Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:58, контрольная работа
Состояние – абстрактный термин, обозначающий множество стабильных значений переменных параметров объекта в некоторый момент времени. Процесс может быть представлен как последовательность переходов объекта из состояния в состояние. Таким образом, процесс описывает динамику объекта, а состояние фиксирует некоторую фазу процесса, в течение которой ряд существенных параметров объекта остаются неизменными.
Из приведенного перечня можно сделать одно важное заключение. Роль и значение психического состояния в функционировании соматики и психики, поведении, деятельности и жизнедеятельности человека чрезвычайно велика. Обратимся к положениям теории систем. Психика в целом представляет собой функциональную систему. Если же в такой системе выделяются категории психических явлений, то они рассматриваются структурными элементами системы. В этом случае каждая категория должна выполнять свои функции, несводимые к функциям других категорий.
Не вдаваясь в анализ, какие из перечисленных функций могут выполняться одной из трех категорий психических явлений, попробуем ответить на вопрос: какая функция не может выполняться психическими процессами и психическими свойствами? И такой функцией оказывается «уравновешивание» человека с постоянно изменяющейся внешней средой. Следует отметить, что ряд авторов, ставя вопрос о функциях психического состояния, выделяют главную, и в качестве такой называется именно функция уравновешивания. Функция уравновешивания заключается в активной организации процесса взаимодействия человека с конкретными объективными условиями. Уравновешенность – это сохранение характера динамики и взаимодействия подсистем психики и сомы в промежутках времени между двумя последовательными, значимыми для субъекта изменениями среды. Уравновешенность субъекта с социальной и предметной средой обеспечивает адекватность регуляторных процессов. И дальше авторы заключают, что в зависимости от ситуации и личностного смысла функция уравновешивания может реализоваться в интеграции или дезинтеграции психики и соматики, активизации или торможении психической активности, развитии или самосохранения.
Главный принцип существования живых организмов – принцип самосохранения, который заключается в сохранении себя как единого целого, как представителя вида в развитии (принцип активности). Главным же механизмом является минимизация энергетических затрат на равновесное взаимодействие с окружающей действительностью. В каждый момент времени расходование энергии – это реализация определенной степени функциональных возможностей. Оказывается, в зависимости от степени реализации функциональных возможностей функция уравновешивания реализуется в адекватности приспособления (интеграция), неадекватности (дезинтеграция), повышении или понижении психической активности и т.д.
В заключение приведем определение психического состояния как категории психических явлений. Психическое состояние – результат целостной приспособительной реакции личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленный на достижение полезного результата, проявляющийся в переживаниях и степени мобилизации функциональных возможностей человека.
Личность и подходы к её изучению
Изучение личности
всегда было и продолжает оставаться одной
из самых интригующих тайн и самых трудных
проблем. В сущности все социально-психологические
теории вносят свою лепту в понимание
личности: что ее формирует, почему существуют
индивидуальные различия, как происходят
ее развитие и изменение на протяжении
жизни человека. Поскольку большинство
направлений психологии лишь в минимальной
мере представлены в современных теориях
личности, это является доказательством
того, что адекватная теория личности
еще не создана.
Название этапа |
Период |
Исследователи |
1. Философско-литературный |
V в. до н.э. — нач. XIX в. |
Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк, Юм и др. |
2. Клинический |
Нач. XIX в. — XX в. |
Фрейд, Адлер, Юнг и др. |
3. Экспериментальный |
Нач. XX в. |
Лазурский, Айзенк, Кэттел, Олпорт и др. |
Основными проблемами
психологии личности в философско-литературный период
ее изучения являлись вопросы о нравственной
и социальной природе человека, о его поступках
и поведении. Первые определения личности
были достаточно широкими и включали в
себя все то, что есть в человеке и что
он может назвать своим.
С конца
30-х гг. нашего столетия в психологии
личности началась активная
Психоаналитическая теория личности (З. Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего ее поступками фактора.
Когнитивная теория личности (У. Найссер, А. Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям (лат. cognito — знания).
Гуманистическая теория личности (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.
Среди рассмотренных теорий можно выделить три практически не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическую.
1. Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (процесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь накладывают свой отпечаток на форму их протекания.
Наибольшую известность среди концепций этой ориентации (причем не только в психологии) получила теория, разработанная З. Фрейдом. Самосознание человека З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.
Структура личности, по З. Фрейду, состоит из трех компонентов, или уровней: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений. "Оно" насыщено сексуальной энергией — либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению внутреннего равновесия.
"Я" представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Я" ориентируется на реальность.
"Сверх-Я" представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. "Сверх-Я" руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
Несознаваемые влечения, идущие от "Оно", чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в "Сверх-Я", т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конфликт разрешается с помощью "Я", т.е. сознания, которое, действуя в соответствии с принципами реальности и рациональности, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.
2. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ролей, прав и обязанностей, короче — от структуры социальной деятельности индивида.
По мнению теоретиков-бихевиористов, социальные роли людей и большинство форм социального поведения личности складываются в результате наблюдений над такими социальными моделями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей являются, согласно теории социального научения, результатом взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Личность при таком подходе — это результат взаимодействия между индивидом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающего его средой.
3. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей. Это направление определяется как гуманистическое и ассоциируется с такими именами, как К. Роджерс, А. Маслоу и др. Суть гуманистической ориентации в изучении личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гуманистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного "я" лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.
Поскольку каждая из этих моделей отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу "или-или" не имеет смысла. В качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности в отечественной психологии предлагается историко-эколюционный подход, в котором антропологические свойства человека и социально-исторический образ жизни выступают как предпосылки и результат развития личности. В контексте данного подхода подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, благодаря которой происходит индивидуализация личности. Формирование и развитие этого направления — заслуга Л.С. Выготского (1836—1904) и А.Н. Леонтьева (1903—1979). Эта теория в отечественной психологии носит название теории деятельности.
Информация о работе Психические состояния и их классификация