Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:06, доклад
Психическими называют такие явления, как ощущение, восприятие, процессы памяти, запоминания или припоминания, процессы мышления, воображения, эмоциональные переживания удовольствия и неудовольствия и другие чувства. Часто говорят об индивидуально-психологических особенностях личности человека (например, слабовольный человек или человек сильной воли), учитывая эти особенности.
Современная научная психология исходит из того, что психические явления, процессы представляют собой не что иное, как особое отражение того, что существует в мире, что существует в действительности независимо от самого факта отражения.
Обычно это положение выражают так: психические явления есть отражение независимо существующего в действительности, в реальности.
Психическими называют такие
явления, как ощущение, восприятие, процессы
памяти, запоминания или припоминания,
процессы мышления, воображения, эмоциональные
переживания удовольствия и неудовольствия
и другие чувства. Часто говорят об индивидуально-психологических
особенностях личности человека (например,
слабовольный человек или человек сильной
воли), учитывая эти особенности.
Конечно, научное знание не ограничивается
и не может ограничиваться описанием тех
или иных явлений. Научное знание заключается
в том, чтобы проникнуть в самую природу
явлений и процессов, в порождающие их
причины, управляющие ими законы, т.е.,
в их сущность. Для того чтобы проникнуть
в эту сущность, нужно исходить из каких-то
первоначальных общих научных представлений.
Чтобы иметь конкретное исследование
природы и законов психических явлений,
нужно отправляться от общих теоретических
положений, представлений и даже философского
понимания того, что же такое эти явления
по своей сути. Современная научная психология
исходит из того, что психические явления,
процессы представляют собой не что иное,
как особое отражение того, что существует
в мире, что существует в действительности
независимо от самого факта отражения.
Обычно это положение выражают так: психические явления
есть отражение независимо существующего
в действительности, в реальности. Это
общее теоретическое положение, которое
бесспорно потому, что оно свидетельствует
обо всем опыте жизни отдельного человека
и, особенно, об опыте всего человечества.
Человечество в ходе своей истории научилось
управлять внешним миром, переделывать
природу, создавать новые объекты, новые
вещи и приспосабливаться к внешнему миру,
и не только приспосабливаться, но и приспосабливать
его, а для этого нужно иметь образ этого
мира.
Конечно, это отражение может быть лишь
приблизительным. Но главное заключается
в том, что наши субъективные образы мира
становятся более или менее правильными
под влиянием опыта жизни, практической
деятельности, как в ходе истории, так
и в ходе развития отдельного человека.
Речь идет не о каждом отдельном явлении,
которое может быть иллюзорным. Речь идет
о развитии, о движении, которое направлено
в сторону все более верного отражения.
Отражение — важнейшая философская категория,
важнейшая категория человекознания.
Это понятие, эта категория стала исходной
и в современной психологии, потому что
когда мы говорим об отражении, то имеем
в виду не только познавательные процессы,
восприятие или мышление, эта категория
должна быть распространена на весь круг
психических явлений.
Но разве и эмоциональные процессы не
несут в себе отражения чего-то, что существует
независимо от наличия эмоциональных
переживаний? Допустим, что то или иное
воздействие на человека положения вещей,
ситуации может быть благоприятно, а может
и противоречить субъекту. И тогда человек
получает безошибочные сигналы, которые
называют эмоциями, то есть ощущения, переживания
этого неприятного явления.
Даже сами внутренние психические процессы
могут быть предметом отражения, потому
что они представляют собой некоторую
реальность, Например, отражаться может
мысль того или другого человека. Это отражение
процессов, но процессов, протекающих
главным образом во внутренней форме.
Человеческий индивидуум постепенно формирует
представление о самом себе среди других
людей. Начинается дело с простых вещей,
с отображения телесного Я; когда человек
совершает какое-то простое действие,
он руководствуется не только отражением
предметной среды и вещей, но и представлением
о своем собственном теле. Так складывается
образ телесного Я.
Психологи имеют дело с явлениями и процессами,
которые относятся к категориям явлений
и процессов отражения. Но само словосочетание
«явление отражения» имеет очень широкое
значение, это понятие охватывает массу
процессов, которые наблюдаются и в неорганической,
и в органической природе.
Особенности психического отражения заключаются
в том, что, прежде всего, это явления и
процессы, которые представляют собой
субъективный образ действительности.
Это значит, что они принадлежат живому
субъекту. Значит, психическое отражение,
о котором идет речь, свойственно только
живым существам — животным и человеку.
Оно является продуктом процесса развития
жизни.
Следовательно, явление отражения - это
процесс жизненный.
