Психическое состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый момент времени. Состояние – абстрактный термин, обозначающий множество стабильных значений переменных параметров объекта в некоторый момент времени. Процесс может быть представлен как последовательность переходов объекта из состояния в состояние. Таким образом, процесс описывает динамику объекта, а состояние фиксирует некоторую фазу процесса, в течение которой ряд существенных параметров объекта остаются неизменными.

Содержание

1.Понятие психического состояния……………………………….3
2.Классификация психических состояний……………………....1
3.Какой из факторов способствует в наибольшей степени
повышению самооценки человека…………..……………………21
4.Список литературы………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

психология 22.docx

— 37.84 Кб (Скачать файл)

Н.Д. Левитов отмечает, что  любой признак может быть положен  в основу классификации психических  состояний. При этом он отмечает, что  «чистых» состояний не бывает, речь может идти о преобладании в состоянии  того или иного психического явления. Однако не всегда представляется возможным  определить доминирование одного компонента. Выделяются моносостояния и полисостояния: первые характеризуются одним двумя  проявлениями психики, доминирующими  в данный момент – аффективные  состояния (страх, злоба, зависть), интеллектуальные (сомнения, задумчивость); вторые характеризуются  сложным многокомпонентным содержанием (ответственность, утомление).

Психические состояния различают  по длительности: оперативные, длящиеся секунды минуты; текущие – часы дни и длительные – недели месяцы и даже годы.

Выделяются психические  состояния нормы и патологии. Первые характеризуются единством, уравновешенностью, соподчиненностью, повторяемостью структурных характеристик, адекватностью психического отражения  и регулирования. Такие состояния  рассматриваются как гармонические. Нарушения в перечисленных характеристиках ведут к нарушению функции отражения и регулирования, негармоничности функционирования психики и как результат провоцируют развитие патологических психических состояний. Также выделяются пограничные психические состояния: неврозы, психопатии.

С точки зрения влияния  на результаты деятельности психические  состояния также подразделяют на две группы – положительные и  отрицательные.

Типичные положительные  психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся  к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это  обучение или профессиональная деятельность). Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. В учебной или профессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и др. Состояние заинтересованности создает мотивацию к успешному осуществлению деятельности, которая, в свою очередь, приводит к работе над предметом с максимальной активностью, полной отдачей сил, знаний, полным раскрытием способностей. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно усиливает сосредоточенность на предмете деятельности, повышает активность субъекта, обостряет восприятие, усиливает воображение, стимулирует продуктивное (творческое) мышление. Решительность в данном контексте понимается как состояние готовности к принятию решения и приведению его в исполнение. Но это ни в коем случае не торопливость или необдуманность, а, напротив, взвешенность, готовность к мобилизации высших психических функций, актуализации жизненного и профессионального опыта.

К типично отрицательным  психическим состояниям относятся  как состояния, полярные типично  положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности. Под стрессом понимается реакция на любое экстремальное негативное воздействие. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий» (отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Психическая напряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью следующих факторов.

Ряд классификаций психического состояния построены на выделении: уровней активации ретикулярной формации; уровней психической активности сознания. Показано, что интенсивность  функционирования ретикулярной формации тесно связана с уровнем сознания и продуктивностью деятельности. По показателям активности сознания выделяется: состояние измененного  сознания; состояние повышенной психической  активности; состояния средней (оптимальной) психической активности; состояния  пониженной психической активности; состояния перехода от активности (бодрствования) ко сну; сон со сновидениями (бодрый сон); глубокий сон (медленный); утрата сознания. На основании выделяемых уровней сознания предлагаются качественные классификации психических состояний.

