Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:09, доклад
Особое место в психологическом развитии старшего дошкольника занимает общение со взрослыми, которое носит преимущественно внеситуативно-личностный характер. Такое общение характеризуется усвоением ребенком особой позиции в отношении взрослого — позиции ученика, что является ценной предпосылкой для обучения в школе.
Переход из дошкольного возраста в младший школьный нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: 1) утрата детской непосредственности; 2) манерничанье, капризы, в поведении — нарочитость, нелепость, вертлявость, паясничание, клоунада, ребенок строит из себя шута; 3) начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка; 4) объектом анализа становятся субъективные переживания: «Я радуюсь», «Я огорчаюсь»; 5) формирование аффективного обобщения, логика чувств.
Психические особенности
и психосоматические расстройства у детей
дошкольного и младшего школьного возраста
Социальная ситуация развития дошкольного
возраста заключается в расширении предметного
мира и необходимости действия в мире
реальных вещей в силу формирования самосознания.
Для ребенка этого возраста не существует
отвлеченного познания, критического
созерцания, и поэтому способ освоения
окружающего мира — это действия в мире
реальных предметов и вещей, но ребенок
пока не владеет способами осуществления
этих действий. Это противоречие может
решиться только в одном типе деятельности,
которое носит название игры. Игра — такая
деятельность, мотив которой лежит не
в результате, а в содержании самого действия.
Игра для дошкольников является ведущей
деятельностью и характеризуется: воображаемой
игровой ситуацией; выделением знаний
и смыслов, что лежит в основе формирования
образно-схематического мышления; развитием
активного запоминания; обобщенным характером
игры; наличием ролей (такие игры, в которых
разыгрываются обобщенные социальные
функции (всадник, доктор, солдат и т.д.).
В процессе игры ребенок начинает выполнять
определенную социальную роль. Принимая
на себя те или иные роли, он как бы примеряет
определенные социальные функции. В ролевой
игре можно сравнить свои возможности
с возможностями других детей, лучше познать
себя. Взамен «Я сам» постепенно формируется
истинное самосознание.
С развитием ребенка ролевые игры перерастают
в игры с правилами. Игры с правилами стимулируют
достижения определенных социально значимых
целей. Формируется самооценка, уровень
притязания. С другой стороны, в играх
с правилами ребенок обучается ограничивать
свои желания, подчиняться запретам. Он
приобретает опыт руководства, но не такой,
какой ему хочется, а в соответствии с
определенными требованиями, нормами
и запретами. В игре происходит становление
нравственных основ, формируются мотивы
поведения и воли ребенка.
В игре как ведущем виде деятельности
активно формируются психические процессы:
обогащаются восприятие, активная память
и внимание. Ролевая игра приводит к переходу
от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому,
освоению смыслов, формированию воображения,
развитию моторики.
Игра создает «зону ближайшего развития».
Л.С. Выготский писал: «Игра в конденсированном
виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного
стекла, все тенденции развития...». Игровая
деятельность как ведущая должна подготовить
ребенка к школе, развить у дошкольников
те свойства личности и психические процессы,
которые необходимы для успешного обучения
в начальных классах. Какие же требования
предъявляются к старшему дошкольнику?
Сформированность прежде всего образного
мышления и наличие у него зачаточных
умений — выделить учебную задачу и превратить
ее в самостоятельную цель деятельности
(познавательная потребность).
Интеллектуальная готовность ребенка
к школе важная, но не единственная предпосылка
успешного обучения. Важным является отношение
ребенка к школе, к учебе, к учителям, к
самому себе («социальная позиция»). Формирование
«социальной позиции» по отношению к школе
требует не только осознания как источника
знаний, но и ее эмоционального отношения.
Ребенку необходимо научиться входить
в детское общество, действовать совместно
с другими, уступать, подчиняться.
