Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 02:21, реферат
К темпераменту относятся те индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его деятельности, имеют тесные связи с биологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом. Свойства темперамента обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного периода времени и проявляются в разных ситуациях.
Исследования темперамента и личности занимают заметное место в современной психогенетике . Актуальность данной темы обусловлена тем, что психогенетические исследования (в том числе исследования темперамента) оказались необходимым средством для понимания человеческого поведения, позволили понять ряд закономерностей развития психики, которые долгое время оставались за рамками психологических и психофизиологических исследований, поскольку методами, используемыми в психологии и психофизиологии, они не выявлялись.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
им. Козьмы Минина»
Психогенетические исследования темперамента
Выполнила: студентка 3 курса
психолого-педагогического факультета
специальности «Психология»
заочного отделения
Родионова А.А.
г. Н. Новгород
2014 г.
Психогенетика - область знаний предметом исследований которой являются относительная роль и действие факторов наследственности и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития. Задача психогенетики — выяснение не только наследственных, но и средовых причин формирования различий между людьми по психологическим признакам.
ТЕМПЕРАМЕНТ. К темпераменту относятся те индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его деятельности, имеют тесные связи с биологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом. Свойства темперамента обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного периода времени и проявляются в разных ситуациях.
Исследования темперамента
и личности занимают заметное место в
современной психогенетике . Актуальность данной темы обусловлена
тем, что психогенетические исследования
(в том числе исследования темперамента)
оказались необходимым средством для
понимания человеческого поведения , позволили
понять ряд закономерностей развития
психики, которые долгое время оставались
за рамками психологических и психофизиологических
исследований, поскольку методами, используемыми
в психологии и психофизиологии, они не
выявлялись .
Люди отличаются друг
от друга уже с момента рождения. И одно
из различий - различие по темпераменту.
Известно, что такой сложный психологический
признак, как темперамент имеет генетически
обусловленный характер.
Психогенетические исследования темперамента.
К темпераменту
традиционно относят формально – динамические
характеристики поведения человека, характеристики
индивида со стороны динамических особенностей
его психической д-сти, т.е. темпа, быстроты,
ритма, интенсивности составляющих эту
д-сть психических процессов и состояний.
Черты темперамента определяют не столько
то, что человек делает, сколько как он
это делает, т.е. они не характеризуют содержательную
сторону психики (хотя, опосредованно
влияют на нее). Концепции темперамента
весьма разнообразны.
Для психогенетического исследования
существенны несколько моментов:
1) В разных
возрастах компонентный состав
темперамента оказывается
2) методы диагностики динамических характеристик – вопросники, основанные на самооценке, экспертные оценки, проективные методики, наблюдение, как правило, имеют значительно меньшую, чем тесты IQ, статистическую надежность и часто дают разные результаты.
3) Существует
традиционная для психологии
проблема соотношения темперамента и характера.
Хотя последний, в отличие от темперамента, часто связывается
с содержательной стороной личности, это
не позволяет надежно развести проявления
одного и другого: динамические характеристики д-сти
могут в конкретных случаях определяться
не только чертами темперамента,
но и, высокой мотивированностью к данной
д-сти, т.е. собственно личностной
чертой.
Наследственно заданные
свойства принадлежат индивидному уровню,
объединяющему сложившиеся в эволюции
и в индивидуальном развитии биологические,
- в частности, кодированные в геноме, -
характеристики индивидуальности. Наследуемость
– один из критериев, обязательный для
отнесения той или иной психологической
черты к темпераменту.
Исследование генотип-средовых
соотношений в изменчивости компонентов
темперамента у детей первых лет жизни.
В исследовании М.Риза, проведенном на
45-47 парах МЗ, 38-39 однополых парах и 70-82
парах разнополых ДЗ первых дней жизни
(3,7 дня), у тех и других получены одинаково
низкие внутрипарные корреляции по четырем
чертам темперамента (возбудимость, способность
успокаиваться и др.) и по характеристикам
активности во сне и бодрствовании. Главной
причиной этого являются пренатальные
условия и особенности родов. В этом возрасте
гены не являются основным источником
индивидуальных различий по темпераменту.
В ближайшие месяцы ситуация существенно
меняется. В четырех исследованиях, проведенных
с близнецами 10 возрастов – от 3 до 12 месяцев
только в одном случае сходство в парах
ДЗ оказалось выше, чем МЗ. В остальных
9 возрастных группах корреляции МЗ выше,
чем ДЗ. Генетические влияния уже вполне
отчетливы. Это подтверждается и методом
приемных детей.
