Психоанализ Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:06, реферат

Краткое описание

Становление принципов психоанализа и их применение для исследования феноменов культуры связано с именем З. Фрейда (1856 – 1939 гг.).
Опираясь на научные данные и собственный опыт врача-психиатра, З. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. В основе психоанализа лежит учение З. Фрейда о бессознательном пласте в психике человека, о его влиянии на поведение человека, человеческую деятельность в целом и, следовательно, на формирование различных культурных феноменов.

Вложенные файлы: 1 файл

Становление принципов психоанализа и их применение для исследования феноменов культуры связано с именем З.docx

— 22.90 Кб (Скачать файл)

 

Становление принципов  психоанализа и их применение для исследования феноменов культуры связано с именем З. Фрейда (1856 – 1939 гг.).

Опираясь на научные данные и собственный опыт врача-психиатра, З. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние  не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его  психики. В основе психоанализа лежит  учение З. Фрейда о бессознательном  пласте в психике человека, о его  влиянии на поведение человека, человеческую деятельность в целом и, следовательно, на формирование различных культурных феноменов.

Постепенно в ходе развития принципов психоанализа З.Фрейд сформулировал следующую модель психической структуры личности.

Человеческая  психика, согласно Фрейду, включает в  себя три области:

«Оно» (Id), которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия.

«Я» (Ego),

«Сверх-Я»(Super-Ego),

Каждый человеческий поступок является результатом этого взаимодействия.

Важнейшей составляющей бессознательного, его основным фондом являются первичные  влечения человека: с одной стороны, сексуальные, к продолжению рода (либидо, Эрос) и, с другой стороны, к  смерти, к разрушению (Танатос). Эту составляющую бессознательного Фрейд называет «Оно» (Id). Важнейшими особенностями «Оно» являются следующие:

-         оно – несловесное (невербальное);

-         ему закрыт прямой доступ в сознательное;

-         оно целиком исходит из принципа удовольствия.

«Я» (Ego), согласно Фрейду, является сознательным элементом психики. Чтобы выжить в мире природы и общества, человек не может руководствоваться только безрассудной силой «Оно», исходящего из принципа удовольствия. Наше «Я» руководствуется принципом реальности, т.е. стремится приспособиться к объективным условиям жизни, оценивает возможность и уместность того или иного действия, мотивированного «потребностями «Оно». Отсюда вытекает неизбежная борьба между «Я» и «Оно». «Оно» способно проводить в жизнь свои влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Однако человек способен выжить постольку, поскольку разум и культура могут подчинить «Оно» своим важнейшим целям. Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с непосредственными потребностями «Оно». Этот способ Фрейд назвал сублимацией.

Сублимация (от лат.Sublimatio – возвышение) – это механизм, посредством которого запретная сексуально-биологическая энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Результатом сублимации, согласно Фрейду, является творчество. Сублимация – это своеобразное проявление «хитрости культуры», когда в роли обманутых выступают темные бурлящие страсти «Оно». В то же время сублимацию можно рассматривать и как «хитрость «Оно». При помощи сублимации «Оно» пробивается в сознание (окольным путем) и реализует свою энергию в артефактах (продуктах человеческого труда). Сублимация – это защитный механизм «Я». Наряду с другими механизмами защиты он обеспечивает самосохранение индивида.

В функционировании этих механизмов большую роль играет пласт психики, обозначенный Фрейдом как «Сверх-Я» (Идеал – Я). «Сверх-Я» – это требования культуры, оформившиеся в качестве особых бессознательных установок (которые сознание не может преодолеть). Содержание «Сверх-Я» – это нормы морали, в том числе в форме запретов (табуирование инцеста и каннибализма). Именно деятельность «Сверх-Я» вызывает чувство вины, потребность в самонаказании, искуплении.

Образование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом – идентификацией (отождествлением). Оно начинается с первой и самой важной идентификации индивидуума – идентификации с отцом в самый ранний период развития личности. Под влиянием «Сверх-Я» личность включается в социально-культурную среду.

