Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:11, контрольная работа
ВПривычная нам модель психической структуры личности появилась в психоанализе Фрейда в результате длительной психотерапевтической практики. На формирование теорий Фрейда оказывали влияние философские теории Ницше, Шопенгауэра, Гартмана.
По Фрейду, человеческая психика состоит из трех областей: сознательное, бессознательное и предсознательное. Каждый человеческий поступок является результатом борьбы бессознательного и сознательного.
ВОПРОС №1
Привычная нам модель психической структуры личности появилась в психоанализе Фрейда в результате длительной психотерапевтической практики. На формирование теорий Фрейда оказывали влияние философские теории Ницше, Шопенгауэра, Гартмана.
По Фрейду, человеческая психика состоит из трех областей: сознательное, бессознательное и предсознательное. Каждый человеческий поступок является результатом борьбы бессознательного и сознательного.
Бессознательное,
«оно». Давая определение
Выделяют следующие особенности бессознательного:
-оно невербальное;
-оно не теряет силы и энергию;
-оно не имеет прямого доступа в сознательное;
-оно формируется без участия человека, на протяжении всей жизни;
-оно функционирует
по законам отличным от
В качестве структурных элементов бессознательного Фрейд выделяет следующие:
1.Ошибочные действия
(оговорки, обмолвки, описки, забывание).
Причиной их возникновения он
считал наложение двух
2.Сноведения. Являются
психической реакцией на
3.Влечения. По мнению
Фрейда именно они составляют
основную часть
Характер влечений подразделяется на две группы:
-влечения, цель которых самосохранение;
-влечения, цель которых продолжение рода.
В своем
психоанализе Фрейд предполагает за
бессознательным возможности
Система «сверх Я». По Фрейду, эта система является источником сил и энергии для взаимодействия с явлениями моральной и культурной жизни. Для нормального существования человека в обществе у него должна иметься система ценностей и норм совместимая с принятыми в его окружении. Все эти нормы приобретаются в процессе социализации , посредством формирования «сверх Я».
Этапом полного формирования «сверх Я» Фрейд называл период, когда родительский контроль полностью заменяется на самоконтроль. «Сверх Я» всё время пытается тормозить общественно неприемлемые действия, к которым может стремиться «Оно». К проявлениям деятельности «сверх Я» Фрейд относил внезапное чувство вины, пробудившуюся совесть, презрение к себе. «Сверх Я» является своеобразным цензором, это непреодолимая для сознания моральная психическая сила.
Предсознательное «Я». Является третьим пластом психики, находится между «Оно» и «сверх Я», подсознательное «Я» это посредник между ними.
На этом пласту психические переживания подвергаются двойной цензуре. Рядом с принципом наслаждения бессознательного появляется новый принцип, принцип реальности. Этот принцип помогает оценить возможность и уместность удовлетворения потребностей исходящих от «Оно». Только после прохождения этой проверки элементы получают словесную форму и могут перейти в сознание. Элементы, которые не прошли испытание и отмеченные как асоциальные, эгоистические, агрессивные вновь отправляются в систему бессознательного. Таким образом, все, что находиться в сознании прошло цензуру предсознательного.
Предсознательное
содержит в себе процессы мышления
и памяти, которые осуществляют отбор
и сортировку желаний в соответствии
с реалиями внешнего мира. Психическое
процессы, происходящие в предсознательном,
имеют особое значение в межличностном
общении. Они способствуют психической
ориентации и помогают определять пространственно-временные
рамки общения и условия
Между всеми тремя уровнями существуют зоны конфликтов, которые способны привести к дестабилизации и расстройству личности, если «Я» неспособно восстановить равновесие. Разрешение этих конфликтов возможно только при сильном «Я», которое способно как преодолеть давление со стороны «сверх Я» так и со стороны «Оно».
В большинстве
случаев, такие конфликтные зоны
приводят к психическим состояниям
сопровождающимися
-всемогущий контроль,
восприятие себя как
-диссоциация, разделение себя и неприятных переживаний;
-интроекция, бессознательное включение в свой внутренний мир чужих взглядов, установок и т.п.;
-отрицание, полное неприятие информации;
-примитивная идеализация, восприятие другого человека как всемогущего;
-примитивная изоляция, бегство от реальности;
-расщепление, восприятие кого-либо как только хорошего или только плохого;
-сублимация, когда личность переориентирует свои действия на другую цель, взамен недостижимой;
-проекция, наделение
других людей собственными
-рационализация, поиск
причин для оправдания
цели;
-реактивное обучение,
защита от нежелательных
-идентификация,
-морализация, поиск
оправдания необходимости
-регрессия, возврат к моделям поведения присущим детям;
-компенсация. Прикрытие слабых сторон в одной сфере сильными из другой сферы.
