Психогенетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:48, контрольная работа

Краткое описание

Психогенетика – сравнительно новая самостоятельная научная дисциплина. Основной задачей психогенетических исследований является изучение причины происхождения индивидуальных различий и выяснение роли наследственных и средовых факторов, лежащих в основе разительного несходства людей по самым разнообразным характеристикам (скорость реакции, память, успешность обучения, уровень интеллекта и т.д.).

Содержание

Вопрос № 1. Охарактеризуйте основную идею, лежащую в основе близнецового метода.
Введение……………………………………………….……….….………….3
1. Основная идея, лежащая в основе близнецового метода………………..4
Заключение …………………………………………………………...….…..7
Вопрос № 2. Какие гены называют аллельными?
Введение ……………………………………………………………………....8
1. Аллельные гены………………………………………………………….....9
Заключение………………………………………………………………...….13
Список литературы ………………………………………………………......14

Вложенные файлы: 1 файл

Психогенетика.docx

— 47.58 Кб (Скачать файл)

     

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ»

ЗАЧЕТНАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОГЕНЕТИКА» 

Вопрос № 1. Охарактеризуйте основную идею, лежащую в основе близнецового метода.

Вопрос № 2. Какие гены называют аллельными?

Билет № 3 

                                             Выполнил: студент заочной формы обучения

                                            СКУРАТОВА ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА  (______)

                                            Логин ____________________________________

                                           Проверил__________________________________

                                            Оценка _____________ Подпись_______________ 
 
 
 

Улан-Удэ

                                                             2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

Вопрос  № 1. Охарактеризуйте основную идею, лежащую в основе близнецового метода.

            Введение……………………………………………….……….….………….3

1. Основная идея, лежащая в основе близнецового метода………………..4 

 Заключение …………………………………………………………...….…..7

Вопрос  № 2. Какие гены называют аллельными?

Введение ……………………………………………………………………....8

1. Аллельные гены………………………………………………………….....9

Заключение………………………………………………………………...….13

Список  литературы ………………………………………………………......14 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Психогенетика – сравнительно новая самостоятельная  научная дисциплина. Основной задачей  психогенетических исследований является изучение причины происхождения  индивидуальных различий и выяснение  роли наследственных и средовых факторов, лежащих в основе разительного  несходства людей по самым разнообразным  характеристикам (скорость реакции, память, успешность обучения, уровень интеллекта и т.д.).

Как и  во всех остальных направлениях психологии в психогенетике используются разнообразные  экспериментальные методы изучения реакций и поведения, но в случае психогенетических исследований особенно остро стоит вопрос надежности полученных результатов. То есть существует потребность надежного разделения результатов воздействия генотипа и окружающей среды на реакции исследуемого объекта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ, ЛЕЖАЩАЯ В ОСНОВЕ БЛИЗНЕЦОВОГО МЕТОДА. 

    Как известно, у большинства млекопитающих  в одном помете рождается более  одного детеныша. Это связано с  тем, что во время овуляции происходит созревание нескольких яйцеклеток одновременно. У некоторых видов животных и  у человека при овуляции обычно созревает  лишь одна яйцеклетка и, следовательно, рождается только один детеныш. Но бывают и исключения – одновременно созревают  и оплодотворяются две и более  яйцеклеток. В этом случае рождается  два (или более) детенышей, а тат  как они происходят из разных оплодотворенных  яйцеклеток (зигот), то их называют дизиготными  близнецами (ДЗ)1. Причем не всегда дизиготные близнецы имеют одного отца. Если женщина в период овуляции имела контакты с несколькими мужчинами то возможна ситуация в которой родившиеся ДЗ будут иметь разных отцов.

    В ряде случаев при оплодотворении единственной созревшей яйцеклетки на начальных стадиях развития зигота делится на две части. Это явление  приводит к рождению так называемых монозиготных близнецов (МЗ). Так как  МЗ происходят из одной зиготы, то они  имеют одинаковый генетический набор, что и определяет их внешнюю схожесть. Иногда разделение эмбрионов происходит неполностью и в результате рождаются  так называемые сиамские близнецы.

