Психика человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы- охарактеризовать психику человека, раскрыть содержание понятий «сознание» и «бессознательное».

Вложенные файлы: 1 файл

психология клим.docx

— 26.82 Кб (Скачать файл)

Введение

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной  действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность  организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в  психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для  регуляции взаимодействия организма  с окружающей средой. Содержанием  психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти  образы возникают у различных  людей своеобразно. Они зависят  от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния  и т.д. Иначе говоря, психика - это  субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения  не означает, что это отражение  неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего  мира.

Цель данной контрольной  работы- охарактеризовать психику человека,  раскрыть содержание понятий «сознание» и «бессознательное».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика психики человека и его основная структура

Психика- совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, 
восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их 
взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и 
характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку.  
              Слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы 
собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях. 
             Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая 
информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение- это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика-это “субъективный образ объективного мира”. 
               Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а ее 
внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними. 
            Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными 
совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и 
овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), 
человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 
три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие 
с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. 
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность
  • отражения подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. 
Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 
1) Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. 
2) Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. 
З) Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. 
 
Все психические процессы подразделяются на:

  • познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, 
    представления и память, мышление и воображение;
  • эмоциональные- активные и пассивные переживания;
  • волевые- решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения  и деятельности 
человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью  в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. 
             Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. 
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом трудно и неэффективно. 
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.). 
          Наиболее изученными являются:

1) общее психическое  состояние, например внимание, проявляющееся  на 
уровне активной сосредоточенности или рассеянности.

2) эмоциональные  состояния или настроения 
(жизнерадостное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раздражительное и т. д.).

3) Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением. 
              Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. 
                Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Значит, можно выделить свойства интеллектуальной, 
или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека (интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, эффективность). 
         Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 
1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 
2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения); 
З) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Раскройте  содержание понятий «сознание»  и «бессознательное» и сопоставьте  их. 
Сознание - одно из основных понятий психологии, социологии и философии. Обозначает специфически человеческий уровень и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и 
интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним. Они открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции). Как и в случае с пониманием 
времени, нам кажется, что мы знаем, что такое сознание, но затрудняемся определить его. 
Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается все, что не становится для индивида объектом осознания. 
В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из 
того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании. 
      Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному 
(«внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. 
К сфере бессознательно - психического относится та часть психики, 
познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их 
существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Итак, проявления бессознательного в сознании: 
 
Бессознательная память - это та память, которая связана с 
долговременной и генетической памятью. Это та память, которая 
управляет мышлением, воображением, вниманием. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.  
         Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, 
потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые 
ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, 
действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий - всего, имеющего для человека малую значимость. 
Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а сновидения - и вовсе без его контроля. 
        Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое 
проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека. 
       Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, 
например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. 
 
3.Соотнесите психологические понятия и их определения: 
 
а) Сознание - высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, 
отношение к миру со знанием его объективных закономерностей. 
 
Человек в процессе своей жизни постоянно имеет дело со своим сознанием. Человек может оценить реальность только такой, какой она дана в его сознании. 
Человек имеет дело только со своим сознанием, он не может выглянуть 
за его пределы, он даже не может себе вообще представить каким-либо образом, что такое реальность вне 
сознания, что такое объективная реальность, которая только потом будет отражаться. Это все невозможно, потому что человек не знает ничего, кроме этого самого субъективного отражения, кроме своего сознания, 
человек ограничен этим. Из вышесказанного следует такой вывод - человек не может никоим образом смоделировать объективную реальность, он не может смоделировать хоть как-то хоть что-то, что находится за пределами его сознания. Потому что для человека верным является уравнение: «реальность = сознание».

Б)Самосознание- высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство  личности, выражается в сознании человеком  своих качеств, самого себя.

Самосознание  предполагает выделение и отличие  человеком самого себя, своего Я  от всего, что его окружает. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это- сознание, делающее своим 
предметом, объектом сознание. Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает 
относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что 
в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это 
деление, выражающееся, по меньшей мере, в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания. Самосознание 
обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Самосознание не является созерцанием 
собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их 
оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в 
осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается 
не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта. 
 
в) Бессознательное - совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа. 
 
Бессознательное играет важную роль в жизни человека. Привычки человека, его навыки и умения несут в себе бессознательную основу. Изучение свойств бессознательного, осознание закономерностей взаимодействия 
сверхсознания, сознания и бессознательного дает человеку возможность повышать эффективность своих действий, уверенно идти по жизни, успешно решать свои жизненные задачи. 
 
Бессознательное играет важную роль в жизни человека. Привычки человека, его навыки и умения несут в себе 
бессознательную основу.  
Рассмотрим иррациональные и рациональные свойства бессознательного. 
Иррациональность всегда проявляет себя в настоящем времени, то есть "здесь и сейчас", а рациональность - это проявление прошлого времени, она всегда следует достижениям прошлого. 
Иррациональность несет в себе свойства творчества, креативности, непредсказуемости, спонтанности, нелогичности, нарушителя традиций. 
Если в бессознательном человека устойчиво доминирует инстанция "иррациональный", тогда в поведении человека проявляются непрактичность, беспечность, небрежность, детское состояние, при устойчивом доминировании в бессознательном инстанции "Рациональный" человек ведет себя в соответствии с некоторыми 
правилами поведения. Такой человек практичен, пунктуален и аккуратен, в его поведении проявляется родительское состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 
 
1. Введение в психологию. Москва: «Академия», 1996.  
 
2. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. 
 
З. Философский энциклопедический словарь. Москва: Сов. Энциклопедия, 1983. у 


Информация о работе Психика человека