ВОПРОС № 2
Окончив университет в Цюрихе и пройдя стажировку у П.Жане, К. Юнг открывает свою собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В этот период своей жизни он открывает для себя теорию Фрейда, который в то время уже опубликовал свои первые работы. Общение с Фрейдом оказало огромное влияние на научные взгляды Юнга. Однако, несмотря на общность позиций и стремлений, между Юнгом и Фрейдом существовали значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось.
Основной причиной этих разногласий был различный подход к изучению бессознательного. В отличии от Фрейда, который считал что самое низкое в личности принадлежит бессознательному, Юнг считал что и самое высокое также принадлежит бессознательному. Юнг отвергает пансексуалистическую трактовку либидо как основу поведения личности.
По мнению Юнга, основой личности выступает психическая энергия. Под психической энергии Юнг понимает энергию возникающую в результате взаимодействия различных душевных сил.
Подчеркивая
своеобразие психической
В качестве основы психики индивида, по мнению Юнга, выступает коллективное бессознательное, которое существенно отличается от личностного бессознательного и находится на более глубинном уровне.
Юнг выделяет следующие
особенности коллективного
-коллективное бессознательное существует как наследственная черта;
-оно не основывается
на опыте личности и не
-основа его содержания – архетипы, они осознаваемы лишь вторичным образом.
Стоит отметить, что коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе они образуют единую психическую структуру личности.
У Юнга эта структура состоит из самости и 4 систем психики, Эго, персона, Тень, Анима и Анимус. Для этих систем Самость выступает как центр единства и целостности, она должна объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры и сохранить психическую целостность личности.
Эго
(система «Я») является
Персона – та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы самовыражения. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми. В этой системе главным принципом выступает адаптация к внешнему социальному миру. По своему содержанию «Персона» слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, а другие образованы на основе социальных ожиданий от этой личности. Поэтому «Персона» всегда выступает как некий компромисс между этими двумя психическими процессами, результатом которого являются различные социальные роли, которые играет личность в обществе. Психическими элементами «Персоны» являются аффекты, установки, идеалы, сентенции, которые в свою очередь «овладевают» личностью и могут привести к ее сильнейшим потрясениям.
Тень является центром личностного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний. Юнг считает, что личность никогда не сможет «перепрыгнуть» через собственную Тень или «обмануть» ее. Напротив, признание собственной Тени необходимо личности для сознания собственного несовершенства. А такое осознание требуется для установления человеческих отношений, для общения с себе подобными, понимания взаимной зависимости людей, нужды в их помощи и поддержке. Если же личность имеет «завышенные идеалы», считая себя более, совершенной, то тем самым она непроизвольно унижает других или ставит их в подчиненное положение.
Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом больше всего относились именно к роли Тени в структуре личности. Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, в то время как Фрейд ста вил ее в центр личности, исследуя главным образом именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным избавиться от Тени, не признавать ее, ибо она является законной частью личности, и человек без Тени так же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с точки зрения Юнга, – не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, то, что Юнг называл "техникой обращения с Тенью", помогает преодолеть ее негативное влияние.
Система коллективного бессознательного включает в себя и такие архетипические образы как Анима (образ женского начала в мужской психике) и Анимус (образ мужского начала в женской психике). Анима, накопленная в бессознательном мужской личности, прорывается наружу в виде иррациональных чувств: сентиментальности, необузданной эмоциональности. Анимус, прорвавшийся в женской личности, приводит к иррациональным суждениям, часто необдуманным и нелогичным, или к излишней сдержанности.
Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации Самости, она может проявиться в утрате Персоны, в «личностной инфляции», в недооценке своей Тени, в одержимости Анимой или Анимусом и других возможных потрясениях личности. Возникающие в психической структуре комплексы Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками.
ВОПРОС №3
Назовите рассматриваемый в определении механизм психологической защиты: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите конкретный пример проявления этого феномена.
Данный механизм защиты называется сублимация. Любые неприемлемые в обществе индивида цели могут заменяться активной деятельностью в других областях, таких как искусство, наука, благотворительность. Примером может послужить сублимация агрессии через профессию военного.