Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:26, лекция
Личность социально и педагогически запущенного ребенка характеризуется не развитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Субъективно эти особенности личности переживаются запущенным ребенком как особый образ «Я» и выражаются в неадекватной самооценки и неудовлетворенности. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию и признанию. Они менее социально приспособлены, отличаются не доверчивостью, чрезмерной обидчивостью и слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно – ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своей проблемы. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям.
Психическое развитие и деятельность
1. Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Дети могут учиться в коррекционном или в обычном классе, и нередко по одним предметам - чаще всего, устным - они еще успевают, а по письму, чтению или арифметике - нет. Некоторые из них "тянутся" изо всех сил и успевают по всем предметам, но добиваются этого ценой своего здоровья - и физического, и психического. Психологические исследования, направленные на анализ механизмов трудностей учения этих детей, показывают, что для большинства из них характерно парциальное, т.е. частичное, отставание в развитии высших психических функций. Каждый внимательный учитель замечал среди своих учеников таких, которым трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Они не сразу входят в рабочее состояние, а поработав, быстро устают - их работоспособность колеблется и скоро угасает. Даже долго находиться за партой этим детям трудно. В первой половине урока они еще пытаются следить за объяснениями учителя, во второй - нередко "отключаются" и порой ложатся на парту. Их письменные задания часто оказываются не завершены, а ошибки к концу выполнения задания становятся более частыми и грубыми. Им требуется повышение мотивации, эмоциональный "разогрев" и дозировка заданий. Им также полезна смена видов деятельности. Отсроченная память у них может быть лучше непосредственной, причем это касается и зрительной, и слуховой, и двигательной памяти. Это значит, что ученик, если спросить его сразу после объяснения, может ответить на вопрос менее точно, чем позднее, когда новая информация "уляжется".
2. Несмотря на различие причин неуспеваемости у разных школьников, учащиеся с трудностями в обучении имеют достаточно много одинаковых черт и особенностей, что позволяет дать им общую психологическую характеристику.
Категории слабоуспевающих и неуспевающих школьников:
• дети с умственной отсталостью (легкая степень олигофрении);
• дети с временной задержкой психического развития;
• педагогически запущенные дети;
• дети с ослабленным слухом и зрением;
• дети в целом с нормальным
психическим развитием, но имеющие
недостаточный уровень
Их общая характеристика состоит
в следующем. Они обычно не принимают
активного участия в работе класса,
не обнаруживают склонности к самостоятельному
умственному труду, характеризуются
более низким уровнем работоспособности,
чем хорошо успевающие одноклассники.
Они медленнее воспринимают материал
и требуют длительного времени
для его осмысления. Знания усваиваются
этими детьми неполно, без достаточного
осмысления, часто лишь весьма поверхностно
или совсем не усваиваются. Дети не
умеют применять имеющиеся
К числу конкретных трудностей слабоуспевающих учеников относятся, в частности, низкий уровень развития умения планировать, значительные затруднения у них вызывает необходимость устанавливать логические связи между частями усваиваемого содержания, отделять главное от второстепенного.
Темп усвоения и выполнения заданий у них бывает более медленный, чем у остальных учеников. Темп чтения у них в 1,7 раза ниже, чем у хорошо успевающих учащихся, а темп вычислений — в 2 раза ниже, чем у их одноклассников с более высокой успеваемостью.
3. Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать недетской социальной активностью, с другой - воспитательное окружение сдерживает его. Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуе-мость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабовыраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность - это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. При определении степени социально-педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии: характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная), выраженность признаков запущенности (неразвитость социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, общая необразованность (необученность, неразвитость), уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников) и уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).
4. Личность социально и педагогически запущенного ребенка характеризуется не развитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Субъективно эти особенности личности переживаются запущенным ребенком как особый образ «Я» и выражаются в неадекватной самооценки и неудовлетворенности. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию и признанию. Они менее социально приспособлены, отличаются не доверчивостью, чрезмерной обидчивостью и слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно – ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своей проблемы. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям.
Выявлены существенные различия в уровни возбудимости и гиперактивности, выражающееся в слабой концентрации внимания, повышенном моторном беспокойстве и отвлекаемости, отсутствие страха в ситуациях повышенного риска, игнорировании социальных требований и культурных норм поведения.
