Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:26, реферат
В психической жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаём в данный момент времени. Фрейд настаивал, что незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства , память) входят в сферу сознания, чтобы в данный момент времени не переживалось в сознании человека . Это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки в значительной степени регулируемыми внешними сигналами. Более того, определённое содержание осознаётся лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.
Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется
приспособленностью к обычной сиюминутной
реальности, к “здесь и сейчас”.
Ощущающий тип выглядит устойчивым
и земным, реальным и настоящим
в смысле готовности “жить” в данную
минуту, но одновременно он выглядит довольно
глупым. Ощущающий тип фактически
подавляет интуитивные
Интуитивный тип мотивируется главным
образом постоянным потоком новых
видений и предчувствий, проистекающих
от его внутреннего активного
восприятия. Все новое и возможное,
непонятное и другое, отличное являются
приманкой для данного типа. Интуитивный
тип чаще ухватывает слабые связи
между вещами, которые для других
кажутся несвязанными и чуждыми.
Его разум работает скачкообразно
и быстро, трудно проследить его
действие. Если попросить его действовать
более медленно, он может раздражаться
и посчитать своих собеседников
тугодумами и тупицами. Ощущение как
психическое свойство у него подчинено
и подавленно. В реальной жизни
зачастую такой человек остается
непонятым окружающими, и его
прозрения, если в результате они
оказываются конструктивными, должны
терпеливо разрабатываться
Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно.
В идеале индивид должен полноценно
владеть всеми четырьмя функциями
с тем, чтобы давать соответствующий
адекватный ответ на любые жизненные
запросы. К сожалению, в действительности
это недостижимо, хотя и остается
желанной целью, определяя, таким образом,
одну из главных задач аналитической
психотерапии: привести к сознанию
данное положение вещей и помочь
в развитии подчиненных, угнетаемых,
неразвитых функций с тем, чтобы
достичь психической
Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека:
человек является единым, самосогласующимся и целостным;
человеческая жизнь - это динамическое стремление к превосходству;
индивидуум - есть творческая и самоопределяющаяся сущность;
социальная принадлежность индивидуума.
Согласно Адлеру, люди стараются
компенсировать чувство собственной
неполноценности, которое они испытывали
в детстве, и переживая неполноценность,
в течение жизни борются за
превосходство. Каждый человек вырабатывает
свой уникальный стиль жизни, в рамках
которого стремится к достижению
фиктивных целей, ориентированных
на превосходство или
управляющий (самоуверенность, напористость,
незначительный социальный интерес, установка
превосходства над внешним
берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности);
избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач);
социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).
Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения: первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок.
Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес, а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества.
Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”. В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.
Эриксон, Хорни: Теории личности в эго-психологии
В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся:
акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека;
упор на психически здорового человека;
особая роль идентичности;
сочетание клинических наблюдений
с изучением культурно-
Эго-психология Эриксона считается
развитием психоанализа, но он отошёл
от психоанализа по нескольким важным
пунктам: сдвиг акцента от ид к
эго; подчёркивание исторических условий
формирования эго у ребёнка; охват
теорией всего жизненное
Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:
младенчество (базальное доверие - базальное недоверие);
раннее детство (автономия - стыд и сомнение);
возраст игры (инициативность - вина);
школьный возраст (трудолюбие - неполноценность);
юность (эго-идентичность - ролевое смешение);
ранняя зрелость (интимность - изоляция);
средняя зрелость (продуктивность - инертность);
поздняя зрелость (эго-интеграция - отчаяние).
Карен Хорни отвергла положение
Фрейда о том, что физическая анатомия
определяет личностные различия мужчин
и женщин, утверждая, что решающим
фактором в развитии личности является
характер социальных отношений между
родителями и ребёнком. Согласно Хорни,
в детстве основными являются
потребности в удовлетворении и
безопасности. Если поведение родителей
не способствует удовлетворению потребности
в безопасности, это приводит к
возникновению базальной
Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью, порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей следующие:
в любви и одобрении; в руководящем партнёре; в чётких ограничениях;
во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании;
в восхищении собой; в честолюбии;
в самодостаточности и
в безупречности и
Хорни разделила список потребностей
на три категории, каждая из которых
представляет стратегию оптимизации
межличностных отношений с