Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:37, реферат
Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение, поскольку психические состояния существенно определяют характер деятельности человека.
Различные авторы дают разные определения понятия “психическое состояние”. Отсутствует общепринятое мнение об определении, структуре и функции, механизме и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний.
О психических состояниях вообще
Понятие “психическая напряжённость”
Ситуации,вызывающие психическую напряжённость
Психическая напряжённость и напряжение
Влияние напряжённости на деятельность
Мотивы человека и состояния напряжённости (операционная и эмоциональная напряжённость)
Выводы
Литература
Дифференциация
Психическая напряжённость и напряжение
Как уже говорилось, наряду с физиологическими параметрами при оценке напряжённости широко используются показатели деятельности. Интерес к ним естествен, так как в современных условиях проблема психической напряжённости изучается прежде всего в связи с качеством работы в трудных условиях.
В этом плане особое
внимание было уделено
Другой терминологии
При умеренно выраженном психическом напряжении в психической деятельности наблюдаются существенные позитивные сдвиги:
Таким образом, умеренная степень нервно-психического напряжения характеризуется практически всеобъемлющим повышением качества и эффективности психической деятельности и представляет такую форму психического состояния индивида, при которой со всей полнотой раскрываются способности человека к достижению цели, к выполнению той или иной работы.
При 2 степени НПН
наблюдаются изменения в
В.Л.Марищук с соавторами классифицирует напряжённость по двум признакам: 1) характеру нарушений в деятельности и 2) силе, стойкости этих нарушений. По первому признаку различаются такие формы напряжённости, как тормозная, импульсивная и генерализованная.
Тормозная форма характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций, особенно страдает переключение внимания, затрудняется формирование новых навыков и переделка старых, ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях и др.
Импульсивная форма напряжённости выражается преимущественно в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы. В этом случае характерными являются склонность к малоосмысленным, импульсивным действиям, ошибки в дифференцировке поступающих сигналов, забывание инструкций (даже самых простейших), неоправданная спешка, суетливость и др. Такие проявления особенно характерны для лиц с недостаточно сформированными профессиональными навыками.
Генерализованная форма напряжённости характеризуется сильным возбуждением, резким ухудшением исполнения, двигательной дискоординацией, одновременным снижением темпа работы и нарастанием ошибок, что в конечном счёте приводит к полному срыву деятельности. Лица, склонные к такой форме напряжённости, испытывают нередко чувства безразличия, обречённости и депрессии.
Что касается формы напряжённости по признаку силы и стойкости нарушений, то она, по мнению авторов, бывает трёх видов: 1) незначительная, быстро исчезающая; 2) длительная и заметно сказывающаяся на процессах деятельности; 3) длительная, резко выраженная, практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры.
М.Роговин отмечает, что под влиянием состояний напряжённости происходит сдвиг форм реагирования по направлению к крайним точкам шкалы “торможение – возбуждение”. Тормозный тип реагирования характеризуется общим мышечным напряжением, особенно резко выражающимся в мимике, скованностью позы и движений, разного рода фиксациями, пассивностью, замедленным течением психических процессов, своеобразной “эмоциональной инертностью”, проявляющейся в виде безучастности и негативного безразличия. Возбудимый тип реагирования выражается в бурной экстраверсии, суетливости, многословии, гипертрофии двигательных проявлений, быстрой смене принимаемых решений, повышенной лёгкости перехода от одного вида деятельности к другому, несдержанности в общении и т.д.
В состояниях напряжённости поведение в значительной мере характеризуется преобладанием стереотипных ответов, неадекватных ситуации. В первую очередь страдают сложные формы целенаправленной деятельности, её планирование и оценка. Возникающие при этом нарушения происходят на разных уровнях. Прежде всего, как показали многочисленные исследования В.Л.Марищука и его сотрудников, наблюдается общая тенденция к понижению устойчивости психических процессов. В условиях аварийной ситуации такое поведение может выражаться в “блокаде” восприятия и мышления, памяти и практических действий субъекта. Согласно К.М.Гуревичу, другой уровень изменений психической деятельности образуют такие проявления личности, как растерянность, утрата самообладания и т.п. Наконец, крайние степени психических изменений приводят к фактическому распаду деятельности, самоустранению человека от продолжения работы.
