Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:23, реферат
Отражение свойств и качеств происходит на основе работы органов чувств. Существенную роль играют зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и др.
Посредством зрения человек получает основной объем информации, в частности, отражает такие стороны действительности, как свет, цвет, форма, движение. Слух обеспечивает прием значительного потока информации в звуках, шумах, вибрациях. Осязание дает также весьма заметное число впечатлений и прежде всего о форме, плотности, температуре. Обоняние, вкус и др. также раскрывают нам различные стороны действительности.
Что же такое память как психический познавательный процесс?
Память - это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком своего личного опыта, того, что он делал, воспринимал, изучал. Физиологическую основу памяти составляет образование, сохранение и актуализация в нужный момент условно-рефлекторных связей.
Основными процессами памяти, как это видно из ее определения, являются запоминание, сохранение и воспроизведение. Запоминание может быть механическим как результат многократного повторения изучаемого материала, без установления каких-либо зависимостей и связей, и осмысленное, когда учебный материал расчленяется на составные части, в каждой из них выделяется и формулируется главная мысль, затем эти мысли объединяются и включаются в систему имеющихся знаний. Экспериментально установлено, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.
Сохранение
изученного материала предполагает
дальнейшую его доработку, повторение
и практическое применение. Без этого
активно будет протекать
Воспроизведение
- третий процесс памяти. Оно бывает
двух видов: узнавание, которое не может
быть показателем знаний, и припоминание,
когда изученный материал мысленно
воспроизводится без
Различают следующие виды памяти: а) образная - память на предметы, их внешние признаки; б) двигательная - память на движения; в) эмоциональная - память на переживания; г) словесно-логическая - память на устную и письменную речь, последовательность, логику материала.
В зависимости от участия органов чувств в восприятии того, что человек запоминает, образная память подразделяется на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.
Качествами памяти, характеризующими умственное развитие человека, являются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения и готовность к воспроизведению в нужный момент.
Речь может быть устной или письменной. Письменная речь располагает большими возможностями: содержательность, устойчивость, графическая выраженность, полнота, развернутый характер, структурная сложность.
Устная речь выступает в виде монолога или диалога. Монолог - речь одного лица, диалог - двух лиц и более. Эффективность диалога во многом зависит от культуры речи собеседников.
Литература
1. Балин.Л.К. Психология человека. М.: Издательство "Мир", 2005 год
2. Попов Е.В. Психология. Уч. Пособие. М.: 2007 год
3. Коломейцев С.Г. Основы психологии. М.: 2006 год