Уже начиная примерно с 9 месяцев жизни
проявляется генетически заданная индивидуальность
в сфере динамических характеристик поведения
ребенка, т.е. темперамента.
По данным, полученным в Нью-Йоркском лонгитюдном
исследовании был выделен синдром трудного
темперамента. Его признаками являются:
низкая ритмичность, преобладание
негативного настроения, слабая реакция,
плохая адаптивность и высокая интенсивность
реакций. Оказалось, что этот синдром устойчив
в первые годы жизни. Трудный темперамент
детства имеет проекцию в приспособленность
взрослого человека к разным сферам деятельности
– обучения, социальной, семейной и т.д.
соответствующие корреляции с первым
и вторым годами жизни нулевые, но с трудным
темпераментом в 3 года трудности взрослого
уже имеют корреляцию. Чем выше оценки
трудного темперамента в детстве, т.е.
чем он труднее, тем ниже приспособленность
взрослого. По данным близнецового исследования
из пяти компонентов синдрома трудного
темперамента в 6 лет три имеют высокую
генетическую составляющую (слабая реакция,
высокая интенсивность реакций, низкая
регулярность), один – плохая адаптивность
– определяется в основном общесемейной
средой, и еще один – негативное настроение – индивидуальной
средой. Правда, в двух последних признаках
влияния наследственности тоже констатируются.
Исследования черт темперамента у взрослых.
В подавляющем
большинстве работ используются схема
и методики Г.Айзенка. оценивается экстра-интроверсия
и нейротицизм или близкие к ним свойства:
социабельность, активность и т.д. меньше
исследован психотицизм (характеризует
агрессивность, холодность, эгоцентричность,
отсутствие эмпатии и т.п.).
Психогенетические
исследования, суммированные Пломиным
с соавторами, показали отчетливое, хотя
и не очень высокое влияние наследственности.
Коэффициент наследуемости по экстраверсии
выше, по нейротицизму примерно тот же,
что свидетельствует о хорошей воспроизводимости
результатов. В некоторых работах получено
очень низкое сходство ДЗ – более чем
вдвое ниже сходства МЗ, что говорит, по-видимому,
о неаддитивном типе наследования. Обобщенные
оценки наследуемости, полученные объединением
различных близнецовых работ, дают около
40% генетической вариативности для экстраверсии
и около 30% - для нейротицизма.
Согласованность результатов исследований
нейротицизма ниже, чем в данных по экстраверсии.
Причиной могут быть и различия в разных
версиях этой шкалы (что неизбежно при
адаптации методики к разным популяциям),
и большая межпопуляционная вариативность
по эмоциональности в сравнении с экстраверсией
и т.д.
Метод приемных детей дал в разных работах
различающиеся результаты. Корреляции
детей по экстраверсии и нейротицизму
и с биологическими родителями, и с усыновителями
невысоки. Правда, в большинстве случаев
сходство с биологическими родителями
все же немного выше, чем с усыновителями.
Суммируя эти данные Лоэлин приходит к
выводу о том, что гены ответственны за
35-39% вариативности оценок экстраверсии;
от 1 до 19% дисперсии определяется общей
средой, 46-63% - индивидуальной средой, генотип
– средовыми взаимодействиями и ошибкой
измерения. Некоторую роль (4%) играет специфическая
среда МЗ.
По психотицизму картина чуть иная. Самый
высокий коэффициент наследуемости ниже,
чем в двух предыдущих чертах. По данным
австралийского близнецового исследования,
генетические факторы определяют 36-50%
дисперсии оценок психотицизма. 20-40% зависят
от индивидуальной среды и 24-30% - от ошибки
измерения. Столь же широки различия и
в оценках средовых влияний для всех трех
черт.
Вероятные влияния среды на результаты
генетических исследований темперамента
проанализированы Егоровой и Семеновым.
Обнаружили отчетливую зависимость оценок
внутрипарного сходства по эмоциональному
статусу от распределения ролей в паре:
наличие лидера и ведомого снижало внутрипарное
сходство и по самооценке, и по экспертным
оценкам второго близнеца и матери. Такая
же картина получена и по показателям
нейротицизма. Однако для экстраверсии
внутрипарные отношения оказались несущественными,
в обоих типах пар МЗ более похожи, чем
ДЗ.
Многие динамические характеристики поведения
ч-ка формируются под большим или меньшим
влиянием факторов наследственности,
причем это влияние обнаруживается уже
на первом году жизни. Относительно же
генетических влияний на экстраверсию
и нейротицизм можно сделать два вывода:
1) Обе черты обнаруживают умеренную наследуемость,
причем в экстраверсии ее влияние, очевидно,
несколько выше, чем в нейротицизме. 2)
классический близнецовый метод дает
более высокие оценки наследуемости, чем
семейный и метод приемных детей. Это расхождение
м.б. отчасти следствием не-аддитивного
генетического компонента, особенно в
вариативности оценок экстраверсии. Существенную
роль могут играть и специфические особенности
диадических взаимодействий в парах близнецов
и сиблингов, однако они оказывают, по-видимому,
разное влияние на разные характеристики
индивидуальности.
