Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 11:35, контрольная работа
Психика – это эмоциональное состояние человека, его переживания, мысли, чувства, желания – все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни. Будучи продуктом мозговой деятельности, психика является субъективным отражением объективного мира.
К основным функциям психики относят отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.
Фактор «Q2»
«+» «Самодостаточность»
Независимость от группы, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения, может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим.
Фактор «Q3»
«+» «Высокое самомнение»
Самолюбие, самоконтроль, точный, волевой, может подчинить себе, действует по осознанному плану, эффективный лидер, принимает социальные нормы, контролирует свои эмоции и поведение, доводит дело до конца, целенаправлен.
Фактор «Q4»
«+» «Высокая эго – напряженность»
Собранный, энергичный, возбужденный, раздражительный, повышенная мотивация, несмотря на утомляемость активен, слабое чувство порядка, раздражительный.
Вторичные факторы:
Фактор «F1»
«+» «Высокая тревожность»
Не обязательно невротик (т.к. тревога может быть ситуационной), плохая приспособляемость (возможно), неудовлетворенность достигнутым, очень высокая тревожность обычно нарушает деятельность.
Фактор «F2»
«+» «Экстраверт»
Хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты.
Фактор «F3»
«–» «Сензитивность»
Хрупкая эмоциональность, чувствительность к тонкостям, художественная мягкость, спокойствие, вежливость, трудности в принятии решений из-за избытка раздумий.
Фактор «F4»
«+» «Независимость»
Агрессивность, смелость, хваткость, сообразительность, быстрота.
При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих комплексы коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.
А – общительность
Н – смелость
Е – доминантность
L – подозрительность
N – дипломатичность
Q2 – самостоятельность.
Сочетание факторов А и Н отражает потребность личности в общении, умении общаться.
Средние значения факторов А (6 стенов) и Н (7 стенов) характеризуют человека, который взаимоотношений с людьми не избегает, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая. Инициатором общения становится в том случае, если затрагиваются его интересы или проблема решается только с помощью общения. Избирателен в общении; имеет небольшой круг друзей и знакомых, которые близки по интересам и ценностным ориентациям и с которыми чувствует себя комфортно. Общение с большой аудиторией или авторитетными людьми требует преодоления напряжения.
Сочетание факторов L и N характеризует отношение личности к другим людям.
Высокое значение фактора L (9 стенов) и низкое значение фактора N (3 стена) свойственны человеку, который отличается выраженной социальной проницательностью, который естественен в поведении. Он понимает людей, мотивы их поведения и переживания. Тонко чувствует отношение других людей к себе, и это позволяет быстро менять стиль и дистанцию общения, если меняется коммуникативная ситуация. Однако может обидеть из-за неточного понимания состояния собеседника, мотивов его поведения или из-за недостаточного проникновения в суть ситуации.
Сочетание факторов E и Q2 отражает некоторые стороны лидерского потенциала личности.
Средние значения факторов E (7 стенов) и Q2 (6 стенов) говорят об умеренно выраженном лидерском потенциале личности. Существующая собственная точка зрения по многим вопросам не навязывается группе. Лидерские функции проявляются преимущественно в привычных ситуациях, развитие которых можно предвидеть, а появление трудностей можно предотвратить. Лидерская активность возможна также и тогда, когда ситуация глубоко затрагивает личные интересы. Мнение группы уважает также, как и свое. Учитывает его, может изменить собственное под давлением группы. Однако ответственные решения предпочитает принимать самостоятельно.
В – интеллектуальность
М – мечтательность
N – дипломатичность
Q1 – восприимчивость к новому.
Сочетание факторов В
и М характеризует
Высокое значение фактора В (10 стенов) и среднее значение фактора М (5 стенов) означают высокие интеллектуальные возможности, увлечение абстрактными идеями, возможность достижения успеха в решении несложных отвлеченных проблем. Легко решает отвлеченные задачи, быстро устанавливает причинно-следственные соотношения между явлениями. Обладает богатой фантазией, развитым образным мышлением. При этом мышление логично, отличается высоким уровнем обобщения. Наибольшая успешность достигается в решении практических задач. Человек способен к творчевкой, детальной разработке идей, выдвинутых другими.
Сочетание факторов N и Q1 отражают гибкость и оперативность мышления личности.
Высокое значение фактора Q1 (8 стенов) и низкое значение фактора N (3 стена) встречаются у лиц, склонных быстро ориентироваться в проблемных ситуациях, но не всегда умеющих просчитывать варианты решения. В связи с этим выбранное решение не всегда бывает оптимальным. Новые идеи и способы решений использует взвешенно, лишь после всесторонней оценки и оценки последствий.
В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:
С – эмоциональная
устойчивость
F – беспечность
H – смелость в социальных контактах
I – эмоциональная чувствительность
O – тревожность
Q4 – напряженность
Сочетание факторов С и I характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям.
Средние значения факторов С (5 стенов) и I (5 стенов) характерны для человека, который сохраняет эмоциональное равновесие преимущественно в привычной для себя обстановке. При неожиданном появлении дополнительных трудностей возникает кратковременное чувство тревоги и беспомощности. Сильные эмоциональные реакции возможны в тех ситуациях, которые глубоко затрагивают актуальные потребности.
Сочетание факторов H и F отражает склонность к рискованному поведению.