Наряду с этим имеются данные о том, что под влиянием напряжённости у некоторых лиц показатели деятельности могут улучшаться либо оставаться неизменными по сравнению с обычными условиями.
Таким образом, состояния психической напряжённости оказывают неоднозначное влияние на деятельность: в сторону либо ухудшения, либо улучшения, либо неизменности.
Чем объясняется
такая разнонаправленность
Мотивы человека и состояния напряжённости (операционная и эмоциональная напряжённость)
Деятельность человека
побуждается и направляется
Но мотивы обладают и другой функцией, которую А.Н.Леонтьев называет смыслообразующей. Эта функция имеет особое значение, так как связана со специфическим отношением мотива к цели, условиям её достижения, к внешней ситуации. Дело в том, что в ходе деятельности человек не только определяет свойства предметов и явлений окружающего мира, но и оценивает их применительно к своей жизни, своим потребностям, установкам, признаваемым ценностям. Эту роль и выполняют мотивы. “Их функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы “оценивают” жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах – придают им личностный смысл…”. Таким образом, последний выражает значение деятельности для субъекта, он задаётся через мотив и обусловливает субъективную окрашенность, пристрастность психического отражения.
Таким образом, в сложных условиях цель деятельности, внешние условия и способы осуществления действий выступают перед субъектом не только в своих объективных свойствах, но и в своём значении или смысле для него, для его жизни. Иными словами, объективное содержание может не совпадать с тем значением, которое они имеют для данного субъекта, т.е. со смыслом. Этим в значительной мере и объясняются факты вариативности поведения разных лиц в одной и той же сложной ситуации. С этой точки зрения психическая напряжённость возникает в ситуациях, которые должны относиться, по выражению Эппли и Трамбалла, к “значительным событиям в жизни человека”, а это, как уже говорилось, определяется его мотивами.
Учитывая роль мотивов в структуре деятельности, можно ожидать, что их содержательные характеристики будут по-разному сказываться на состояниях психической напряжённости. Наенко Н.И. попыталась обосновать это экспериментально. Она актуализировала в ходе исследования у испытуемых два мотива: процессуальный и самоутверждения.
Процессуальный
мотив имеет прямое отношение к проявлению
функциональных возможностей человека
и лежит в основе самого процесса деятельности.
Потребность в деятельности как таковой, в функциональной нагрузке
обладает большой побудительной силой: она выражается в активном
отношении человека к самой задаче, его стремлении испытать и
выявить свои способности. В этом случае человек испытывает
своеобразное удовлетворение от усилия
как такового, от преодоления трудностей, поэтому он может заниматься
какой-либо трудной деятельностью ради
неё самой, а не просто ради того, чтобы “приблизиться к объекту или
избежать его”. Самый процесс деятельности
при этом как бы обеспечивает её непрерывное
побуждение. Это происходит за счёт поддержания
ориентировочно-
К мотиву самоутверждения относятся такие характеристики человеческой мотивации, как “стремление актуализировать свои потенциальные возможности”, “потребность в хорошей репутации или в престиже, положении, признании другими”, “потребность в устойчивой, твёрдо обоснованной, как правило высокой оценке самого себя, самоуважении и уважении других”.
Полученные результаты позволили довольно чётко выделить два вида психической напряжённости, один из которых был назван операционным, а другой – эмоциональным. Состояние операционной напряжённости возникало как результат относительно нейтрального подхода испытуемого к процессу деятельности и характеризовалось доминированием процессуального мотива. В отличие от него состояние эмоциональной напряжённости характеризовалось интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным, эмоциональным отношением человека к условиям её протекания. В связи с тем, что психическая напряжённость возникает в условиях отражения сложной и поэтому значимой ситуации, отношение человека к выполняемой задаче не является индифферентным в обоих случаях, оно всегда эмоционально насыщено, но удельный вес эмоционального компонента в обоих видах напряжённости неодинаков.
Каждый из этих
двух видов напряжённости
Информация о работе Психическая напряжённость и её влияние на деятельность