Психические познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей. Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Речь.

Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она  делает доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, то есть с которыми достижимо реальное взаимодействие. Кроме того, язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал ранее, то есть не входившими в его индивидуальный опыт, а присвоенными им из общечеловеческого опыта. Поэтому и говорят, что язык знаменует появление особой формы отражения действительности. Возникновение устной и письменной речи определило специфику развития мышления.

Речь можно разделить на устную, письменную, внутреннюю ли активную и пассивную. Так же речь человека вообще и его отдельные выступления перед слушающими можно охарактеризовать по содержанию, выразительности и форме. Выступающий должен иметь хорошо поставленный голос, понятность языка, речь должна быть сбалансирована по темпу, язык должен быть в известной мере близким к языку аудитории, язык выступления должен быть по возможности простым.

Существуют определённые требования к речи:

1. Простота и ясность изложения  (следует избегать сленговых,  а также слишком сложных предложений, а также воздерживаться от применения непонятных терминов);

2. Последовательность и четкость  объяснения;

3. Убедительность и логичность  приводимых доводов;

4. Нацеленное выступление (человек  должен заранее знать, что он  хочет сказать, и подбирать аргументы соответственно).

Правила языкового конструирования  имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе  фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно  интегрирована со всеми психическими процессами человека.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль познавательных психических процессов в психической регуляции поведения и деятельности.

Проявление любого вида деятельности невозможно без осуществления человеком процесса познания окружающего мира и своих собственных действий, направленных на его преобразование. Вместе с тем процесс познания может осуществляться самостоятельно, предшествуя предметно-практической деятельности. Особенно важное значение приобретает познавательная деятельность в учебном процессе.

Познавательная деятельность имеет  и другие названия. Она часто называется гностической или когнитивной деятельностью. Так, в американской психологии существует особое направление, которое называется когнитивной психологией. Это направление занимается изучением познавательной деятельности человека в связи с аналогичными явлениями, имеющими место в работе саморегулирующихся систем. В нашей стране познавательная деятельность стала разрабатываться с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся. Познавательная деятельность, как и любая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Основным базовым мотивом, побуждающим человека познавать окружающий мир, является потребность в исследовании внешней среды, на основе которой в дальнейшем формируется сложная система познавательных мотивов.

Внешним источником познавательной активности являются проблемные ситуации, которые повсеместно возникают в жизни человека. Для того, чтобы найти выход из этих ситуаций, человек должен познать то новое, неизвестное, что в них таится и придумать новые способы действий, которые привели бы к нужным результатам. Отсюда следует, что целью познавательной деятельности является приобретение информации о неизвестном для того, чтобы установить его связь с известным и найти новые приемы и средства для выхода из проблемной ситуации.

Познание нового, неизвестного является трудным и сложным процессом, осуществление которого требует напряженной умственной деятельности, направленной на создание новых стратегий, планов и приемов получения и переработки информации. Содержание познавательной деятельности определяется теми знаниями, которые приобретает человек в процессе познания. Знания - это полученная и переработанная посредством познавательных процессов информация об окружающем человека внешнем и внутреннем мире. Результаты познавательной деятельности человека зафиксированы посредством речи в законах, правилах, теоремах, аксиомах, формулах, знаковых и числовых выражениях, которые использует человек в своей практической и теоретической деятельности.

Познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые делятся на два класса: внешние и внутренние. Внутренние действия к познавательным психическим процессам отношения не имеют, а вот внешние играют как раз главную роль. Внешние гностические действия направлены на познание предметов и явлений, которые непосредственно действуют на органы чувств. Эти действия осуществляются в процессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами.

Так же большое влияние на результаты познавательной деятельности человека оказывают познавательные способности. Их наличие дает возможность успешно изучать и исследовать предметы и явления, приобретать новые знания, решать проблемные задачи, применять новые приемы и способы умственной деятельности.6

 

 

 

Заключение.

Выбор человеком одного из многих возможных решений и действий в каждый момент времени определяется его потребностями и картиной мира - т. е. его знаниями и представлениями  о мире вообще и о конкретной ситуации в частности. Все знания о явно наблюдаемом и скрытом от непосредственного взора устройстве вещей, закономерностях отношений между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности.

Каждый из этих процессов имеет  собственные характеристики и структуру  и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанного, динамичного, но в то же время целостного образа мира. Протекая одновременно, психические процессы взаимодействуют Друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами не застывшим, а во временной перспективе — как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и будущее.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1) Лурия А.Р. Лекции по общей  психологии. - СПб.: Питер, 2006.

2) Романов В.В. Юридическая психология: учебник. - М.: Юрайт, 2010.

3) Выготский Л.С. Мышление и  речь. - М.: Лабиринт, 2008.

4) Болитина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2009.

5) Говоров А. Алмазная россыпь:  собрание цитат. - Рязань.: Ситников, 2004.

 

1 Романов В.В. Юридическая психология: учебник. - М.: Юрайт, 2010

2 Говоров А. Алмазная россыпь: собрание цитат. - Рязань.: Ситников, 2004

3 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006

4 Болитина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2009

5 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008

6 Романов В.В. Юридическая психология: учебник. - М.: Юрайт, 2010




Информация о работе Психические познавательные процессы