Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:06, реферат
Становление принципов психоанализа и их применение для исследования феноменов культуры связано с именем З. Фрейда (1856 – 1939 гг.).
Опираясь на научные данные и собственный опыт врача-психиатра, З. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. В основе психоанализа лежит учение З. Фрейда о бессознательном пласте в психике человека, о его влиянии на поведение человека, человеческую деятельность в целом и, следовательно, на формирование различных культурных феноменов.
Становление принципов психоанализа и их применение для исследования феноменов культуры связано с именем З. Фрейда (1856 – 1939 гг.).
Опираясь на научные данные и собственный опыт врача-психиатра, З. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. В основе психоанализа лежит учение З. Фрейда о бессознательном пласте в психике человека, о его влиянии на поведение человека, человеческую деятельность в целом и, следовательно, на формирование различных культурных феноменов.
Постепенно в ходе развития принципов психоанализа З.Фрейд сформулировал следующую модель психической структуры личности.
Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области:
«Оно» (Id), которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия.
«Я» (Ego),
«Сверх-Я»(Super-Ego),
Каждый человеческий поступок является результатом этого взаимодействия.
Важнейшей составляющей бессознательного, его основным фондом являются первичные влечения человека: с одной стороны, сексуальные, к продолжению рода (либидо, Эрос) и, с другой стороны, к смерти, к разрушению (Танатос). Эту составляющую бессознательного Фрейд называет «Оно» (Id). Важнейшими особенностями «Оно» являются следующие:
- оно – несловесное (невербальное);
- ему закрыт прямой доступ в сознательное;
- оно целиком исходит из принципа удовольствия.
«Я» (Ego), согласно Фрейду, является сознательным элементом психики. Чтобы выжить в мире природы и общества, человек не может руководствоваться только безрассудной силой «Оно», исходящего из принципа удовольствия. Наше «Я» руководствуется принципом реальности, т.е. стремится приспособиться к объективным условиям жизни, оценивает возможность и уместность того или иного действия, мотивированного «потребностями «Оно». Отсюда вытекает неизбежная борьба между «Я» и «Оно». «Оно» способно проводить в жизнь свои влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Однако человек способен выжить постольку, поскольку разум и культура могут подчинить «Оно» своим важнейшим целям. Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с непосредственными потребностями «Оно». Этот способ Фрейд назвал сублимацией.
Сублимация (от лат.Sublimatio – возвышение) – это механизм, посредством которого запретная сексуально-биологическая энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Результатом сублимации, согласно Фрейду, является творчество. Сублимация – это своеобразное проявление «хитрости культуры», когда в роли обманутых выступают темные бурлящие страсти «Оно». В то же время сублимацию можно рассматривать и как «хитрость «Оно». При помощи сублимации «Оно» пробивается в сознание (окольным путем) и реализует свою энергию в артефактах (продуктах человеческого труда). Сублимация – это защитный механизм «Я». Наряду с другими механизмами защиты он обеспечивает самосохранение индивида.
В функционировании этих механизмов большую роль играет пласт психики, обозначенный Фрейдом как «Сверх-Я» (Идеал – Я). «Сверх-Я» – это требования культуры, оформившиеся в качестве особых бессознательных установок (которые сознание не может преодолеть). Содержание «Сверх-Я» – это нормы морали, в том числе в форме запретов (табуирование инцеста и каннибализма). Именно деятельность «Сверх-Я» вызывает чувство вины, потребность в самонаказании, искуплении.
Образование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом – идентификацией (отождествлением). Оно начинается с первой и самой важной идентификации индивидуума – идентификации с отцом в самый ранний период развития личности. Под влиянием «Сверх-Я» личность включается в социально-культурную среду.
С формированием «Сверх-Я» Фрейд связывает возникновение культуры. Об этом идет речь в его книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913 г.) и в ряде более поздних работ. В своих рассуждениях Фрейд исходит из общеметодологического принципа единства фило- и онтогенеза, предложенного Э. Геккелем. Согласно этому принципу, индивидуальное развитие организма (онтогенез) в краткой и сжатой форме повторяет основные стадии развития всего вида (филогенез). Применительно к анализу культуры это означало, что основные этапы детства человека совпадают с основными этапами детства человечества, а основные этапы культурного становления человека, его вхождения в культуру совпадают с основными этапами становления человечества.
По Фрейду, культурная история человечества начинается с преодоления так называемого Эдипова комплекса (любовь к матери и желание инцеста с ней и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника). В результате возникают первые моральные запреты – табу инцеста и каннибализма, возникает экзогамия, потребность в религии, в Боге, во власти государства.
Наряду с анализом психоаналитических
оснований происхождения
В рамках психоаналитического подхода последователи З. Фрейда разработали новые концепции и идеи (А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм и др.).
Представитель неофрейдистской концепции культуры шведский ученый К.Г. Юнг (1875-1961) изложил свои взгляды в работе «Архетип и символ», где проанализировал понятие «коллективное бессознательное» и его образы - «архетипы», которые определил как источник общечеловеческой символики (мифов, сновидений и т.д.). В чистом виде архетип в сознание не входит, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к архетипу «архетипические образы» стоят в опыте сновидений, галлюцинаций, мистических видений, когда сознательная обработка минимальна. «Это спутанные, темные образы, воспринимаемы как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемое как нечто бесконечно превосходящее человека».
В «Архетипе и символе»
Юнг показывает, что «для точности
необходимо различать «архетип»
и «архетипическое
С помощью концепции архетипа и символа Юнг объяснил не только происхождение культуры, но и антикультуры, появление которой он связывает с вторжением архетипов. Расовая мифология фашистов и коммунистический миф - очень примитивны с очки зрения разума, но они захватили миллионы европейский сознаний. Массовый экстаз и поиски обезумевшими толпами врагов народа, факельные шествия - все эти проявления антикультуры, по мнению Юнга, свидетельствовали в свое время о вторжении сил, на много превосходивших человеческий разум.