Психическая подготовленность спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:53, реферат

Краткое описание

В процессе физического воспитания формирование психических свойств личности происходит путем моделирования жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли, страха) воспитывают волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя в коллективе. Естественно, что различные физические упражнения и виды спорта в разной степени воспитывают и формируют психические качества занимающихся. Известный спортивный психолог, профессор А. Ц. Пуни наглядно представил различия в структуре основных волевых качеств у спортсменов отдельных специализаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Психическая подготовленность спортсменов.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Спорт, как процесс формирования психических качеств личности.

Весь процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивной тренировкой предполагает воспитание не только определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности человека. Один из основоположников теории физического воспитания профессор А.Д. Новиков сформулировал важное методологическое положение о том, что любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности: «Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества». В процессе физического воспитания формирование психических свойств личности происходит путем моделирования жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли, страха) воспитывают волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя в коллективе. Естественно, что различные физические упражнения и виды спорта в разной степени воспитывают и формируют психические качества занимающихся. Известный спортивный психолог, профессор А. Ц. Пуни наглядно представил различия в структуре основных волевых качеств у спортсменов отдельных специализаций.

 

На  рис. 1 показана значимость отдельных качеств в подготовке спортсменов (в центре наиболее значимые качества). Таким образом, было бы неправильным сводить использование физической культуры и спорта только к повышению уровня отдельных физических качеств. Спортивная подготовка гораздо сложнее и разнообразней, поскольку в этом процессе происходит естественное воспитание и самовоспитание целого ряда необходимых человеку психических качеств, черт и свойств личности.

 

 

 

 

 

Рис. 1 Структура волевых качеств у спортсменов разных видов спорта (по А.Ц. Пуни)

 

Структура подготовки спортсмена.

В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Анализ этих данных позволяет выделить три наиболее значимых признака для их общей классификации:

  1. по преимущественному влиянию на те или иные компоненты готовности спортсмена к достижению (техническая, тактическая, физическая, психологическая, интеллектуальная подготовка);
  2. по характеру взаимосвязи со спортивной специализацией (общая и специальная подготовка);
  3. по степени соединения, сочетания и реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей (интегральная подготовка).

 

 

Рис. 2 Структура подготовки спортсмена.

 

 

Виды психологической подготовки спортсменов.

Под психологической подготовкой спортсменов следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Предполагается, что психологическая подготовка (как и все прочие виды) делится на общую и специальную.

Суть общей  психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д. Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.

Специальная психологическая  подготовка направлена, главным образом, на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании.  Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Психическая готовность спортсмена.

 

Чтобы определить понятие “психической готовности спортсмена”  полезно обратиться к мнению известных спортивных психологов.  

Согласно А. Ц. Пуни состояние психической готовности спортсмена к соревнованиям характеризуется:

 

  1. трезвой уверенностью спортсмена в своих силах;
  2. стремлением активно и увлечённо, с полной отдачей сил бороться до конца, именно до конца за достижение поставленной цели;
  3. оптимальным уровнем эмоционального возбуждения;
  4. высокой помехоустойчивостью к различным, и, прежде всего, значимым для спортсмена неблагоприятно действующим внешним и внутренним влияниям;
  5. способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, всем поведением в бесконечно изменчивых условиях спортивной борьбы и в высшей степени напряжённой, возбуждающей атмосфере соревнований.

 
Термин «боевая готовность», по мнению П. А. Рудика характеризуется: 

  1. сосредоточением внимания на предстоящем соревновании, повышении объёма внимания;
  2. обострением процессов восприятия и мышления;
  3. стеническими (то есть усиливающими) эмоциями. 

Ю. Я. Киселёв предлагает следующее определение: психическая готовность спортсмена к соревнованиям – это психическое состояние, характеризующееся оптимальным уровнем эмоционального напряжения  и установкой, адекватной его соревновательной цели. 

Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов – авторы книги “Психотренинг: игры и упражнения” утверждают следующее:

 
“Думается, наиболее плодотворное направление практической психологии в спорте – это развитие, раскрепощение психических возможностей человека. Не на эмоциональный аскетизм и скудость переживаний должны быть направлены усилия, а на раскрытие волнующего разнообразия, неопределённости и богатства. Гораздо большего можно добиться включением душевной жизни в спорт, а не её исключением.” (цитата)

 

Джим Тейлор - американский психолог, работающий со спортсменами - горнолыжниками на протяжении 15 лет, автор книги “Prime ski racing”, пишет о том, что наивысшего уровня спортивной формы и успеха в соревнованиях  человеку позволяет достичь развивание следующих психологических компонентов: мотивации, уверенности, оптимального уровня активации, концентрации, эмоций.

