Психическое развитие ребенка в младенчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 07:11, реферат

Краткое описание

Любопытно отметить, что если история интереса естествоиспытателей к изучению
особенностей поведения детенышей животных насчитывает несколько столетий, на
развитие психики младенца внимание ученых было обращено сравнительно недавно –
меньше века тому назад. Еще в конце 19 столетия некоторые ученые воспринимали
маленьких детей как маленьких животных, лишенных какой бы то ни было
психической индивидуальности и способностей. Своеобразной иллюстрацией
подобного отношения является выдержка из письма одного ученого своему другу, в
котором оно сообщает о двухмесячном сыне следующее: «Это настоящее маленькое
животное, прожорливое до бесконечности, которое бывает спокойно только, когда
оно спит или у груди. Я никогда бы не воображал, чтобы маленький ребенок мог
быть так всецело животным, лишенным каких бы то ни было инстинктов, кроме
прожорства.»

Содержание

Введение.
1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития.
1.1. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка.
1.2. Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов.
1.3. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.
2. Собственно младенчество.
2.1. Роль общения со взрослыми в развитие ребенка.
2.2. Формирование предпосылок усвоения речи.
2.3. Лицо младенца.
2.4. Развитие движений и действий.
2.5. Развитие ориентировки в окружающем мире.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 83.11 Кб (Скачать файл)

младенец пугается и плачет, если она появляется в новом платье. А

шестимесячные дети в одинаковой мере тянутся к погремушке, которая находится

от них за 25 и за 75 сантиметров, хотя одну из них можно, а другую нельзя

достать.

Когда у младенца начинают складываться различные виды движений и действий,

перед зрением возникает новая задача: оно должно направлять и регулировать

поведение – передвижение в пространстве, хватание, манипулирование

предметами. Но оказывается, что зрение к этому ни в малейшей степени не

готово. Оно может только побуждать ребенка к действию, вызывая стремление

приблизить к себе привлекательный предмет (или приблизиться к нему). Но оно

пока еще ничего не может сказать о том, как это сделать.

Чтобы успешно подползти к предмету, схватить его, передвинуть с места на

место, тем более заставить пищать куколку, накрыть крышкой коробку или надеть

кольцо на стержень, нужно учитывать очень многое – направление, расстояние,

форму предметов, их величину, вес, эластичность материала т. п. Глаз ребенка

этого не улавливает. Ребенок получает разные впечатления от предметов, но в

чем состоит разница и что она означает, ребенку предстоит выяснить. Такое

выяснение идет на протяжении всего детства. В младенчестве оно только

начинается.

На примере совершенствования движений руки по направлению к привлекающему

предмету можно видеть, как младенец знакомится с пространством. На первых

этапах развития хватания глаз получает впечатление от предмета, но не может

определить ни расстояния, ни направления. Рука ребенка не направляется сразу

к предмету, а улавливает его в пространстве, причем редко достигает цели.

Постепенно глаз, следя за движением руки, начинает замечать приближение и

удаление от цели и вносить в движение непрерывные поправки. Практическое

овладение пространством (достижение цели) становится возможным гораздо

раньше, чем зрительное преодоление расстояний и направлений. Возникновение

последовательного приближения руки к предмету (которое наблюдается во втором

полугодии жизни ) свидетельствует о том, что глаз, следя за рукой, наконец

«научился разбираться» в местоположении предмета. Только в самом конце

первого года жизни становится возможным хватание вслепую: ребенок смотрит на

игрушку, затем, если его что – то отвлекло, отворачивается и все – таки

безошибочно берет ее. Значит, глаз успел точно зафиксировать положение

игрушки в пространстве и отдать руке соответствующую команду.

С разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью,

устойчивостью и т. д. – младенец знакомится в процессе хватания и

манипулирования. Изменение расположения пальцев в то время, когда рука ребенка

тянется к предмету и берет его, может служить хорошим показателем ориентировки.

Пальцы постепенно приспосабливаются к форме и величине уже на самом предмете, «

подчиняясь» его особенностям: на мяче растопыриваются, на кубике размещаются

по граням. Предмет «учит» руку учитывать его свойства. А глаз? Он, в

свою очередь, «учится» у руки. К десятому – одиннадцатому месяцу жизни

это «обучение» приводит к тому, что ребенок, посмотрев на предмет,

который он собирается взять, заранее складывает пальцы в соответствии со

свойствами привлекающего предмета. Возникает зрительное восприятие формы и

величины, которое теперь уже само может направлять практическое действие.

С того момента, когда у младенца возникает направленность на результат действия,

манипулирование включает непрерывное открытие в предметах все новых и новых

свойств. Это такие свойства, как перемещение, падение, звучание, мягкость,

сжимаемость, устойчивость и др. Переход к манипулированию двумя предметами

открывает новые свойства – расчленяемость на части, нахождение одного предмета

в, на другом, над, под, за другим. Все эти свойства ребенок

«знает» лишь в тот момент, когда действует, прекращается действие – исчезает и

«знание».

