Психические состояния человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 11:05, контрольная работа

Краткое описание

Психика возникла и формировалась, как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.

Содержание

Введение 3
1. Сформулируйте определение понятия «психическое состояние» 4
2. Охарактеризуйте целостность, подвижность и относительную устойчивость психических состояний человека 6
3. Соотнесите предложенные психические понятия и характеристики 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Психические состояния человека.docx

— 37.57 Кб (Скачать файл)

  Б) Решительность

  Во  многих профессиях  важную роль играет решительность  как психическое  состояние готовности  быстро принять  решение и привести  его в исполнение. Необходимыми  условиями решительности является  широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и  профессиональный опыт, знания, планомерность  работы. Поспешная же «решительность», как и нерешительность, то есть  психическое состояние, характеризуемое  недостатком психологической готовности  принять решение и ведущее  к необоснованной отсрочке или  невыполнению действий, чреваты  неблагоприятными последствиями  и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.

  Отрицательные психические  состояния человека

  Наряду  с положительными (стеническими) состояниями  у человека  в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать  и отрицательные (астенические) психические  состояния. Например, нерешительность  как психическое состояние может  возникнуть не только при отсутствии  у человека самостоятельности, уверенности  в себя, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или  иной жизненной ситуации в  экстремальных (крайних) условиях. Такие  условия приводят и к возникновению  состояния психической напряжённости.

  Предварительное эмоциональное  переживание ситуации позволяет  человеку:

  а) почувствовать, что  выполняемая  им деятельность  является «его деятельностью»;

  б) как бы дистанционно  оценивать условия  протекания  планируемой деятельности, т.е. осуществлять  так называемое предварительное  «эмоциональное планирование».

  В) Стресс

  Понятие стресса в  современной психологии является  многозначным. Им обозначается как  ситуация этого состояния, так  и оно само. Этим термином определяют  как собственно стрессовые явления, выражающиеся в дезорганизации  проведения вплоть до появления  нервно-эмоционального срыва, так  некоторые промежуточные  состояния, которые точнее было бы считать  проявлением психической напряжённости (а её крайние формы - стрессом).

  В состоянии стресса  возникают  затруднения в осуществлении  функций, связанных с направленностью  мышления на решение определённых  задач. Это происходит ввиду того, что  стресс выступает как фактор, разрушающий  предварительное «эмоциональное  планирование», а в конечном итоге  и всю  схему предстоящей деятельности  или общения. При сильном стрессе  возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Ещё большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

  К специфическим состояниям  психики  человека относятся состояния, обладающие определённой спецификой. С одной стороны, это нормальные  состояния, например, в целом «сон-бодрствование», а с другой - состояния, находящиеся  между психической нормой патологией, например, состояние дисфории. Однако, следует учитывать, что само понятие  психической нормы («психика в  норме») весьма условно и не  имеет чётко обозначенных критериев.

Бодрствование – сон

Традиционно современные психологи выделяют два периодических состояния  психики (прежде всего сознания), присущих всем людям: бодрствование - состояние, характеризующееся активным взаимодействием  человека с внешним миром, и сон - состояние, рассматриваемое, прежде всего как период отдыха.  Сон относится и так называемым измененным состояниям сознания, полностью отрезающим человека от физического и социального  окружения. Различают две основные чередующиеся фазы сна: «медленный» («медленноволновый») сон и «быстрый» («парадоксальный») сон. В фазе «медленного сна на последней его стадии (глубокого сна) возможно возникновение сомнамбулизма (снохождения, «лунатизма») - состояния, связанного с неосознаваемым поведением, осуществляемым при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию, а также сноговорения и ночных кошмаров у детей, о которых они не помнят после пробуждения. После «быстрого» сна индивид, как правило, вспоминает о сновидениях (субъективно переживаемых представлениях, прежде всего зрительных, возникающих на данной фазе сна), содержащих компоненты фантастичности, нереальности. На «быстрый» сон приходится 20% всего периода сна.