На уровне оптимальной  психической активности наблюдается  полное сознание, характеризующееся  концентрированным, избирательным, легко  переключающимся вниманием и  высокой продуктивностью мнемических  процессов. При отклонении от этого  уровня в ту или иную сторону происходит ограничение сознания за счет сужения  внимания и ухудшения мнемических  функций, нарушается принцип гармоничности  функционирования психики. Патологические состояния не имеют уровня средней  активности, все расстройства психики  происходят, как правило, на фоне значительного  отклонения активности от индивидуально  оптимального уровня в сторону понижения  или повышения. Измененные состояния  сознания также характеризуются  значительным отклонением от индивидуального  оптимума уровня активности и возникают  при воздействии на личность различных  факторов: стрессовых; аффектогенных; невротических и психотических  заболеваний; гипнотических; медитационных.

Исходя из идеи уровня психической  активности состояния подразделяются на относительно равновесные (устойчивые), имеющие средний (оптимальный) уровень  психической активности, и состояния  неравновесные (неустойчивые), характеризующиеся  соответственно более высоким или  низким уровнем активности относительно среднего уровня. Первые проявляются  в предсказуемом поведении, высокой  продуктивности деятельности, комфортности переживаний. Вторые возникают в  особых условиях жизнедеятельности (в  критических, сложных и трудных  периодах и ситуациях), подчас обусловливают  развитие пограничных и патологических состояний.

По преобладанию (выраженности) одной из характеристик психического состояния предлагается состояния  делить на классы: класс состояний, выделяемых по активационным характеристикам, – азарт, вдохновение, деятельное состояние, состояние вялости, апатии; класс  состояний, выделяемых по тоническим характеристикам, – бодрствование, утомление, сон, терминальное состояние; класс состояний, выделяемых по тензионным характеристикам, – состояние  созерцания, монотонии, стрес, фрустрации, предстартовая лихорадка; класс  состояний, выделяемых по эмоциональным  характеристикам, – эйфория, удовлетворение, тревога, страх, паника; класс состояний  по уровню активности – это состояния  мобилизации – недостаточная, адекватная, избыточная; класс депрессивных состояний; класс астенических состояний.

Как можно заметить, все  классификации основаны на тех или  иных проявлениях психического состояния  человека. Обобщая положения разных классификаций, выделим главное:

  • уровень активации нервной системы
  • уровень активности сознания
  • преобладающее проявление реагирования на ситуацию
  • устойчивость неустойчивость состояний
  • кратковременность длительность состояний
  • положительность отрицательность влияния на деятельность состояний
  • нормальность патологичность состояний.

Поскольку психическое состояние  рассматривается целостным психическим  явлением, более того, выделяется как  категория психических явлений, необходимо решение вопросов о его  структурно функциональной (системной) организации. Это вопросы теории и методологии проблемы психических  состояний. От решения этих вопросов во многом зависят концептуальные подходы  как к пониманию, так и к  диагностике психического состояния. Анализ литературных источников свидетельствует о достаточно разнообразном толковании структуры и функций психического состояния.

По мнению некоторых исследователей, в структуру психического состояния  включаются цель деятельности, особенности  направленности личности, оценка человеком  данной ситуации, предвидение результата деятельности, общая напряженность, общий функциональный уровень, соотношение  доминирующих и заторможенных психических  компонентов и их организация  в данной структуре. При этом отмечается, что одна и та же структура психического состояния в зависимости от ситуации может изменяться. В структуру  психических состояний также  включаются аффективные, когнитивные, волевые и мнемические компоненты, мотивационные, эмоциональные, активационные  процессы. Такие примеры можно  продолжить и дальше. Приведенные  высказывания дают основание заключить, что структура целостного системного явления может изменяться в процессе функционирования, а также что  структура – это набор компонентов  или процессов системного явления.