В отношении с взрослыми
5. Диагностическая работа необходима для обеспечения контроля за динамикой развития личности, выявления и предупреждения отклонений развития, определения программы работы с обследуемым и т.п. Проведение этой работы позволяет начать своевременную коррекцию детей, а также оказывать консультативную помощь родителям, педагогическим, медицинским и социальным работникам, по вопросам, связанным с оказанием помощи детям с отклонениями в развитии и поведении.
Показатели принимаемые
во внимание при изучении школьников.
1. Физическое состояние и развитие ребенка:
• динамика физического развития (анамнез);
• Состояние слуха, зрения;
• Особенности развития двигательной
сферы, нарушения общей моторики (общая
напряженность или вялость, неточность
движений; параличи, парезы, наличие их
остаточных явлений);
• Координация движений (особенности
походки, жестикуляция, затруднения при
необходимости удержать равновесие, трудности
регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов,
синкенезий, навязчивых движений);
• Особенности работоспособности (утомляемость,
истощаемость, рассеянность, пресыщаемость,
переключаемость, усидчивость, темп работы;
увеличение количества ошибок к концу
урока или при однообразных видах деятельности;
жалобы на головную боль).
2.Особенности
и уровень развития
• особенности восприятия величины, формы,
цвета, пространственного расположения
предметов, времени (глубина восприятия,
его объективность);
• особенности внимания: объем и устойчивость,
концетрация, способность к распределению
и переключению внимания с одного вида
деятельности на другой, степень развития
произвольного внимания;
• Особенности памяти: точность, постоянство,
возможность долговременного запоминания,
умение использовать приемы запоминания,
индивидуальные особенности памяти. Преобладающий
тип памяти (зрительная, слуховая, двигательная,
смешанная). Преобладание логической или
механической памяти;
• Особенности мышления: уровень владения
операциями анализа, сравнения, синтеза
(умение выделять существенные элементы,
части, сравнивать предметы с целью выявления
сходства и различия, способность обобщать
и делать самостоятельные выводы, умение
устанавливать причинно-следственные
связи);
• Особенности речи: дефекты произношения,
объем словарного запаса, сформированность
фразовой речи, особенности грамматического
строя, уровень сформированности просодической
стороны речи (интонация, выразительность,
ясность, сила и высота голоса);
• Познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной
деятельности, особенности мотивации:
• особенности отношений «учитель-ученик»:
реакция ученика на замечания, на оценку
его деятельности. Осознание ребенком
своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам
(безразличие, тяжелые переживания, стремление
преодолеть затруднения, пассивность
или агрессивность), отношение к похвале
и порицанию;
• способность осуществлять контроль
за собственной деятельностью по наглядному
образцу, словесной инструкции, алгоритму;
особенности самоконтроля;
• умение планировать свою деятельность.
4. Особенности эмоционально-волевой
сферы:
• эмоционально-волевая зрелость, глубина
и устойчивость чувств;
• способность к волевому усилию;
• преобладающее настроение (мрачность,
подавленность, злобность, агрессивность,
замкнутость, негативизм, эйфорическая
жизнерадостность);
• внушаемость;
• наличие аффективных вспышек, склонность
к отказным реакциям;
• наличие фобических реакций 9страх темноты,
замкнутого пространства, одиночества
и др.);
• отношение к самому себе (к собственным
недостаткам, возможностям), особенности
самооценки;
• отношения с окружающими (положение
в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения
со сверстниками и старшими);
• особенности поведения в школе и дома;
• нарушения поведения, вредные привычки.
5. Особенности усвоения знаний, умений,
навыков, предусмотренных программой:
• общая осведомленность в кругу бытовых
понятий, знаний о себе и окружающем мире;
• сформированность навыков чтения, счёта,
письма соответственно возрасту и классу;
• характер ошибок при чтении и письме,
счёте и решении задач.
Изучение индивидуальных особенностей
детей позволяет планировать сроки коррекционной
работы.
Построение коррекционно-
подростками, организацию
воспитания невозможно осуществить, не зная природы недостатка в развитии
ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении.Одним словом, без знаний основ общей психологии человека трудно организовать эффективную коррекционную работу, тем более что результаты исследования закономерностей психического развития ребенка показывают,
что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Для детей с недостатками в развитии
характерны такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей:
задержка общего психического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие
окружающего мира и др. Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и
необычного в психическом состоянии детей и подростков подводит нас к констатации
взаимосвязи коррекционной педагогики и философии. Кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на недостаток в психическом и физическом развитии
приводят к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или компенсации физического недостатка за счет активизации
деятельности здоровых органов или имеющих незначительное недоразвитие.