    При рождении близнецов возможны четыре различных варианта соотношения  оболочек плода:

  • близнецы имеют раздельные амнионы, хорионы и плаценты;
  • близнецы имеют раздельные амнионы, хорионы и общую плаценту;
  • близнецы имеют раздельные амнионы и общие хорион и плаценту;
  • близнецы имеют общие амнион, хорион и плаценту.

    Для ДЗ близнецов характерны только два  первых типа, при рождении МЗ близнецов  могут наблюдаться все четыре типа соотношения плодных оболочек.

    Частота рождения близнецов в разных популяциях различна, но эта разница возникает  в основном за счет разницы в частоте  рождений ДЗ близнецов, тогда как  частота рождения МЗ близнецов во всех популяциях примерно постоянна. Количество родившихся МЗ и ДЗ близнецов можно  приблизительно определить используя  простой способ. МЗ близнецы всегда однополые, в то время как ДЗ близнецы рождаются однополыми и двуполыми  с одинаковой вероятностью. Следовательно, частота рождения ДЗ близнецов равна  удвоенной частоте рождения разнополых двоен. А частота рождения МЗ близнецов  соответственно равна разнице между  частотой рождения всех близнецов и  частотой рождения ДЗ близнецов.

    Так как МЗ близнецы развиваются из одной  зиготы, то они генетически идентичны  и все наблюдаемые различия в  фенотипах должны быть связаны только с влиянием среды. Поэтому с первого  взгляда кажется, что для того, чтобы определить в какой степени  изменчивость признака определяется генетическими  факторами, достаточно установить уровень  сходства МЗ близнецов. Это предположение  было бы справедливым в том случае, ессли бы с момента рождения МЗ близнецы были бы разлучены и воспитывались  в разных средах. Но в большинстве  случаев такого не происходит и близнецы воспитываются в одной среде. Поэтому для учета влияния  общей среды в качестве контроля используют пары ДЗ близнецов. На ДЗ близнецов  фактор общей среды  действует  в той же мере, что и МЗ близнецов, но общих генов у ДЗ близнецов  примерно в два раза меньше. Следовательно  уровень генетически обусловленного сходства у ДЗ близнецов должен быть ниже, чем у МЗ близнецов.

Близнецовый метод был предложен Ф. Гальтоном  в 1865 году, но окончательная разработка его основ была проведена Г. Сименсом в 1924 году. Семенс разработал надежный способ диагностики зиготности (метод  полисимптомного сравнения), базирующийся на оценке сходства и различия близнецов  по целому ряду параметров. Каждый параметр в отдельности не позволяет вынести  суждения о зиготности близнецов, но использование комплекса параметров позволяет проводить более надежную диагностику. Кроме этого он предложил  использовать в качестве объекта  исследований не только МЗ близнецов, но и ДЗ близнецов. Принципы, заложенные Г. Сименсом в основу близнецового метода не претерпели сколько-нибудь существенных изменений до настоящего времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Близнецовый метод и его разновидности  является одним из немногих экспериментальных  методов исследования влияния среды  и генотипа на психологические характеристики. Как и все остальные экспериментальные  методы психогенетики (семейный метод, метод приемных детей, анализ родословных), он не является методом, позволяющим  с полной уверенностью разделить  влияние генотипа и среды на исследуемые  характеристики. Исключением является метод разлученных близнецов, но по вполне понятным причинам его использование  на практике весьма ограничено. Поэтому, как и при использовании других экспериментальных схем, следует  с определенной осторожностью подходить  к интерпретации экспериментальных  данных полученных близнецовым методом  и проводить верификацию полученных данных всеми возможными способами, например путем сравнения с данными, полученными другими методами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Аллельные гены (аллели) - одно из альтернативных (двух или более) состояний гена, каждое из которых характеризуется  уникальной последовательностью нуклеотидов. Аллели гена находятся в локусах (гомологичных участках) гомологичных (парных) хромосом и определяют направление  развития одного и того же признака. Термин введен датским ученым В. Иогансеном (1909) вместо предложенного английским генетиком У. Бэтсоном (1902) слова  аллеломорфы. Каждый ген может находиться по крайней мере в двух аллельных  состояниях (определяемых его структурой), одно из которых обычно обеспечивает максимальное развитие признака (доминантная  аллель), другое приводит к частичной  или полной утрате его проявления или к изменению в его проявлении (рецессивная аллель). Например, у  человека ген, контролирующий цвет глаз, присутствует у кареглазых в виде доминантной аллели (одной или  пары), у голубоглазых - в виде только рецессивных аллелей. Гены, относящиеся  к одной аллельной группе, обозначают одной буквой: прописной для доминантной, строчной - для рецессивной (например, В и b). В каждой из гомологичных хромосом может располагаться лишь одна аллель данного гена. Т.к. у человекам  организмов имеются по две хромосомы  каждого типа (гомологичные хромосомы), то в клетках тела этих организмов присутствуют по две аллели каждого  гена. При образовании половых  клеток в каждую попадает лишь одна аллель вместе с одной из хромосом. При оплодотворении - слиянии половых  клеток - парность хромосом, а следовательно, и аллелей восстанавливается. Доминантные  и рецессивные аллели могут присутствовать в состоянии гомозиготности (ВВ или bb) или гетерозиготности (Bb). Если ген  встречается в нескольких (более  двух) различных состояниях, то он образует серию множественных аллелей. 