Психология принадлежит к наукам, которые
занимаются жизненными процессами, изучают
жизнь. Это всегда активная сторона процесса.
Поэтому психические явления, процессы,
психика, психические отражения — тоже
активные.
Психические отражения активны
в двояком отношении: и по своему
происхождению, и по функции. По своему
происхождению потому, что никакое
психическое отражение, психические
явления и процессы не могут возникнуть
и развиваться иначе, как во всегда активных
процессах жизни субъекта. Когда на живое
существо, живой организм воздействует
какой-то внешний раздражитель, то необходима
активность организма для того, чтобы
эти воздействия породили свое отражение.
Иногда эта активность имеет скрытую форму.
Иногда эти процессы активности, напротив,
очень открыты. Иногда нужно припомнить,
найти у себя в памяти что-то, и здесь тоже
нужна какая-то особая форма активности,
нужны какие-то жизненные процессы, чтобы
данное отражение произошло, скрыто или
открыто. Но эта активность не может порождаться
самими явлениями психического отражения.
Это первое положение.
Второе. Психическое
отражение «опосредствует» жизненные
процессы, деятельность живых существ,
управляют ею, давая ориентировку субъекту
— животному или человеку — в условиях,
в которых они существуют в окружающем
их предметном мире. Поэтому говорят: активная функция,
активная роль психики.
Опосредствованность
— это значит оно «служит средством»,
то есть процесс происходит через ощущения,
«посредством» восприятия.
Третье положение
состоит в том, что в ходе эволюции развиваются
и усложняются органы психического отражения,
меняются его формы, т.е. формы психики.
На низкой степени эволюции можно констатировать
наличие зачаточных ощущений в восприятии
окружающей среды. С переходом к человеческому
обществу происходит огромный скачок
в развитии. Рождается новая форма психического
отражения - сознание.
Когда говорят о «психике», то имеют в
виду лишь психическое отражение на разных
ступенях развития. Когда говорят о «сознании»,
имеют в виду психическое отражение, которое
присуще исключительно человеку и которое
является продуктом развития, порождения
человеческой жизни в человеческом обществе.
Но это не означает, что эта высшая форма
психики является единой формой психического
отражения человека. Научное исследование
показывает, что, наряду с этой высшей
формой, существуют и другие, более элементарные
формы психического отражения у человека
и они уже не те, с какими мы встречаемся
даже у наиболее высоко развитых животных.
Мы знаем о психических явлениях
по собственному опыту. Но этот интроспективный
опыт обманчив. И объективное знание открывает
гораздо больше, чем наблюдения. Наблюдения
необходимы, но это то, что подлежит раскрытию.
Для психологической науки важно иметь
не какие-то неопределенные представления,
а точные, научные, объективные.
И, наконец, последнее
положение: психические явления развиваются
в ходе эволюции, в ходе человеческой истории,
качественно изменяются.
Т.к. психические явления — это продукты
развития жизни, следовательно, они существуют
только у живых организмов. Психика является
результатом, функцией мозга. В зависимости
от структуры мозга и его функций действуют
и психические процессы. Но в этом также
принимают участие и другие органы.
При нарушении мозговой деятельности
расстраивается и нормальное течение
психических процессов, иногда даже самых
простых, иногда сложных и очень сложных.
Это зависит от характера поражений и
изменений функций работающего мозга.
Но если нарушаются мозговые процессы,
это вызывает изменения в отражении реальности
и накладывает на него ограничения.
Итак, психика есть функция мозга, телесных
органов животных и человека. Однако это
ставит перед нами очень сложную проблему.
Психические явления и процессы не могут
быть ничем иным, как функцией телесного
субъекта, его морфофизиологической организации.
Но что такое эта морфофизиологическая
организация? Ведь исследование процессов,
происходящих в органах человеческого
тела и в его мозге, составляет предмет
особой науки — физиологии. Следовательно,
существует такой раздел физиологии, который
занимается специальными физиологическими
процессами, которые реализуют, выполняют,
порождают явления, составляющие предмет
изучения психологии. Но вещь может быть
исчерпана только многими науками. Да,
психология и физиология имеют дело с
одними функциями, но только в разных взаимосвязях.
Здесь имеются разные взаимодействия
и законы, которые открывают вещи в разных
формах движения материи.
Конечно, эти общие процессы, например,
процесс мышления, могут быть сведены
к каким-то физиологическим процессам.
Но мышление подчиняется законам логики.
Но законы логики порождены не мозгом,
они порождены человеческим опытом. Мозг
лишь реализует эти законы логики по своим
собственным физиологическим законам.\
Список литературы:
1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 511 с.
Информация о работе Психические явления и жизненные процессы