Психические явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:29, реферат

Краткое описание

Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.
Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 50.63 Кб (Скачать файл)

Темперамент – это индивидуальные свойства психики,

определяющие динамику психической  деятельности челове-

ка, особенности поведения и степень уравновешенности ре-

акций на жизненные воздействия.

 

Немецкий психиатр Эрнст Кречмер выводил темпера-

мент из особенностей телесной конституции. Левитов рас-

сматривал развитие личности как преодоление  темперамента

характером. Рубинштейн видел в  темпераменте природу ха-

рактера. По Л.С. Выготскому, темперамент есть наличная

предпосылка, а характер – конечный результат воспитатель-

ного процесса). По мысли Б.М. Теплова, темперамент прояв-

ляется в эмоциональной возбудимости, сильном выражении

чувствования и быстроте движения.

Физиологической основой темперамента является ней-

родинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение ко-

ры и подкорки. И.П. Павлов: 3 критерия – сила, уравновешен-

ность, лабильность коры (табл. 3).

1. Сильный, уравновешенный, подвижный  – живой тип

(сангвиник).

2. Сильный, уравновешенный, инертный  – спокойный,

медлительный тип (флегматик).

3. Сильный, неуравновешенный, с  преобладанием возбу-

ждения над торможением – возбудимый, безудержный тип

(холерик).

4. Слабый тип (меланхолик).

 

 

Темперамент

 

Сангвиник

 

Флегматик

 

Холерик

 

Меланхолик

 

Характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

энергичность,

продуманная

реакция на со-

бытия, кор-

ректность в

общении, пла-

стичность по-

ведения, легкое

приспособле-

ние к изме-

няющейся об-

становке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внешнее

спокойствие,

заметная

медлитель-

ность с не-

выразитель-

ными мими-

кой и

жестами,

легкая адап-

тация к мо-

нотонности,

основатель-

ность в при-

нятии реше-

ний, речь

однообраз-

ная и мед-

ленная

 

 

 

 

 

 

легкая сме-

на настрое-

ния, откры-

тое прояв-

ление

резкости и

вспышек

эмоций;

разговор

быстрый,

движения

резкие

 

 

 

 

 

 

 

 

легкая ра-

нимость,

постепен-

ное вызре-

вание

чувств, зна-

чительное

влияние

настроения

на качество

деятельно-

сти; пред-

почтение

слушать

других, со-

переживать

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Психические состояния – это временные целостные

состояния психики человека, влияющие на протекание пси-

хических процессов и проявление свойств личности. К пси-

хическим состояниям относятся: подъем, воодушевление,

бодрость, уверенность, решительность, неуверенность, тос-

ка, печаль и другие. Влияние внешних воздействий на пове-

дение зависит от его психического состояния, которое, в

свою очередь, обуславливает психические  процессы и прак-

тические действия.

Это имеет большое значение именно в рамках в правоох-

ранительной деятельности. Юристу важно учитывать особенно-

сти психических состояний всех участников правоотношений.

 

Можно выделить следующие существенные психические

состояния:

• личностные и ситуативные (первые характерны для

конкретного человека, вторые обусловливаются  данной си-

туацией – временной или длительной);

• глубокие и поверхностные;

• положительно или отрицательно действующие на чело-

века (например, апатия действует угнетающе, вдохновение

вызывает подъем сил);

• продолжительные и короткие;

• осознанные и неосознанные.

Особенности состояний зависят, прежде всего, от психи-

ческих свойств личности, мотивации, силы или слабости

нервной системы. Опасности, перегрузки, превышающие воз-

можности людей, лишения, сложность решаемых задач, необ-

ходимость крайнего напряжения всех сил могут порождать

различные психические состояния, затрудняющие деятель-

ность работников правоохранительных органов и препятст-

вующие достижения ее целей. К таковым можно отнести: фру-

страцию, беспокойство, тревогу, неуверенность, боязнь, по-

давленность, отчаяние, апатию, чувство неуверенности и т. д.

Фрустрация – эмоция переживания неудачи; психиче-

ское состояние человека при возникновении реальных или

воображаемых преград на пути к  цели, которые он оценивает

как сложные или непреодолимые. Возникшие при этом труд-

ности и препятствия не позволяют индивиду осуществить

свои намерения и удовлетворить  свои потребности. Такие ус-

ловия и порождают состояние фрустрации. Типичные формы

фрустрации: стеническая (гнев, агрессия, раздражение, уси-

ления активности и настойчивости) и астеническая (чувство

бессилия, апатия, подавленность, неуверенность, боязнь). Си-

ла и длительность фрустрации зависят от значимости цели,

величины и характера преград, мотивов поведения и индиви-

дуальных особенностей личности, а  также проводимой воспи-

тательной работы.

Психическая напряженность – это разновидность широко-

го класса состояния человека в  трудных (стрессовых) ситуаци-

ях. Будучи особым психическим состоянием, она является

следствием непроизвольной, преимущественно  эмоциональ-

ной реакции на самые разнообразные  трудности. Поэтому вы-

зывается не только ситуацией опасности, риска, но и необыч-

ностью обстановки, возрастанием ответственности, необходи-

мостью выполнения задачи, связанной с большими

препятствиями. С этой точки зрения можно выделить не-

сколько форм напряженности:

Перцептивную, возникающую в случае больших затруд-

нений и ошибок в восприятии необходимой  информации.

Интеллектуальную, когда весьма понижаются умствен-

ные способности, и человек не может найти способ решения

или выход из критической ситуации. Эмоциональную, когда

возникают эмоции и чувства, которые  могут не только активи-

зировать, но и дезорганизовать деятельность.

Волевую, когда человек не может  проявить сознательное

усилие и овладеть собой.

