Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:09, лабораторная работа
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Факультет психологии
Лабораторная работа №1
«Психические процессы в трудовой деятельности»
Выполнила: ________________/ М.А. Фадина | |
Проверила: к.психол.н., доцент _________________/ С.Г. Пугачева
|
Москва 2013
Теоретическое введение
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида, процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации. Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов. Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания. Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.
Характеристики внимания:
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).
Цель
Исследовать способность сосредоточения на наиболее важных объектах.
Назначение и содержание
В данной работе
для диагностики
Методические указания
Эксперимент заканчивается после просмотра испытуемым всех строк. Для оценки динамики показателей внимания за определенные интервалы времени можно предлагать испытуемому ставить черту там, где его застала команда «Черта!» (как в корректурной пробе Бурдона-Анфимова).
Порядок проведения тестирования: испытуемым предлагается бланк с написанными построчно буквами. Среди букв необходимо отыскать слова и подчеркнуть их. Время работы - 2 минуты. Инструкция испытуемым: «Среди буквенного текста имеются слова – существительные в именительном падеже единственного числа. Необходимо посмотреть текст и подчеркнуть найденные слова. Работать следует быстро, так как время фиксируется».
Оценка результатов
бсолнцевтргщоцрайонзгучновость
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияе
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщь
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъваф
ослдспектакльячсмитьбюжюерадос
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэжд
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдш
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуй
хьфтасенлабораториягщдщнруцтрг
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмст
N = 19
p = 7
r = 0
m = 19
A= N-r/ N+p
A= 19-0/19+7=19/26=0,73
Выводы
После проведения
данной методики мы получили следующие
данные: N= 19, p=7, r=0, m=19, A=0, 73. Эти данные
свидетельствуют о высоком
Приложение
Методика Мюнстерберга
Методика Мюнстерберга направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.
Методические рекомендации. Эксперимент заканчивается после просмотра испытуемым всех строк. Для оценки динамики показателей внимания за определенные интервалы времени можно предлагать испытуемому ставить черту там, где его застала команда «Черта!» (как в корректурной пробе Бурдона-Анфимова).
Оснащение эксперимента. Бланк, секундомер, протокол, ключ.
Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых есть сочетания, образующие слова-существительные в именительном падеже единственного числа. Вам необходимо внимательно просмотреть строку за строкой, обнаружить эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой и заканчивая последней буквой. Постарайтесь не подчеркивать лишних букв. Задание выполняйте быстро и точно».
Обработка результатов. По ключевому бланку оценивают количество выделенных слов и количество ошибок, заполняют протокол обработки данных.
Ключ: бсолнцевтргщоцрайонзгучновость
ягшгцкпрокуроргурстабюетеория
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъва
ослдспектакльячсмитьбюжюерадо
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэж
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюд
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцу
хьфтасенлабораториягщдщнруцтр
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмс
Вопросы для обсуждения
1. Операторская деятельность - это совершенно специфический вид профессиональной деятельности, где человек выступает звеном в цепи “природная среда – человек – машина”. Оператор является посредником между постоянно меняющимся внешним миром и техническим устройством.
Операторский труд можно охарактеризовать следующими особенностями:
Таким образом, главными функциями человека на производстве становятся программирование, управление и контроль. При весьма специфичных условиях деятельности, перед оператором стоят следующие задачи:
Это в свою очередь,
приводит к предъявлению повышенных
требований, к познавательной сфере
оператора, его психическим и
психологическим характеристика
В экспериментальной литературе, при описании ошибок, допущенных операторами, чаще всего указывают на ошибки сенсорно-перцептивной сферы, сферы познавательных процессов.
2. При разработке и создании новых систем человек-машина возникает ряд специфических задач: проектирование аппаратуры и оборудования с учетом психологических особенностей деятельности оператора; совершенствование рабочих мест операторов; научная организация труда операторов; совершенствование процесса эксплуатации техники; организация профессиональной подготовки операторов.
Профессиональная подготовка операторов включает профессиональный отбор, обучение, дальнейшее совершенствование профессионального мастерства с учетом психологических особенностей личности, ее мотивов и интересов ( тренировка), а также формирование производственных коллективов для их совместной деятельности.
Предварительным этапом профессиональной подготовки операторов является профессиональная ориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии ( с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Следующим этапом профессиональной подготовки операторов является профессиональный отбор — допуск людей к определенному виду деятельности на основе диагностики их профессиональных способностей. Профессиональный отбор носит преимущественно статистический характер, т. е. речь может идти о большей или меньшей вероятности совпадения прогноза, сделанного при отборе, с фактическими показателями обучения и качеством работы по специальности. Проведение профотбора позволяет допустить к дальнейшему обучению лишь тех лиц, у которых имеются наилучшие предпосылки для овладения специальностью.
В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает системой знаний, навыков и умений. Какой именно должна быть эта система у оператора, зависит от его профиля, т. е. содержание обучения определяется последующей операторской деятельностью.
Однако эффективность операторской деятельности определяется не только характеристиками отдельных операторов, но и слаженностью коллектива, умением операторов взаимодействовать между собой, психологической совместимостью в группе. Поэтому организация групповой деятельности, формирование производственных коллективов также является одной из составляющих профессиональной подготовки операторов Важное место в системе ППО занимают также тренировки. Их проведение связано с необходимостью поддержания на заданном уровне приобретенных в процессе обучения умений и навыков. Основным средством проведения тренировок являются тренажеры.
Информация о работе Психические процессы в трудовой деятельности