1. АЛЛЕЛЬНЫЕ  ГЕНЫ 

    Аллельные гены, — определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенных в идентичных участках хромосом. Итак, в каждой клетке имеются два гена — А и а, отвечающие за развитие одного и того же признака. Такие парные гены называются аллельными генами или аллелями. Любой  диплоидный организм (в клетке которого имеется двойной набор хромосом), будь то растение, животные или человек, содержит в каждой клетке два аллеля любого гена. Исключение составляют половые  клетки — гаметы. В каждом гамете содержится один комплект гомологичных хромосом, поэтому любая гамета имеет  лишь по одному аллельному гену. Таким  образом, каждый диплоидный организм может  иметь не более двух аллелей одного гена, однако в пределах вида число  аллелей может быть существенно  больше. В таких случаях говорят  о серии множественных аллелей. Ряд мутаций одного гена называют серией аллелей. Ее следует рассматривать  как результат мутационного процесса. Члены одной серии множественных  аллелейдействуют на один общий признак, но каждый аллель может иметь и  своиособенности в действии на другие признаки. У близких видов встречаются  сходные серии аллелей. 

Взаимодействие  аллельных генов

    Простейшая  форма взаимодействия генов (доминантность - рецессивность) была открыта Менделем. Это пример аллельных отношений.

    Доминирование не всегда бывает полным, как в менделевских опытах на горохе.

    Вскоре  после вторичного открытия законов  Менделя были обнаружены факты, указывающие  на сложность межгенных отношений  в системе генотипа. Это касается как меж аллельных взаимодействий, так и взаимного влияния неаллельных  генов.

    Множественные аллели. Многие, может быть даже все, гены у разных организмов существуют более чем в двух аллельных  формах, хотя один диплоидный организм не может быть носителем более  двух аллелей. Впервые множественные  аллели были открыты в локусе white, определяющем окраску глаз у дрозофилы, Морганом и его сотрудниками. Особенность  аллельных отношений заключается  в том, что аллели можно расположить  в ряд с убывающей степенью доминирования. Другими словами, ген  красноглазости - дикого (т. е. наиболее распространенного в природе) типа (w+) -будет доминировать над всеми  остальными аллелями (их около 15), тогда  как последующий член серии аллелей  будет доминировать над всеми  остальными членами, кроме w+: w+>wch:>we]>

Информация о работе Психогенетика