Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:56, контрольная работа
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый момент времени. Состояние – абстрактный термин, обозначающий множество стабильных значений переменных параметров объекта в некоторый момент времени. Процесс может быть представлен как последовательность переходов объекта из состояния в состояние. Таким образом, процесс описывает динамику объекта, а состояние фиксирует некоторую фазу процесса, в течение которой ряд существенных параметров объекта остаются неизменными.
1.Понятие психического состояния……………………………….3
2.Классификация психических состояний……………………....1
3.Какой из факторов способствует в наибольшей степени
повышению самооценки человека…………..……………………21
4.Список литературы………………………………………………22
Н.Д. Левитов отмечает, что
любой признак может быть положен
в основу классификации психических
состояний. При этом он отмечает, что
«чистых» состояний не бывает, речь
может идти о преобладании в состоянии
того или иного психического явления.
Однако не всегда представляется возможным
определить доминирование одного компонента.
Выделяются моносостояния и полисостояния:
первые характеризуются одним двумя
проявлениями психики, доминирующими
в данный момент – аффективные
состояния (страх, злоба, зависть), интеллектуальные
(сомнения, задумчивость); вторые характеризуются
сложным многокомпонентным
Психические состояния различают по длительности: оперативные, длящиеся секунды минуты; текущие – часы дни и длительные – недели месяцы и даже годы.
Выделяются психические
состояния нормы и патологии.
Первые характеризуются единством,
уравновешенностью, соподчиненностью,
повторяемостью структурных характеристик,
адекватностью психического отражения
и регулирования. Такие состояния
рассматриваются как
С точки зрения влияния на результаты деятельности психические состояния также подразделяют на две группы – положительные и отрицательные.
Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность). Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. В учебной или профессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и др. Состояние заинтересованности создает мотивацию к успешному осуществлению деятельности, которая, в свою очередь, приводит к работе над предметом с максимальной активностью, полной отдачей сил, знаний, полным раскрытием способностей. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно усиливает сосредоточенность на предмете деятельности, повышает активность субъекта, обостряет восприятие, усиливает воображение, стимулирует продуктивное (творческое) мышление. Решительность в данном контексте понимается как состояние готовности к принятию решения и приведению его в исполнение. Но это ни в коем случае не торопливость или необдуманность, а, напротив, взвешенность, готовность к мобилизации высших психических функций, актуализации жизненного и профессионального опыта.
К типично отрицательным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности. Под стрессом понимается реакция на любое экстремальное негативное воздействие. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий» (отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Психическая напряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью следующих факторов.
Ряд классификаций психического
состояния построены на выделении:
уровней активации ретикулярной
формации; уровней психической активности
сознания. Показано, что интенсивность
функционирования ретикулярной формации
тесно связана с уровнем
На уровне оптимальной
психической активности наблюдается
полное сознание, характеризующееся
концентрированным, избирательным, легко
переключающимся вниманием и
высокой продуктивностью
Исходя из идеи уровня психической активности состояния подразделяются на относительно равновесные (устойчивые), имеющие средний (оптимальный) уровень психической активности, и состояния неравновесные (неустойчивые), характеризующиеся соответственно более высоким или низким уровнем активности относительно среднего уровня. Первые проявляются в предсказуемом поведении, высокой продуктивности деятельности, комфортности переживаний. Вторые возникают в особых условиях жизнедеятельности (в критических, сложных и трудных периодах и ситуациях), подчас обусловливают развитие пограничных и патологических состояний.
По преобладанию (выраженности) одной из характеристик психического состояния предлагается состояния делить на классы: класс состояний, выделяемых по активационным характеристикам, – азарт, вдохновение, деятельное состояние, состояние вялости, апатии; класс состояний, выделяемых по тоническим характеристикам, – бодрствование, утомление, сон, терминальное состояние; класс состояний, выделяемых по тензионным характеристикам, – состояние созерцания, монотонии, стрес, фрустрации, предстартовая лихорадка; класс состояний, выделяемых по эмоциональным характеристикам, – эйфория, удовлетворение, тревога, страх, паника; класс состояний по уровню активности – это состояния мобилизации – недостаточная, адекватная, избыточная; класс депрессивных состояний; класс астенических состояний.
Как можно заметить, все классификации основаны на тех или иных проявлениях психического состояния человека. Обобщая положения разных классификаций, выделим главное:
Поскольку психическое состояние
рассматривается целостным
По мнению некоторых исследователей,
в структуру психического состояния
включаются цель деятельности, особенности
направленности личности, оценка человеком
данной ситуации, предвидение результата
деятельности, общая напряженность,
общий функциональный уровень, соотношение
доминирующих и заторможенных психических
компонентов и их организация
в данной структуре. При этом отмечается,
что одна и та же структура психического
состояния в зависимости от ситуации
может изменяться. В структуру
психических состояний также
включаются аффективные, когнитивные,
волевые и мнемические
Если же обратиться к положениям теории систем и теории регулирования, то под структурным основанием самоуправляемой системы понимается энергетическая и информационные составляющие, обеспечивающие жизнедеятельность биологической системы. В классической теории надежности, а также в инженерно психологических теориях надежности человека-операторапод структурным основанием понимается тот элементный состав, без которого существование объекта или деятельность человека в данных условиях принципиально невозможна, т.е. это то, что необходимо для существования объекта, в том числе для возможности выполнения деятельности человеком оператором. П.К. Анохин неоднократно подчеркивал, что цель функциональной системы в конкретной момент времени может изменять качественное своеобразие связи (т.е. информационного взаимодействия) между структурными элементами и это может приводить к изменению функций структурных элементов в данной ситуации, но структура системы остается неизменной.
Такая позиция, по сути, высказывается
многими исследователями, затрагивающими
проблему психических состояний. В
состав психического состояния включаются
показатели психических процессов,
физиологических реакций, переживания
и поведение. Подчеркивается неотделимость
друг от друга переживаний и
Е.П. Ильин, определяя состояние как системную реакцию, включает в структуру три уровня регулирования, которые образуют функциональную систему: психический – переживания; физиологический – соматика и вегетатика и третий – поведение человека. Состояние как целостная реакция личности в конкретной ситуации связано с формированием определенной функциональной системы, включающей переживания, гуморальную регуляцию со стороны эндокринной и вегетативной нервной системы и двигательные уровни.
Т.А. Немчин в структуре
психического состояния выделяет два
блока – информационный и энергетический.
Информация о диспозиции личности и
параметрах ожидаемого (потребного) результата
стимулирует структуры мозга, которые
запускают активационные
В.А. Ганзен выделяет три
структурных элемента описания психического
состояния – уровневость, субъективность
объективность и степень
А.О. Прохоров ставит вопрос
о различиях в структурно функциональной
организации кратковременных и
длительных психических состояниях,
но «комплексы энергетических составляющих
позволяют говорить о единой энергоинформационной
структуре состояний». Принципиальность
различий заключается в уровне энергетической
составляющей состояния. В случае кратковременных
состояний – высокий
Таким образом, в качестве
базовой основы структуры психического
состояния следует выделять энергетическую
и информационную составляющие. Информационная
составляющая – это процессы субъективного
отражения действительности. Энергетическая
составляющая представляет собой совокупность
биохимических и