Медитация и гипноз

Под медитацией в современной психологии понимаются два явления: во-первых, изменённое, по желанию индивида, особое состояние сознания, связанное с  замедлением деятельности мозга  путём концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли, а, во-вторых, техника  достижения такого состояния. В состоянии  медитации субъект получает реальное удовлетворение, прежде всего из-за наступления релаксации (уменьшения напряжения, расслабления снятия стресса). Возможно наступление и того, что  у буддистов называется нирваной - состояния высшей безмятежности, спокойствия, слияния души с Вселенной.

  Существует  несколько  техник (приёмов) медитации.

  А) Йога - древнеиндийская  техника, состоящая  в полном отключении  от внешней реальности благодаря  целому ряду приёмов (восьмичленная  йога), во многом связанных с  владением  телесными позами (84 позы  или «асаны») и контролем дыхания (пранаяма).

  Б) Зазен - японская техника, состоящая в отвлечении от  предметов, пассивно концентрируя  внимание на них («смотрю, но не  вижу»).

В) Техника дервиш - турнеров заключается в том, что дервиш-турнеры (мусульмане-проповедники, как правило, персы и сирийцы, принадлежащие к этому братству) пением псалмов и ритмическими танцами вызывают у себя наступление изменённого состояния и медитации. Близка к этому техника камлания шаманов, а также приёмы, применяемые в некоторых христианских сектах («пятидесятники», «хлысты» и др.).

г) Техника трансцендентальной медитации основывается на использовании мантры - социального слова выбираемого «учителем» ТМ для ученика и состоящего из звуков О, М, Н, легко вступающих в резонанс с электрической активностью мозга. Медитирующий повторяет свою мантру про себя, пока не достигнет полной релаксации и состояния «чистого сознания».

 Д) Специфическими, связанными  с какими-либо религиозными идеями, техниками медитации являются  системы психофизической тренировки, рассчитанные на терапевтический  эффект (аутогенный тренинг Г.Шульца, «системы биологической обратной  связи» и т. д.).

  Термин  «гипноз», как  и термин «медитация», имеет два  значения:

а) временное  состояние сознания, связанное с  сужением его объёма и резким сосредоточением  на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания;

б) техника воздействия на индивидуума  с целью сузить поле сознания и  подчинить его контролю гипнотизёра, внушен я которого он будет выполнять.

Боль и анальгезия

Болью называется психическое состояние, которое возникает как результат  сверхсильных или разрушительных воздействий  на организм при угрозе его целостности  или существованию вообще. Болевые  ощущения носят гнетущий, тягостный  характер, характер страдания. Но они  являются стимулом для оборонительных реакций, направленных на устранение внешних  или внутренних раздражителей, их обусловивших. Боль - симптом нарушения нормального  течения физиологических процессов, и поэтому она имеет очень большое клиническое значение.

  Болевые ощущения  в значительной мере поддаются  нейтрализации со стороны высших  психических образований, зависящих  от направленности личности, её  убеждений, ценностных ориентаций  и т. д., о чём  свидетельствуют  многочисленные примеры  мужества, умения, испытывая боль, не поддаваться  ей, а действовать, руководствуясь  глубоко нравственными мотивами. Снижение или полное устранение  чувствительности к боли называется  анальгезией. Она достигается с  помощью анальгетиков (веществ, подавляющих  болевые ощущения или снижающих  чувствительность к боли), путём  концентрации внимании я на  объектах, не связанных с источником  болевого воздействия (музыка, белый  шум и т. д.), посредством внушения, самовнушения, гипноза, а также методами  общего или точечного массажа, воздействием холода или тепла  на определённые участки тела. 

  Предварительное эмоциональное  переживание ситуации позволяет  человеку:

  а) почувствовать, что  выполняемая  им деятельность  является «его деятельностью»;

  б) как бы дистанционно  оценивать условия  протекания  планируемой деятельности, т.е. осуществлять  так называемое предварительное  «эмоциональное планирование».

Стресс

Но  воздействие экстремальных условий  деятельности может привести к возникновению  у человека специфического состояния  нервно-психологической напряжённости, называемого стрессом (от англ. «напряжение»).

Понятие стресса в современной психологии является многозначным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так  и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явления, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до появления нервно-эмоционального срыва, так некоторые промежуточные  состояния, которые точнее было бы считать  проявлением психической напряжённости (а её крайние формы - стрессом). Вот почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил человека. Родоначальник теории стресса Г.Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на «хороших» (евстресс) и «плохих» (дистресс).