 

С формированием  «Сверх-Я» Фрейд связывает возникновение культуры. Об этом идет речь в его книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913 г.) и в ряде более поздних работ. В своих рассуждениях Фрейд исходит из общеметодологического принципа единства фило- и онтогенеза, предложенного Э. Геккелем. Согласно этому принципу, индивидуальное развитие организма (онтогенез) в краткой и сжатой форме повторяет основные стадии  развития всего вида (филогенез). Применительно к анализу культуры это означало, что основные этапы детства человека совпадают с основными этапами детства человечества, а основные этапы культурного становления человека, его вхождения в культуру совпадают с основными этапами становления человечества.

 

По Фрейду, культурная история  человечества начинается с преодоления так называемого Эдипова комплекса (любовь к матери и желание инцеста с ней и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника). В результате возникают первые моральные запреты – табу инцеста и каннибализма, возникает экзогамия, потребность в религии, в Боге, во власти государства.

Наряду с анализом психоаналитических оснований происхождения культуры Фрейд дает новое объяснение отдельных  элементов культуры (мифов, классических произведений искусства, религиозных  ритуалов и верований науки), опираясь на свои представления о психологической  структуре личности и той роли, которую играет в жизнедеятельности  человека бессознательное, в том  числе, психосексуальные мотивы. Однако роль этих мотивов в развитии человеческой культуры, по мнению многих современных  исследователей, неоправданно преувеличена. Такое преувеличение можно считать  недостатком фрейдистской концепции  культуры. Но одновременно необходимо учитывать, что он был предопределен уже самой постановкой исследовательских задач. В результате возникло новое самобытное учение – фрейдизм, имевшее огромное влияние на умы человечества, предопределившее появление целого ряда последователей, что позволяет говорить о целом направлении в изучении культур, получившем название психоаналитического подхода, в центре которого стоит проблема взаимодействия культуры и личности.

 

В рамках психоаналитического  подхода последователи З. Фрейда разработали  новые концепции  и идеи (А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм и др.).

Представитель неофрейдистской  концепции культуры шведский ученый К.Г. Юнг (1875-1961) изложил свои взгляды в работе «Архетип и символ», где проанализировал понятие «коллективное бессознательное» и его образы - «архетипы», которые определил как источник общечеловеческой символики (мифов, сновидений и т.д.). В чистом виде архетип в сознание не входит, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к архетипу «архетипические образы» стоят в опыте сновидений, галлюцинаций, мистических видений, когда сознательная обработка минимальна. «Это спутанные, темные образы, воспринимаемы как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемое как нечто бесконечно превосходящее человека».

В «Архетипе и символе» Юнг показывает, что «для точности необходимо различать «архетип»  и «архетипическое представление»». Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, тогда как «архетипические представления» явились источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они «предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках», они превращаются в символ, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Этот процесс происходит по мере развития сознания и все большего его разрыва с бессознательным и по мере становления и все большего развития культуры. В работе «Об образах коллективного бессознательного» Юнг все изложенные процессы иллюстрирует богатейшим культурно-историческим материалом, что делает работу не только хорошо обоснованной философской концепцией, но и увлекательнейшим чтением, ненавязчивым объяснением - через процесс развития архетипа в архетипические представления и далее символы - природы фундаментальных образов и идей нашей современной культуры.

С помощью концепции архетипа и символа Юнг объяснил не только происхождение культуры, но и антикультуры, появление которой он связывает  с вторжением архетипов. Расовая  мифология фашистов и коммунистический миф - очень примитивны с очки зрения разума, но они захватили миллионы европейский сознаний. Массовый экстаз и поиски обезумевшими толпами врагов народа, факельные шествия - все эти  проявления антикультуры, по мнению Юнга, свидетельствовали в свое время  о вторжении сил, на много превосходивших человеческий разум.

 


Информация о работе Психоанализ Фрейда