Особое место в психологическом развитии
старшего дошкольника занимает общение
со взрослыми, которое носит преимущественно
внеситуативно-личностный характер. Такое
общение характеризуется усвоением ребенком
особой позиции в отношении взрослого
— позиции ученика, что является ценной
предпосылкой для обучения в школе.
Переход из дошкольного возраста в младший
школьный нередко сопровождается кризисом
7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: 1) утрата
детской непосредственности; 2) манерничанье,
капризы, в поведении — нарочитость, нелепость,
вертлявость, паясничание, клоунада, ребенок
строит из себя шута; 3) начало дифференциации
внутренней и внешней стороны личности
ребенка; 4) объектом анализа становятся
субъективные переживания: «Я радуюсь»,
«Я огорчаюсь»; 5) формирование аффективного
обобщения, логика чувств.
К возрасту 6-7 лет одной из основ изменения
психологической деятельности ребенка,
его личностных особенностей является
формирование новой деятельности — учебной,
которая становится ведущей. Сущность
учебной деятельности заключается в усвоении
научных знаний через обогащение и перестройку
личности ребенка, что проявляется в изменениях
уровня знаний, навыков, умений, в умственных
операциях и в особенностях личности.
Однако переход из дошкольного в младший
школьный возраст происходит не автоматически,
а путем перевода игровой деятельности
в учебную через . правильное сочетание
реально действующих и понимаемых мотивов.
Развитие личности младшего школьника
может нарушаться вследствие двух причин:
1) неправильного понимания иерархии потребностей
в результате недостатков воспитания
и обучения; 2) недостаточного развития
функциональных систем мозга, обеспечивающих
учебную деятельность. В свою очередь,
учебная деятельность связана с формированием
самооценки личности. Для детей получаемые
отметки важны не только как способ оценивания
их знаний, но и одновременно как оценка
их личности, их возможностей и места среди
других. Поэтому у отличников формируется
завышенная самооценка, у плохо успевающих
— заниженная. Коррекция самооценки —
важный момент, который требует сравнивания
ребенка только с самим собой. Важным является
использование поощрения. Похвала важна
в присутствии других, порицание — наедине.
Как похвала, так и порицание должны касаться
не глобально человека, а отдельных сторон
его личности или отдельных операций;
учебная деятельность приводит к изменению
и психических процессов, среди которых
наиболее важным является развитие высших
чувств — чувства товарищества, долга,
ответственности, коллективизма; интеллектуальных
чувств — любознательности, удивления,
сомнения, удовольствия от удачного решения
задачи. Успех в учении — единственный
источник внутренних сил ребенка, рождающих
энергию для преодоления трудностей.
Из типичных для ребенка дошкольного и
младшего школьного возраста психопатологических
синдромов можно назвать синдром ухода
и бродяжничества, синдромы патологического
фантазирования.
Синдром ухода и бродяжничества характеризуется
повторяющимися уходами ребенка из дома
или из школы, поездками в другие районы
города или иные населенные пункты, стремлением
бродяжничать и путешествовать. Нередко
от обусловлен микросоциальной средой
и реакцией ребенка на психотравмирующую
ситуацию в семье или в школе.
Синдромы патологического фантазирования
включают живость воображения, склонность
к смешиванию вымысла, фантазии и реальности.
Часто первым признаком синдрома патологического
фантазирования выступает своеобразие
игровой деятельности ребенка, во время
которой он на длительный период способен
«перевоплотиться» в животное, выдуманный
образ или неодушевленный предмет. Возможны
различные пути формирования данного
синдрома — от психогенно-личностного,
связанного с формированием и преобладанием
шизоидного или истерического радикала
в характере ребенка, до эндогенного (шизофренического),
обусловленного нарушениями коммуникативных
способностей.
Из психосоматических расстройств, главенствующую
роль играют цефалгии (головные боли) и
боли в животе, лихорадки неясного генеза,
психогенная рвота, запоры или поносы
(диарея) и энкопрез.