  По  отношению к  стрессу у человека не возникает  целенаправленных и  адекватных  реакций. В этом заключается  основное  отличие стресса от напряжённой  и трудной задачи, на которую (вне  зависимости от её тяжести) человек, выполняющий её, реагирует адекватно.

  В состоянии стресса  возникают  затруднения в осуществлении  функций, связанных с направленностью  мышления на решение определённых  задач. Это происходит ввиду того, что  стресс выступает как фактор, разрушающий  предварительное «эмоциональное  планирование», а в конечном итоге  и всю  схему предстоящей деятельности  или общения.

Вера

  В психологи и вера  имеет два значения:

  1) особое психическое  состояние,  проявляющееся в полном  и безоговорочном  принятии индивидом  каких-либо  сведений, явлений или  представлений,  могущих в дальнейшем  выступить  основой его «Я», определять  его поступки и отношения;

  2) признание чего-либо  истинным с решительностью, превышающей  силу внешних фактических и  формально-логических доказательств (Вл. Соловьёв).

  Вера  всегда выступает  как результат  предварительной  работы сознания, опирающегося на  антиципацию (способность предвидеть  результаты действий до того, как они  осуществлены), каузальную  атрибуцию, вытеснение, рационализацию, замещение  и другие интеллектуальные  механизмы. Чем эффектнее эти  механизмы, чем более сложными  являются умопостроения человека, тем меньше у него оснований  для слепой веры. В случаях, когда  вера утверждает более того, что  содержится в данных чувственного  опыта и выводах рационального  мышления, она имеет своё основание  вне теоретического познания  и ясного сознания вообще. Если  человек не в состоянии охватить  разумом чрезмерно сложный и  неподдающийся рациональному объяснению  объект, тогда он либо отказывается  от познания, либо упрощает объект, предпочитая иррациональную веру  без всяких доказательств.

Эйфория и дисфория

Эйфория - психическое состояние, проявляющееся  в повышенном радостном, весёлом  настроении, это состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным  обстоятельствам. При эйфории наблюдается  мимическое и пантомимическое оживление, психомоторное возбуждение. Дисфория - противоположное эйфории психическое  состояние, проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью  к поведению окружающих, со склонностью  к агрессии. Но в редких случаях  дисфория может проявляться и  в приподнятом и даже экзальтированном настроении с агрессивностью, раздражительностью, напряжённостью.

 

3.Практическая  часть

 

Соотнесите  предложенные психологические понятия  и их характеристики

  А) способности

  Б) воображение

  В) стресс

  Г) метод

  1) психический процесс

  2) психическое состояние

  3) психическое качество

 

  ОТВЕТ: 1-Б, 2-В, 3-А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Психические состояния  многомерны, они выступают  и как  система организации  психических  процессов, и как  субъективное  отношение к отражаемому явлению, и как механизм оценки отражаемой  действительности. Изменение психического  состояния непосредственно в  процессе деятельности проявляется  в виде смены субъективного  отношения к отражаемой ситуации  или смены мотивов по отношению  к решаемой задаче.

  В психических состояниях, так же как  и в других  психических явлениях, отражается  взаимодействие человека с  жизненной  средой. Любые существенные изменения  внешней среды, изменения  во внутреннем  мире личности, в организме  вызывают  определенный отклик в человеке  как целостности, влекут за собой  переход в новое психическое  состояние, меняют уровень активности  субъекта, характер переживаний  и многое другое.

  Недостаточная изученность  психических состояний  ограничивает  возможности их диагностики, прогноза  развития, изменчивости или  устойчивости, затрудняет учет влияния  состояний  на поведение, деятельность и  межличностные отношения. Остаются  мало исследованные социальные  и  социально-психологические причины  благоприятных и неблагоприятных  состояний, а также потенциалы  личности, позволяющие регулировать  состояние. Для обучения и тренировки, лечения  и реабилитации, организации  трудового  процесса и многих  других сфер практики остро  необходимы знания психологии  состояний. Поэтому практическую  значимость исследования состояний  трудно переоценить.

Информация о работе Психические состояния человека