Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:40, реферат
Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.
З. Фрейд и появление психоанализа 2
Основные идеи психоанализа 3
Деление психики человека на сознательное и бессознательное 3
Основные понятия психоанализа 4
Психогидравлическая модель общества 8
Побуждения, инстинкты и принцип равновесия 9
Методы расшифровки бессознательного 10
Проблемы психоанализа 12
Философия психоанализа 12
Заключение 16
Список литературы. 16
З. Фрейд и появление психоанализа
Оглавление
З. Фрейд и появление психоанализа 2
Основные идеи психоанализа 3
Деление психики человека на сознательное и бессознательное 3
Основные понятия психоанализа 4
Психогидравлическая модель общества 8
Побуждения, инстинкты и принцип равновесия 9
Методы расшифровки бессознательного 10
Проблемы психоанализа 12
Философия психоанализа 12
Заключение 16
Список литературы. 16
Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.
Известно, что главным
регулятором человеческого
Деление психики на сознательное
и бессознательное является основной
предпосылкой психоанализа, и только
оно дает ему возможность понять
и приобщить науке часто
Что же такое психоанализ с точки зрения психологии? Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий). Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию. Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:
В результате творческой эволюции
З. Фрейд рассматривает
Исследуя свои собственные сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни. Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола, рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности". Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх. В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики - отсюда название “глубинная психология”, закрепившееся за психоанализом. Аналитик повсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, либидо, которая, в общем, создаёт произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда - “человек желающий”, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению. Он подчинен неумолимым влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок, но сознательный мир не столько рационален, сколько полон “рационализаций”, то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. “Разумность” человека весьма ограниченна, за ясными и отчетливыми идеями и образами сознания скрываются темные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психические отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов.
Предметом психоанализа является
в первую очередь разного рода
психопатологии, в которых этот внутренний
мир берет верх над сознательной
жизнью. Для обозначения самого глубокого
уровня психической жизни Фрейд
использовал термин “Trieb”, переводимый
либо как “инстинкт”, либо как “влечение”.
Хотя Фрейд постоянно подчеркивал
связь психической жизни с
биологической организацией (поэтому
речь идет об инстинктах), эта биохимическая
реальность, по его собственному признанию,
нам неизвестна, и лишь в каком-то
отдаленном будущем наука сумеет
полностью объяснить поведение
и мышление человека на языке химии
и физиологии. Психоанализ имеет
дело с психическими заместителями
или представителями
В рамках психоанализа любое общество имеет два варианта развития, в зависимости от репрессивного (подавляющего) отношения общественной морали к сексуальности индивида, или пермиссивного (разрешающего) отношения.
В первом случае общество с помощью всех социальных механизмов воспитывает человека в ханжески-ограничивающей атмосфере по отношению к проявлениям сексуальности. Человек в таком обществе глубинно несчастней, невротичен, т.к. постоянно блокирует массу своих потребностей, внутренних импульсов. Общество же имеет много шансов на прогрессивное развитие, т.к. масса неотработанной сесуальной энергии индивида постоянно переключается (сублимируется) на общественно полезные виды деятельности: наука, производство, искусство, бизнес и т.п.
Второй вариант зеркально отражает описанное. Благодаря разрешительным по отношению к человеческой сексуальности установкам общества, индивид в этом случае счастлив, раскован, лишен невротического напряжения. Само же общество обречено на застой, т.к. механизм сублимации не выражен, энергии на развитие необходимых для развития общественно-не-обходимых сфер деятельности фактически нет.
Психоанализ никогда не выдвигал
ни единого постулата в защиту
раскрепощения общественно
Побуждения, инстинкты и принцип
равновесия
Инстинкты - это силы, побуждающие человека
к действию. Физические аспекты инстинкта
Фрейд называл потребностями, психические
- желаниями.
Инстинкт содержит четыре компонента:
источник (потребности, желания), цель,
импульс и объект. Цель инстинкта состоит
в уменьшении потребности и желания до
такой степени, что дальнейшее действие,
направленное на их удовлетворение, перестает
быть необходимым. Иными словами, цель
заключается в том, чтобы дать организму
то, в чем он испытывает потребность или
что он в данный момент желает. Импульс
инстинкта - это те энергия, силы или напряжение,
которые используются для удовлетворения
инстинкта. Объект инстинкта - это те предметы
или действия, которые удовлетворяют первоначальную
цель.
