сны свойственны взрослым.  
Существуют сновидения другой разновидности, здесь содержание сна явное и понятное человеку. Это детские сновидения дошкольников и инфальтильные сны взрослых людей. Детские сновидения отличаются своей простотой и безыскусностью. То, что ребенок хотел и не смог реализовать в реальной жизни днем, обязательно приснится ему ночью. Инфальтильные сновидения взрослых также имеет явное содержание. Они возникают под влиянием непосредственно предшествующих сну ярких событий прошедшего дня.  
Автоматизация движений является также результатом действий  
бессознательных процессов. Здесь идет речь о тех движениях, которые сначала являлись осознанными, а затем перешли в область бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования являлись сознательно контролируемыми действиями (ходьба, речь; умение писать, читать, пользоваться различными инструментами, жонглирование).  
Забывание имен – другой пример бессознательного. Причиной забывания имен являются неприятные ощущения, связанные с человеком, обладающим забытым именем или событиями, ассоциирующими с этим именем. Забывание имен происходит помимо воли человека и требует много времени для восстановления забытого. 

 

 

Заключение  
Психология изучает закономерности психического развития человека. Без знания основных этапов эволюции и развития психики невозможно знание научных основ психологии.  
Невозможно понять, как и под влиянием чего формируется сознание человека, что находится в его основе и от чего зависит его становление. Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии.  
Данный вопрос актуален и на современном этапе развития психологической науки и достаточно разработан в работах ведущих ученых, что позволяет понять общие закономерности психического развития, узнать о методах научного познания психики, осознать внутренний мир человека.  
Я считаю что, изучение вопроса о развитии психики и формировании сознания должно лечь в основу изучения психологии как сферы профессиональной деятельности. 

 

Список использованной литературы  
1. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.:Просвящение-Владос,1994  
2. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учеб. Пособие / Под ред. Островского. –  
М.: Вузовский учебник, 2009  
3. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко,  
Б.Г. Мещерякова. – М.:Педагогика-Пресс,1999  
4. Сайт в Интернете : http://ru.wikipedia.org  
5. Тайны сознательного и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок.- Минск: Харвест, 1998.

 

 

 
 


Информация о работе Психика и организм