Если же обратиться к положениям теории систем и теории регулирования, то под структурным основанием самоуправляемой системы понимается энергетическая и информационные составляющие, обеспечивающие жизнедеятельность биологической системы. В классической теории надежности, а также в инженерно психологических теориях надежности человека-операторапод структурным основанием понимается тот элементный состав, без которого существование объекта или деятельность человека в данных условиях принципиально невозможна, т.е. это то, что необходимо для существования объекта, в том числе для возможности выполнения деятельности человеком оператором. П.К. Анохин неоднократно подчеркивал, что цель функциональной системы в конкретной момент времени может изменять качественное своеобразие связи (т.е. информационного взаимодействия) между структурными элементами и это может приводить к изменению функций структурных элементов в данной ситуации, но структура системы остается неизменной.

Такая позиция, по сути, высказывается  многими исследователями, затрагивающими проблему психических состояний. В  состав психического состояния включаются показатели психических процессов, физиологических реакций, переживания  и поведение. Подчеркивается неотделимость  друг от друга переживаний и физиологических  изменений в организме. Психологический  и физиологический аспекты психического состояния рассматриваются составляющими  одного и того же явления. Приведем высказывания авторов, позиции которых  позволяют сформулировать основные положения структуры психического состояния.

Е.П. Ильин, определяя состояние  как системную реакцию, включает в структуру три уровня регулирования, которые образуют функциональную систему: психический – переживания; физиологический  – соматика и вегетатика и третий – поведение человека. Состояние  как целостная реакция личности в конкретной ситуации связано с  формированием определенной функциональной системы, включающей переживания, гуморальную  регуляцию со стороны эндокринной  и вегетативной нервной системы  и двигательные уровни.

Т.А. Немчин в структуре  психического состояния выделяет два  блока – информационный и энергетический. Информация о диспозиции личности и  параметрах ожидаемого (потребного) результата стимулирует структуры мозга, которые  запускают активационные процессы соматической регуляции и обеспечивают энергетическую основу адаптации, приспособления к ситуации.

В.А. Ганзен выделяет три  структурных элемента описания психического состояния – уровневость, субъективность объективность и степень обобщенности. Первый элемент структуры подразумевает уровни организации функционирования соматики и психики человека: физиологический (включает нейрофизиологические, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций); психофизиологический (это вегетативные реакции, изменения психомоторики и сенсорики); психологический (особенности протекания психических функций и настроения); социально психологический (здесь рассматриваются характеристики поведения, деятельности, отношения и сознания). Второй элемент структуры раскрывает наличие субъективной и объективной сторон психического состояния: субъективная – переживания, объективная – все то, что регистрируется исследователем. Третий элемент образуют три группы характеристик – общие, особенные и индивидные проявления личности в конкретной ситуации.

А.О. Прохоров ставит вопрос о различиях в структурно функциональной организации кратковременных и  длительных психических состояниях, но «комплексы энергетических составляющих позволяют говорить о единой энергоинформационной структуре состояний». Принципиальность различий заключается в уровне энергетической составляющей состояния. В случае кратковременных  состояний – высокий энергетический потенциал и поддержание высокой  активности и эффективности всех подсистем целостной организации  человека при осуществлении целенаправленной деятельности. При длительных состояниях – низкий уровень энергетической составляющей, который характеризуется  комплексами пассивности, тяжести, напряженности переживаний, низким уровнем психической активности.

Таким образом, в качестве базовой основы структуры психического состояния следует выделять энергетическую и информационную составляющие. Информационная составляющая – это процессы субъективного  отражения действительности. Энергетическая составляющая представляет собой совокупность биохимических и физиологических  процессов в организме. Процесс протекания приспособительной реакции личности на изменение внешних или внутренних условий заключается в функциональном взаимодействии уровней функционирования соматики и психики человека – биохимического, физиологического, психического, социально психологического, функциональное взаимодействие которых и составляет структуру психического состояния. Напомним позицию В. Н. Мясищева. Уровень активации центральной нервной системы, следствием которого является «уровень активности пассивности нервно психической деятельности», – это объективная составляющая психического состояния. Вторая составляющая – это отношение субъекта, выражающееся в переживаниях человека, связанных с предметами или особенностями ситуации.

Информация о работе Психическое состояние