В работах, анализирующих результаты психогенетических
исследований когнитивных функций и личностных
характеристики, иногда отмечается целесообразность
изучения более простых признаков, к которым
чаще всего относят сенсорные пороги и
скорость двигательных реакций. Простые
признаки – более удобный и перспективный
объект генетического исследования. Двигательные
функции позволяют достаточно точно задавать,
менять, контролировать условия их реализации.
Контур их регуляции достаточно хорошо
изучен, поэтому экспериментатор может
избирательно влиять на те или иные звенья
функциональной системы. Помимо самой
двигательной сферы (включающей и такие
специфически человеческие формы, как
речевые движения и письмо), с помощью
двигательных реакций тестируются и изучаются
особенности темперамента, сенсорные
функции, психофизиологические и интеллектуальные
характеристики и т.д.
Индивидуальные характеристики двигательных
реакций коррелируют с психометрическими
оценками интеллекта. Эта связь выше, если
измеряется время реакции выбора, а не
простой двигательной. И с увеличением
числа альтернатив корреляция увеличивается
(наиболее отчетливо – у лиц с низким IQ).
Двигательные реакции
имеют несколько особенностей, важных
для психогенетического исследования:
отчетливо фиксируемая тренируемость
и, как следствие этого, возможность реализации
одного и того же движения на разных уровнях
регуляции: осознанной (произвольной)
и автоматизированной. Нейрофизиологическое
обеспечение движения в этих случаях оказывается
разным, поэтому исследователь поучает
уникальную возможность оценить генотип-средовые
соотношения в изменчивости признака
(движения), остающегося фенотипически
одним и тем же, но меняющего свои внутренние
– психологические и физиологические
– механизмы.
С.Б.Малыхом предложена
классификация исследований: четыре группы
–
1.Сложные поведенческие
навыки – ходьба, почерк, спортивные навыки,
мимика и пантомимика.
Возраст, в котором
дети начинают самостоятельно ходить,
определяется и генетическими, и средовыми
факторами, причем влияния среды, по-видимому,
имеют несколько большее значение. Могут
сказываться неблагоприятные обстоятельства
внутриутробного развития.
Спортивная деятельность
– ее успешность зависит от очень многих
факторов – морфологических, физиологических,
психологических, причем значимость каждого
из них различна в разных видах спорта.
Анализ родословных выдающихся спортсменов
обнаруживает и достаточно отчетливое
семейное сходство. В целом работы позволяют
считать, что наследственные факторы играют
существенную роль в спортивных достижениях.
Мимика и пантомимика
– непроизвольные движения мимики имеют
более высокую генетическую обусловленность.
Но произвольная саморегуляция
может менять соотношение генетических
и средовых детерминант в изменчивости
движений.
Почерк близнецов исследовал
еще Гольтон, который отметил широкий
диапазон внутрипарных различий почерка
– от очень похожих до вполне различимых,
и пришел к выводу о том, что почерк соблизнецов
путают в редких случаях. Последующие
работы не дали надежного ответа. Непохожими
оказались почерки разлученных МЗ. Общая
динамика и темп письма чаще обнаруживают
влияние факторов наследственности, чем
детали почерка.
2.Стандартизованные
двигательные пробы объединяет признаки,
получаемые в стандартизованных двигательных
пробах. В этой группе признаков, характеризующих
темп двигательных реакций человека, соотношение
генетических и средовых детерминант
зависит, очевидно, и от типа движения
(простое или сложное), и от предельных
скоростных возможностей ч-ка.
3.Физиологичесие
системы обеспечения мышечной деятельности
4. Нейрофизиологический
уровень обеспечения движений. Признаки,
относящиеся к физиологическим системам
обеспечения движений: характеристика
дыхания и кровообращения. Особенности
функционирования мышечного аппарата,
аэробная и анаэробная работоспособность
и т.д. Максимальное потребление кислорода
(МПК) оказывается прогностичным признаком,
своеобразным «генетическим маркером».
Генетически заданным оказался и другой
мех-м энергетического обеспечения мышечной
активности – анаэробные процессы.
