Психоаналитические теории личночти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

В психической жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаём в данный момент времени. Фрейд настаивал, что незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства , память) входят в сферу сознания, чтобы в данный момент времени не переживалось в сознании человека . Это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки в значительной степени регулируемыми внешними сигналами. Более того, определённое содержание осознаётся лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 27.26 Кб (Скачать файл)

Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется  приспособленностью к обычной сиюминутной  реальности, к “здесь и сейчас”. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим  в смысле готовности “жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Ощущающий тип фактически подавляет интуитивные проявления как нереалистические фантазии и  таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.

Интуитивный тип мотивируется главным  образом постоянным потоком новых  видений и предчувствий, проистекающих  от его внутреннего активного  восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуитивный  тип чаще ухватывает слабые связи  между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно  и быстро, трудно проследить его  действие. Если попросить его действовать  более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами. Ощущение как  психическое свойство у него подчинено  и подавленно. В реальной жизни  зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его  прозрения, если в результате они  оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими  людьми.

Обычно развитие вспомогательной  функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно.

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями  с тем, чтобы давать соответствующий  адекватный ответ на любые жизненные  запросы. К сожалению, в действительности это недостижимо, хотя и остается желанной целью, определяя, таким образом, одну из главных задач аналитической  психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем, чтобы  достичь психической целостности. Р. Робертсон “Введение в психологию Юнга.” Ростов-на-Дону, 1999.

Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает  человека:

человек является единым, самосогласующимся  и целостным;

человеческая жизнь - это динамическое стремление к превосходству;

индивидуум - есть творческая и самоопределяющаяся сущность;

социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются  компенсировать чувство собственной  неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных  на превосходство или совершенство. С этим связано и понятие «фикционный  финализм» - идея о том, что поведение  человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение  трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального  интереса и степени активности, по отношению к этим трём задачам, Адлер  различал типы установки, сопутствующих  стилю жизни:

управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка  превосходства над внешним миром);

берущий (паразитизм в отношении  внешнего мира, отсутствие социального  интереса, низкая степень активности);

избегающий (отсутствие активности и  социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных  задач);

социально-полезный (сочетание высокой  степени социального интереса с  высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить  вклад в благоденствие других).

Адлер полагал, что стиль жизни  создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения: первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок.

Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес, а именно внутреннюю тенденцию  человека к участию в создании идеального общества.

Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”. В  этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что  придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.

Эриксон, Хорни: Теории личности в эго-психологии

В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся:

акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека;

упор на психически здорового человека;

особая роль идентичности;

сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.

Эго-психология Эриксона считается  развитием психоанализа, но он отошёл от психоанализа по нескольким важным пунктам: сдвиг акцента от ид к  эго; подчёркивание исторических условий  формирования эго у ребёнка; охват  теорией всего жизненное пространство индивидуума; наконец, его взгляды  на природу и разрешение психосексуальных конфликтов, отличный от таковых у  Фрейда. Центральным для его теории развития эго является эпигенетический  принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей принимается одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности развития.

Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:

младенчество (базальное доверие - базальное недоверие);

раннее детство (автономия - стыд и  сомнение);

возраст игры (инициативность - вина);

школьный возраст (трудолюбие - неполноценность);

юность (эго-идентичность - ролевое  смешение);

ранняя зрелость (интимность - изоляция);

средняя зрелость (продуктивность - инертность);

поздняя зрелость (эго-интеграция - отчаяние).

Карен Хорни отвергла положение  Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является характер социальных отношений между  родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и  безопасности. Если поведение родителей  не способствует удовлетворению потребности  в безопасности, это приводит к  возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению  базальной тревоги - основе невроза. Базальной тревогой она назвала  ощущение беспомощности во враждебном мире.

Хорни описала десять невротических  потребностей, которые люди используют с целью совладения с недостатком  безопасности и беспомощностью, порождёнными базальной тревогой. В отличие  от здоровых людей, невротики опираются  на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических  потребностей следующие:

в любви и одобрении; в руководящем  партнёре; в чётких ограничениях;

во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании;

в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости;

в безупречности и неопровержимости.

Хорни разделила список потребностей на три категории, каждая из которых  представляет стратегию оптимизации  межличностных отношений с целью  достижения безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует  определённая ориентация в отношениях с другими людьми: на людей, от людей  и против людей. Также Хорни выдвигала  феминистски ориентированные идеи, подчёркивающие значение культуры и  половых ролей. Ей принадлежат многочисленные статьи по психологии женщины.


Информация о работе Психоаналитические теории личночти