Рассмотрим, к примеру, как проявляются
эти компоненты у человека, испытывающего
жажду. Тело обезвоживается и начинает
нуждаться в жидкости (источник инстинкта
- потребность в жидкости, жажда). По мере
нарастания жажды нарастают напряжение,
энергия (импульс), направленные на ее
удовлетворение. Цель состоит, в том, чтобы
уменьшить это напряжение, ликвидировать
жажду. «Объект» - это не только жидкость,
но и все действия, которые направлены
на поиски или приготовление влаги, и,
наконец, сам акт выпивания жидкости.
Человек, испытывающий потребность, будет
продолжать поисковую деятельность до
тех пор, пока не удовлетворит эту потребность
и связанное с ней напряжение. Напряжение
сменяется релаксацией, релаксация - напряжением...
И так до бесконечности. Идеальным считается
состояние покоя, равновесия, соответствующее
внутриутробной жизни.
Если человек с жадностью поедает пищу,
значит, он голоден, если кричит, значит,
у него что-то болит или он чего-то хочет...
Поэтому, рассматривая поведение, сон
или любой другой психический процесс,
нужно искать лежащие за ними побуждения
и желания.
Работа психоаналитика включает в себя
поиск причин мыслей, чувств и поведения,
чтобы потребность (инстинкт), неправильно
или недостаточно удовлетворяемая определенной
мыслью или поведением, могла найти лучшую,
более оптимальную форму удовлетворения.
Иногда некоторые мысли или формы поведения
не только не уменьшают напряжение, а,
наоборот, усиливают его. Это означает
одно из двух: либо прямое выражение потребности
блокировано, либо эти конкретные мысли
и формы поведения не удовлетворяют ее.
Хотя существует большое разнообразие
инстинктов, Фрейд попытался свести их
к двум основным группам: инстинкты, поддерживающие
жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие
жизнь (деструктивные). Этот фундаментальный
антагонизм существует всегда, но, может
быть, не видим в психической жизни, потому
что большинство наших мыслей и действий
связаны не с одним из этих инстинктов,
а являются результатом их взаимодействия
и взаимовлияния. Инстинкты - это «каналы,
по которым протекает энергия», и эта энергия
подчиняется своим собственным законам.
По мнению Фрейда, «каждый из этих двух
обобщенных инстинктов (сексуальный и
деструктивный) имеет и свой источник
энергии». Либидо (в пер. с лат. - желание)
- энергия, присущая инстинктам жизни;
деструктивным инстинктам присуща агрессивная
энергия. Эта энергия имеет свои количественные
и Динамические критерии. Катексис - это
процесс помещения либидозной (или противоположной
ей) энергии в различные сферы психической
жизни, в идею или в действие. Катектированное
либидо перестает быть подвижным и уже
не может перемещаться к новым объектам:
оно укореняется в той области психической
сферы, которая удерживает его.
Если представить себе либидо как определенную
сумму денег, то катексис - процесс покупки,
вкладывание денег в ценности. Чем больше
вложено денег в одни ценности, тем меньше
их останется для других.Психоаналитик
всегда пытается понять непропорциональность
катектирования либидо и старается перераспределить
его. Стремление высвободить связанные
энергии мы находим также у Роджерса и
Маслоу, в буддизме и суфизме. Каждая из
этих теорий строит свои заключения на
наличии и поиске источников психической
энергии, но все они согласуются с фрейдовским
представлением о том, что обнаружение
и канализация психической энергии - одна
из основных проблем в понимании личности.
Идея о том, что на наше
повседневное поведение влияют неосознаваемые
мотивы, рассмотрена Фрейдом в
книге ("Психопатология обыденной
жизни"). Различные ошибочные действия,
забывание имен, оговорки, описки обычно
принято считать случайными, объяснять
их слабостью памяти. По Фрейду же в
них прорываются скрытые
Другим методом психоанализа является метод дешифровки сновидений. Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” как искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает все механизмы взаимодействий сознательного и бессознательного. Наше “Я” совсем не так просто, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление - вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов. Поэтому истолкование сновидений представляет собой основу психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному - мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности. Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Метод Фрейда - сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов. Самым интересным в психоанализе является понятие перенаправления (сублимация) влечения, отклонение влечения от своей цели, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник, скульптор З. Фрейду напоминают ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещенной форме. Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их в произведения искусства. Сам этот дар остается в психоанализе необъяснимым: с неизвестно, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в таком, конкретном произведении искусства. Единственное, что проясняет психоанализ, это производность прекрасного от эротики. Естественно, что такие идеи не всегда были поняты современниками, что многие яростно спорили с Фрейдом. Поэтому объективная оценка трудов Фрейда создаётся только после знаменитых "социальных революций" 1960-х годов, после которых о тайном и сокровенном стали говорить более открыто. Некоторые считают, что неофрейдизм стал одним из духовных инициаторов раскрепощения.