 

Рис. 3 – Пирамида психологических компонентов по Тейлору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(новый  блок)

Компонентами  психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях (П.А. Рудик, Н.А. Худатов).

К числу процессов  и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; "чувства" времени, ритма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; высокоразвитые качества внимания (концентрация, переключение, распределение); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота и точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на движущийся объект и др.). Овладению тактикой способствуют развитые специфические мыслительные качества: способность к мгновенному анализу поступающей информации о действиях противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мышления и др.

 

Психологическая подготовка к тренировочному процессу

 

Рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.

 

Спортивная деятельность отдельного спортсмена или команды  в любом виде спорта всегда обусловлена  теми или иными мотивами, которые  имеют как личностную, так и общественную ценность. Они выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от целей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь.

 

В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные  интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п.

 

У юных спортсменов, как правило, преобладают опосредованные мотивы занятий спортом — быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др. С возрастом и по мере роста достижений эти мотивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные мотивы спортивной деятельности — выполнить спортивный разряд, стать мастером спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться высоких результатов во всероссийских и международных соревнованиях, стать чемпионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные вознаграждения и др. Значение конкретных мотивов, которыми руководствуется спортсмен, имеет для тренера и спортивных руководителей большое практическое значение, так как позволяет оценить свойства личности, проявляющиеся в этих мотивах (любознательность, целеустремленность, патриотизм, честолюбие, индивидуализм, коллективизм, чувство товарищества и др.), и использовать их для воспитания спортсмена.

 

Успеху формирования мотивации  к длительному тренировочному процессу способствуют: постановка далеко отставленных целей, формирование и поддержание  установки на успех, оптимальное  соотношение поощрений и наказаний, эмоциональность тренировочных занятий, развитие спортивных традиций, принятие коллективных решений, особенности личности тренера (Г.Д. Горбунов).

 

Кроме обеспечения мотивации  спортсменов, тренер должен формировать  систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами системы отношений спортсменов к тренировочному процессу являются отношение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревновательным нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, отношение к спортивному режиму и т.п.

 

Составной частью общей психологической  подготовки является волевая подготовка.

 

Под волей понимается психическая  деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.

 

Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъективные трудности зависят от особенностей личности данного спортсмена (характера, темперамента и т.д.). Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником, боязнь получить травму, смущение перед публикой). Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным характером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприятной погодой, координационной сложностью упражнений и др.

 

Основные волевые качества в спорте — целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность  и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание.

 

Целеустремленность выражается в способности ясно определять ближайшие и перспективные задача и цели тренировки, средства и методы их достижения. Чтобы осуществить поставленные перед собой цели и задачи, спортсмен совместно с тренером планирует их. Для реализации этих планов большое значение имеют оценка достигнутых результатов, контроль тренера и самоконтроль.

 

Настойчивость и упорство означают стремление достичь  намеченной цели, энергичное и активное преодоление препятствия на пути к достижению цели. Эти волевые  качества связаны с обязательным выполнением задач тренировок и соревнований, совершенствованием физической, технической и тактической подготовки, соблюдением постоянного строгого режима. Спортсмен должен посещать все тренировки, быть трудолюбивым, не снижать своей активности из-за утомления и неблагоприятных условий, до конца бороться на соревнованиях.

 

Инициативность  и самостоятельность предполагают творчество, личный почин, находчивость и сообразительность, умение противостоять  дурным влияниям. Спортсмен должен уметь самостоятельно выполнять и оценивать физические упражнения, готовиться к очередным тренировкам, анализировать проделанную работу, критически относиться к суждениям и действиям товарищей, исправлять свое поведение.

 

Решительность и смелость есть выражение активности спортсмена, его готовности действовать без колебаний. Эти качества подразумевают своевременность, обдуманность принятых решений, хотя в отдельных случаях спортсмен может идти и на определенный риск.

Информация о работе Психическая подготовленность спортсменов