Но к восьми – девяти месяцам ребенка начинают привлекать не только действия и их

результаты, но и сами по себе свойства предметов, благодаря которым эти

результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения ребенка к

незнакомым предметам. Новизна вызывает у ребенка интерес на протяжении

младенчества. Как правило, он манипулирует с новой игрушкой охотнее, чем со

старой. Однако до известного момента незнакомый предмет – только новый предмет

для выполнения с ним привычных манипуляций. Появление интереса к свойствам

предмета выражается в том, что, прежде чем начать действовать с незнакомым

предметом, ребенок как бы «исследует» его: ощупывает поверхность,

переворачивает предмет, медленно его двигает, а затем уже применяет привычные

формы манипулирования, причем не механически, а как будто выясняя, на что этот

предмет пригоден.

Жаклин (10 месяцев) охватывает незнакомую ей прежде коробку, которую я ей

показываю. Сначала она очень внимательно ее исследует, переворачивает, а

потом держит обеими руками и производит звук «апф – ф» (свист, обычно

производимый ею в присутствии людей). Затем она проводит коробкой по прутьям

колыбели 9привычное движение ее правой руки), приподнимается, продолжая

глядеть на коробку, раскачивает ее над головой и в конце концов берет ее в

рот. (Из наблюдений Ж. Пиаже).

Наиболее явно внимание ребенка к свойствам предметов обнаруживается к концу

года, когда он пытается применять усвоенные действия к разнообразным

предметам, имеющим сходные свойства (толкает палочкой шарик, колесико, мяч).

     Постепенно за меняющимися впечатлениями для ребенка начинают выступать

предметы как нечто, постоянно существующее в окружающем его пространстве и

имеющее определенные, неизменные свойства.

Показателем первоначального отсутствия у детей представления о постоянных

предметах служит то, что предмет, исчезнувший из поля зрения  шести –

семимесячного ребенка, как бы перестает существовать для него вообще, ребенок

его не ищет.

Позднее (в девять – десять месяцев) дети начинают искать исчезнувшие у них на

глазах предметы, понимать, что эти предметы не перестали существовать, а

просто находятся в другом месте. Примерно к этому же времени дети начинают

узнавать предметы независимо от их положения в пространстве (перевернутые

предметы, предметы, показанные в необычном месте) и правильно определять

величину предметов независимо от расстояния до них.

Таким образом, получаемые впечатления превращаются в образы восприятия,

отображающие устойчивые свойства предметов, с которыми ребенок знакомится в

своих действиях. Это создает почву для использования таких свойств при

решении возникающих перед ребенком новых задач – для элементарных форм

мышления. В последние месяцы первого года жизни дети уже способны выполнять

действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между

предметами и их свойствами, т. е. Мыслительные действия.

Лоран (10 месяцев и 16 дней) открывает истинные отношения между подставкой и

целевым объектом и вследствие этого – возможность использовать первую для

того, чтобы подтянуть к себе последний. Я кладу свои часы на большую красную

подушечку и помещаю ее прямо перед ребенком. Лоран пробует взять часы, но это

ему не удается. Он хватает подушку и тащит ее к себе. (Из наблюдений Ж.

Пиаже).

Все эти факты говорят о том, что к концу младенчества на основе

организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются

первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные

формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в этом мире и

составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов

общественного опыта, которое происходит в раннем детстве.

                               Заключение.                              

Из всего выше изложенного следует, что младенчество – период, когда от

малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро

развивается в подвижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать

зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, научается

хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он исследует, рассматривает

окружающий мир в ближайшем пространстве; ощупывает предмет руками, тянет его

в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом; он прислушивается

и ищет источник звука; он беспрестанно манипулирует всем, что попадет под

руку. Он вступает в эмоциональные отношения с матерью и другими близкими

взрослыми. Он начинает испытывать тревогу при виде незнакомого человека.

Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребенком,

способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом

– человеческими способами. При этом он начинает различать отдельные, часто

повторяющиеся ситуации и проявлять себя определенным образом, он начинает

различать слова, обозначающие предметы, и значимых людей.

Таким образом, младенчество – период, когда ребенок развивается в физическом,

психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время

колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных

реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать,

решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи,

привлекать внимание, радоваться появлению близких.

                    Список использованной литературы:                   

    1. Выготский, Л. С. Избранные  психологические исследования. М.-Л., 1932.   

1.     Леонтьев, А. Н. Проблемы  развития психики. М., 1959.

2.     Мухина, В. С. Возрастная  психология. М.: Издательский центр

«Академия»,1999.

3.     Немов, Р. С. Психология.

4.     Петровский, А. В. Психология  развивающейся личности. М., 1987.

5.     Пиаже, Ж.  Избранные  психологические труды. М., 1969.

    

 


Информация о работе Психическое развитие ребенка в младенчестве