Психика и организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 07:19, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Психика и организм" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Теоретическое значение изучения проблемы "Психика и организм" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких взаимосвязанных научных дисциплин.

Содержание

Введение
1. Понятие о психике
2. Физиологические основы психики и здоровья человека
3. Основные виды деятельности и их роль в становлении психики человека
4. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
5. Связь психических явлений с работой мозга человека
6. Локализация психических функций: аргументы за и против локализации (локализационизм и антилокализационизм)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология готовая.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Тема: Психика и организм

Введение

  1. Понятие о психике
  2. Физиологические основы психики и здоровья человека
  3. Основные виды деятельности и их роль в становлении психики человека
  4. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
  5. Связь психических явлений с работой мозга человека
  6. Локализация психических функций: аргументы за и против локализации (локализационизм и антилокализационизм)

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Представленная работа посвящена теме "Психика и организм".

Данная тема носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Психика и организм" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Теоретическое значение изучения проблемы "Психика и организм" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких взаимосвязанных научных дисциплин.

Целью данной контрольной работы является изучение психики организма ее развитие и рассмотрение структуры психических процессов.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и список литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлена цель работы.

Основная часть раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Психика и организм". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Психика и организм". Рассматриваются физиологические основы психики человека. Соотношение психических явлений и работы мозга.

 

 

  1. Понятие о психике

 

Одним из фундаментальных научных понятий психологии является психика. Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Психика является субъективным (т.е. внутренним, в виде психических процессов), сложным и многообразным отражением объективного мира.1

Традиционно дают определение понятию Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Во-первых, психика – это свойство только живой материи.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

  1. Физиологические основы психики и здоровья человека

 

Психофизиология, или психобиология, - область знаний о биологических механизмах психических явлений. Цель ее заключается в том, чтобы понять, как из работы мозга, которая может быть представлена в виде результатов объективных измерений, возникает то, что составляет мир психических явлений. Нейрофизиология изучает тонкие механизмы работы нервных клеток мозга.

Структурной и функциональной единицей мозга является нервная клетка - нейрон. Тела нервных клеток образуют серое вещество мозга, а их отростки, из которых формируются проводящие пути и нервы - белое вещество. Воздействие раздражителя на рецепторы трансформируется нейронами в электрические процессы. Это - общее правило для любого из органов чувств и для любых сигналов, поступающих извне в нервную систему живого существа: все воздействия из внешнего и внутреннего мира «написаны» языком электрических процессов. Нервные клетки могут иметь много отростков - аксонов и дендритов. По функциональным характеристикам эти отростки различны. Аксоны проводят электрические разряды быстрее и дальше, чем дендриты. Нервная клетка имеет исключительно сложное строение, она является субстратом самых высокоорганизованных физиологических реакций.

Нервная система подразделяется на центральные и периферические отделы. Центральная нервная система (ЦНС) представлена головным и спинным мозгом. Она защищена костной тканью черепа и позвоночника и окружена оболочками. Внутри нее находится система полостей и щелей, получивших название желудочков мозга и заполненных спинномозговой жидкостью. Головной мозг включает стволовые отделы, мозжечок, или малый мозг, а также большой, или конечный, мозг, который присоединяется стволу посредством переходного отдела - промежуточного мозга. Ствол мозга, в свою очередь, состоит из продолговатого мозга, прилегающего к нему моста и следующего затем среднего мозга

Мозжечок может рассматриваться как дорсальный придаток ствола на уровне моста, вместе с которым он составляет нижний мозг Промежуточный и конечный мозг являются образованиями переднего мозга. Спинной мозг составляет около 2 % от общего веса мозга, мозжечок - около 10 %, стволовые структуры - немногим менее 6 %. Остальное, т. е. почти 5/6 веса мозга, приходится на конечный мозг. Если рассматривать его сверху, то видны разделенные продольной щелью большие полушария, которые прикрывают другие отделы мозга. Наружная зона полушарий представлена серым веществом - корой, организованной в слоистую структуру.

Периферическая нервная система образована черепно-мозговыми и спинномозговыми нервами, а также сенсорными и вегетативными узлами - ганглиями, представляющими собой скопления нервных клеток, волокон и сопровождающей их ткани. Периферическая нервная система соединяет центральную нервную систему с сенсорными рецепторами, мышцами и железами тела. Она имеет два компонента - скелетный и автономный. Скелетная нервная система контролирует произвольные движения мышц и тела. Автономная нервная система контролирует железы и мышцы внутренних органов.

С функциональной точки зрения выделяют соматическую и вегетативную нервные системы. Некоторые участки мозга выполняют специфические функции. Мозг делит свои функциональные обязанности на специфические подфункции, а затем интегрирует результаты деятельности нейронных сетей. Таким образом, человеческие эмоции, мысли и чувства являются результатом сложной координации деятельности многих участков мозга.

 

 

  1. Основные виды деятельности и их роль в становлении психики человека

 

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

К основным видам деятельности относят игру, учение и труд.

Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения заключается в том, что его целью является сама деятельность, а не практические результаты, которые достигаются с её помощью.

Научение, или освоение опыта, - это главный фактор развития ребёнка. Особым видом деятельности можно назвать учение, то есть деятельность, которая направлена на усвоение определённой информации, форм поведения. Это возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определённых знаний, умений, навыков.

Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определённых общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека – это видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.

Данные виды деятельности являются основополагающими в развитии психики человека.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

 

Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род;  «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

    1. антропопсихизм (Декарт)  – психика присуща только человеку;
    2. панпсихизм (французские материалисты)  – всеобщая одухотворенность природы (психика присуща всей природе, в том числе и неживой);
    3. биопсихизм – психика – это свойство живой природы (присуща и растениям);
    4. нейропсихизм (Ч. Дарвин)– психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
    5. мозгопсихизм (К. К. Платонов)– психика присуща только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).

Критерием появления зачатков психики у живых организмов  является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Инстинкт — это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители. То или иное инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм определяет, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных(Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно:

    1. употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;
    2. продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;
    3. подчиненность труда представлению о продукте труда – трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;
    4. общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;
    5. труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

 

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Отличительные особенности психики человека еще в большей степени проявляются в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.

Информация о работе Психика и организм