Средние значения факторов H (7 стенов) и F (5 стенов) отражают стремление человека находить позитивное в жизни. Однако полностью отключиться от неприятностей, от повседневных проблем не удается. Верит в удачу в том случае, если когда ситуации знакомы и можно использовать проверенные опытом стратегии поведения и решения задач. Рискует взвешенно. Рискованные ситуации привлекают тогда, когда риск оправдан и успех реально достижим.
Сочетание факторов O и Q4 характеризует разные проявления тревожности как личностного свойства.
Среднее значение фактора O (6 стенов) и высокое значение фактора Q4 (8 стенов) относятся к человеку, который испытывает тревогу, беспокойство в непривычных для себя ситуациях. Тогда, когда обстановка знакома и предсказуема, ощущение тревоги ослабевает или не возникает вообще. Пытается объективно воспринимать происходящее и окружающих людей. Препятствия на пути к достижению цели кажутся непреодолимыми, но довольно долго ищет оптимальные выходы из сложившейся проблемной ситуации. Критические замечания в свой адрес воспринимает сначала с раздражением, затем находит в них рациональное зерно, и раздражение снимается. В конфликтных ситуациях склонен обвинять не только других, но и себя.
В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:
Q3 – самодисциплина
G – моральная нормативность
Средние значения факторов Q3 (4-7 стенов) и G (4-7 стенов) говорят о способности человека быть организованным и настойчивым прежде всего в ситуациях, в которых адаптировался. В случае неожиданного появления дополнительной нагрузки может действовать хаотично, неорганизованно. Избирательно относится к общегрупповым нормам и требованиям. Совестливость, ответственность в лично значимых ситуациях могут сочетаться с формальным выполнением обязанностей тогда, когда ситуация не затрагивает личных интересов.
Задание 4. Кроссворд на тему «Филогенез психики».
По горизонтали:
1. … психология – термин, введенный немецким философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни, в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души.
2. Американский философ и психолог Джеймс Уильям (1842-1910) выступил против этого учения классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о "потоке" непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные "группы чувственных элементов", составляющих затем его "реальный мир".
3. Сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной
модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
4. Академическая и прикладная наука о поведении и
5. Наиболее обобщенная форма психологического отражения, устанавливающего связи и отношение между познаваемыми объектами.
6. Одно из фундаментальных свойств психики
человека, выражающееся в обусловленности восприятия пре
По вертикали:
7. Отечественный психолог, автор реактологического учения.
8. Учение о том, что в основе психики человека лежат понятия, которые не могут быть получены путем обобщения чувственных впечатлений.
9. Бихевиоризм – наука о …
10. Российский психолог и философ,
11. Немецкий психолог, психотерапевт и философ. Известен как представитель трансперсональной психологии, исходивший из того, что трансперсональный и телесный опыты не являются антагонистами.
12. Направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму.
13. Английский философ. В истории психологической мысли занял важное место, противопоставив рационализму и априоризму Декарта учение о происхождении всех идей из опыта (эмпиризм).
14. Ориентировочный … — сложная реакция животных и человека на новизну стимула, названная И. П. Павловым рефлексом «что такое?».
15. Умственные способности, умственный опыт человеческой личности, предполагающий самосознание, "свободную волю", мыслительные и подсознательные процессы. Это – гипотетическая, а иногда и метафизическая, конструкция, которая выражает холистическую способность, основанную на нейрофизиологических процессах мозга, но в сумме становящуюся все же чем-то большим благодаря возникающим свойствам.
Задание 5. Выбранный отрывок:
«Вечером иду на прогулку, а портье мне говорит:
-- Знаете, мы вам с этим ключом заморочили голову. Мы думали, он потерян, а он висит на другом гвозде.
-- Здорово,-- говорю,--
номер стоит пять рублей, а накладных расходов
шестнадцать.
-- То есть,-- говорит,-- как шестнадцать,
а не восемь?
-- Нет,-- говорю,-- шестнадцать. Швейцару -- три, слесарю -- пять, да за ключ -- восемь.
-- За какой ключ?
-- Да,-- говорю,-- слесарь мне подобрал.
-- Позвольте,-- говорит,--да он, подлец, не продал ли вам наш ключ? Ну да,-- говорит,-- так и есть. Вот он тут висел, а сейчас нету. Ну, погодите, я ему...
-- Тут у вас,-- говорю,-- кажется, шайка--лейка...»
В данном отрывке имеют место параллельные и пересекающиеся трансакции. Параллельные — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Пересекающиеся — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов.
Задание 6. Ответить на следующие вопросы:
1. Какие
психологические причины могут
стоять за громкоголосьем в
коммуникации и тихой, невнятно
Громкоголосье. Вероятно человек не воспитан, возбужден, его захлестнули эмоции, и он очень красноречиво и громко изъясняется или озлоблен по отношению к собеседнику.
Тихая, невнятная речь. Человек не уверен в себе, замкнут и боится показаться глупым в своих суждениях перед собеседником, также возможно, что это сложившаяся привычка и поэтому человек говорит тихо. Чаще всего такая речь свидетельствует о том, что персоне легче быть «серой мышью» и изъяснятся так, чтобы его «не замечали», некий страх перед аудиторией, людьми.
Информация о работе Психика как категория науки и феномен внутреннего мира человека