Психические познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

Отражение свойств и качеств происходит на основе работы органов чувств. Существенную роль играют зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и др.
Посредством зрения человек получает основной объем информации, в частности, отражает такие стороны действительности, как свет, цвет, форма, движение. Слух обеспечивает прием значительного потока информации в звуках, шумах, вибрациях. Осязание дает также весьма заметное число впечатлений и прежде всего о форме, плотности, температуре. Обоняние, вкус и др. также раскрывают нам различные стороны действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

Психические познавательные процессы.docx

— 21.07 Кб (Скачать файл)

Что же такое  память как психический познавательный процесс?

Память - это запоминание, сохранение и воспроизведение  человеком своего личного опыта, того, что он делал, воспринимал, изучал. Физиологическую основу памяти составляет образование, сохранение и актуализация в нужный момент условно-рефлекторных связей.

Основными процессами памяти, как это видно  из ее определения, являются запоминание, сохранение и воспроизведение. Запоминание  может быть механическим как результат  многократного повторения изучаемого материала, без установления каких-либо зависимостей и связей, и осмысленное, когда учебный материал расчленяется на составные части, в каждой из них  выделяется и формулируется главная  мысль, затем эти мысли объединяются и включаются в систему имеющихся  знаний. Экспериментально установлено, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.

Сохранение  изученного материала предполагает дальнейшую его доработку, повторение и практическое применение. Без этого  активно будет протекать обратный процесс - забывание. Оно начинается сразу же после восприятия учебного материала и идет все быстрее: так, на пятые сутки в памяти остается только 25% изученного.

Воспроизведение - третий процесс памяти. Оно бывает двух видов: узнавание, которое не может  быть показателем знаний, и припоминание, когда изученный материал мысленно воспроизводится без использования  каких-либо источников.

Различают следующие виды памяти: а) образная - память на предметы, их внешние признаки; б) двигательная - память на движения; в) эмоциональная - память на переживания; г) словесно-логическая - память на устную и письменную речь, последовательность, логику материала.

В зависимости  от участия органов чувств в восприятии того, что человек запоминает, образная память подразделяется на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.

Качествами  памяти, характеризующими умственное развитие человека, являются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения и готовность к воспроизведению в нужный момент.

Речь  может быть устной или письменной. Письменная речь располагает большими возможностями: содержательность, устойчивость, графическая выраженность, полнота, развернутый характер, структурная  сложность.

Устная  речь выступает в виде монолога или  диалога. Монолог - речь одного лица, диалог - двух лиц и более. Эффективность  диалога во многом зависит от культуры речи собеседников.

Литература

1. Балин.Л.К. Психология человека. М.: Издательство "Мир", 2005 год

2. Попов Е.В. Психология. Уч. Пособие. М.: 2007 год

3. Коломейцев С.Г. Основы психологии. М.: 2006 год


Информация о работе Психические познавательные процессы