Мотивационную, связанную с борьбой  мотивов, напри-

мер, продолжать активно выполнять  долг или же уклониться

от опасности и риска.

Усталость. Условия правоохранительной деятельности,

как правило, оказывают длительное влияние на сотрудника.

Даже вне рабочей ситуации личный состав правоохранитель-

ных органов может быть подвержен, например, воздействию

угрозы нападения или даже уничтожения. Длительность фак-

тического или ожидаемого воздействия опасных и сильных

раздражителей является большой нагрузкой  на психику и

нервную систему.

Интенсивность внешних воздействий, особенно в рамках

оперативной работы, необходимость  длительно напрягать все

свои силы, огромная значимость происходящего  могут при-

вести к утомлению нервных центров  и психологическому ис-

тощению. Корковая клетка, как писал И.П. Павлов, «владеет

высшей реактивностью, а, следовательно, стремительной

функциональной разрушаемостью, быстрой утомляемостью».

 

 

 

Утомление нервных центров ведет  к нарушению нормального

взаимоотношения процессов возбуждения  и торможения,

причем начинает преобладать тормозной  процесс.

Очень губительными для сотрудников  правоохрани-

тельных органов и потому очень  важными для изучения яв-

ляются такие психические состояния, как страх и паника.

Страх и паника имеют много причин как субъективного (уро-

вень мотивации, эмоционально-волевой устойчивости, мас-

терства и т.д.), так и объективного порядка (характер обста-

новки, сложность задач и т.д.). Они проявляются как у отдель-

ных лиц, так и у групп, больших масс. Степень и формы их

проявления разнообразны. Хотя страх  – область, прежде всего,

индивидуальной психологии, а паника – главным образом

коллективной (групповой), это близкие  эмоциональные со-

стояния. Средства и приемы управления действиями подчи-

ненных, поддавшихся страху или панике, зависят от вызвав-

ших их причин и форм.

Испуг возникает на основе инстинкта самосохранения

при столкновении с опасностью или  резким неблагоприятным

изменением среды. Поэтому непосредственное управление по-

ведением человека, подавшегося  испугу, затруднено. Эмоция

испуга прямо не связана с  ожиданием опасности или подготов-

кой к каким-либо действиям, она  захватывает человека врас-

плох, может сразу же нарушить течения  психических процес-

сов и деятельность в целом. Все  же активизация чувства слу-

жебного долга, опыт, пример целесообразных и решительных

действий, отвлечение и переключение внимания помогают со-

труднику овладеть собой. Устойчивость к испугу повышается

благодаря предварительной натренированности  в быстром и

правильном восприятии неожиданностей обстановки.

В случае возникновения боязни (эмоционального со-

стояния перед выполнением задачей, связанной с риском,

опасностью) непосредственное управление поведением может

быть более результативным, нежели при испуге. Боязнь, как

правило, является следствием недооценки своих сил и пере-

оценки трудностей. Если риск и  опасность велики, то боязни

сопутствуют тревога, беспокойство, неуверенность. Подобное__

состояние бывает у солдат перед  боем, у десантников перед

прыжками, у ракетчиков перед боевым пуском, у подводников

перед первым погружением. Боязнь часто  возникает при не-

достатке информации, а также  практических навыков, необ-

ходимых для успешных действий в сложной обстановке. Учет

обстоятельств, в которых могут  оказаться сотрудники право-

охранительных органов, своевременная  информация, уточ-

нение задания в ходе его выполнения – верное средство улуч-

шение морально духа.

Страх – тягостное эмоциональное состояние – появляет-

ся не только в реальных условиях, но и в результате вообра-

жаемой опасности. Аффективный страх самый сильный. Он

вызывается крайне опасными, чрезвычайно  сложными об-

стоятельствами и на какое-то время парализует способность к

действию, к борьбе. Человек цепенеет, пассивно ждет своей

участи или бежит, куда глаза  глядят.

Сотрудники правоохранительных органов  могут дейст-

вовать в условиях прямой или ожидаемой опасности. Предва-

рительное ознакомление с вероятными осложнениями или

возможно смертельно опасной ситуацией  только при опреде-

ленных условиях уменьшает их психологическое  воздействие:

оно должно вызвать уверенность  в благоприятном исходе дея-

тельности, подсказать выход из самого критического положе-

ния. В этом случае, если страх и возникает, он не проявляется

в острой форме.

Близка к страху (по своим проявлениям  и механизму)

индивидуальная  паника. Она отличается от страха большей

неадекватностью реальному размеру  опасностей. Основная

черта панического поведения –  стремление человека к само-

спасению. На первый план выдвигаются  защитные эмоции,

которые снижают уровень самоконтроля и заставляют физи-

чески уходить от опасности. Ради собственного спасения па-

никер может обречь на гибель других, отобрать у них средст-

ва, помогающие им бороться с наступающей опасностью.

Возможны и иные проявления индивидуальной паники:

человек чувствует себя совершенно беспомощным, теряет спо-

собность рассуждать, ориентироваться, правильно соотносить

 

цель и средства ее достижения, трезво оценивать события и

взаимодействовать с другими для  выполнения боевой задачи.

Человек, поддавшийся панике, склонен  к безрассудному под-

ражанию, особенно при самосохранении.

Преодолеть крайнюю напряженность  можно разными

путями: активизировать внешнее поведение, переключить

внимание на привычные действия, отвлечь от объекта, обост-

рить чувство долга и т.д. Решающая роль в такой ситуации

принадлежит мужественному поведению  какой-то части лю-

дей, твердому руководству по достижению такого морального

и психологического перелома, который  позволял бы перейти

к активным действиям.

Аффект – переживание большой силы с коротким пе-

риодом протекания, вызванное раздражителем большой силы

 

 

 


Информация о работе Психические явления