Слово «темперамент» происходит от латинского
temperamentum, переводимого как «надлежащее
соотношение частей». Такое понимание
темперамента связано с тем, что в древности
(в учении древнегреческого врача Гиппократа
– V век до нашей эры) утверждалось, что
тип темперамента задается соотношением
в организме человека четырех видов жидкостей:
До сих пор сохранились
названия темпераментов, предложенные
Гиппократом: сангвиник, холерик, флегматик
и меланхолик.
Темперамент и тип нервной системы
Темперамент проявляется
уже в раннем детстве, он относительно
устойчив и слабо поддается воспитанию.
Чаще всего встречается темперамент смешанного
типа. Основными разновидностями темперамента
считаются четыре классических типа, предложенные
древнегреческим врачом Гиппократом.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теория темперамента
Э. Кречмера, получившая распространение
в 30-40 гг. XX в., строилась на изучении связи
психических особенностей человека с
его конституцией. Он определял темпераменты
на основе выделенных им конституционных
типов сложения. Кречмер отмечал, что у
больных, страдающих маниакально-депрессивным
психозом (циклотимией), чаще встречается
пикническое телосложение: широкая грудь,
коренастая, широкая фигура, крупная голова,
выступающий живот. У больных шизофренией
преобладает астенический тип конституции:
длинная и узкая грудная клетка, длинные
конечности, удлиненное лицо, слабая мускулатура,
тонкие кисти, тонкий, лишенный жира живот,
худощавость. Пикническому конституционному
типу, по Кречмеру, соответствует циклоидный
темперамент. Для него характерна адекватная
реакция на внешние стимулы, стремление
к общению, легкая приспособляемость к
окружению. Циклоиду не свойственно противопоставление
себя окружающему миру, он «требует жизни
для себя и дает жить другим».
Люди, принадлежащие
к данному типу, принимают жизнь такой,
какая она есть. Они не являются людьми
строгой последовательности и продуманной
схемы, «это практики, которые раньше знакомятся
с человеком и реальными возможностями,
а затем уже считаются с реальными принципами».
Среди личностей, принадлежащих
к циклоидному типу, достаточно редко,
как полагал Кречмер, встречаются асоциальные
качества. Такие определения, как «деятельный,
экономный, предприимчивый, солидный»,
наиболее типичны для описания сферы деятельности
циклоидов. Их дополняют также возможная
бестактность, суетливость, склонность
к смелым, но необдуманным поступкам. Эмоции
циклоида колеблются в диапазоне от веселого
до грустного настроения. При этом каждый
из принадлежащих к данному типу имеет
тяготение к одному из двух полюсов эмоций
- веселье либо грусти. Чувства циклоидов
естественны, непритворны и очевидны для
внешнего наблюдения.
В группе циклоидных
темпераментов Кречмер выделил несколько
подгрупп, связанных между собой широкими
переходами и вместе с тем наблюдающимися
иногда одновременно у одного и того же
лица:
1) болтливо-веселые;
2) спокойные юмористы;
3) тихие, душевные люди;
4) беспечные любители
жизни;
5) энергичные практики.
Шизоидный темперамент,
соответствующий астенической конституции,
характеризуется такими чертами, как замкнутость,
необщительность, склонность к уходу в
себя, неадекватность реакций внешним
воздействиям. Кречмер указывал, что шизоиды
имеют поверхность и глубину. За внешними
проявлениями сложно бывает понять психологию
этих людей.
Шизоиды живут событиями
преимущественно внутренней, а не внешней
жизнью. В группе шизоидно темперамента
Кречмер также выделил три подгруппы:
1) необщительный, тихий,
сдержанный, серьезный (лишенный юмора),
чудаковатый;
2) застенчивый, боязливый,
тонко чувствующий, нервный, сентиментальный,
друг книг и природы;
3) послушный, добродушный,
равнодушный, глупый.
Черты первой группы,
считал Кречмер, красной нитью проходит
через вторую и третью группы как наиболее
общий.
Эмоции шизоидов находятся
между полюсами эмоциональной сензитивности
и нечувствительности (тупости). Каждый,
кто принадлежит к данному типу темперамента,
тяготеет к одному из этих полюсов. Тяготеющие
к полюсу эмоциональной интенсивности
отличаются уязвимостью, сентиментальностью,
обидчивостью, тонкостью чувств, мимозоподобностью
натуры.
Те из шизоидов, кто
находится ближе к полюсу эмоциональной
нечувствительности, отличаются эмоциональной
холодностью, неприступностью, сдержанностью,
равнодушием.
Характерная черта
любого шизоида - аутизм (погруженность
в себя). Они стремятся избегать внешних
раздражителей, предпочитая быть наедине
с собой, своими мыслями и чувствами. Причины
необщительности различны - от робости
и тревоги до холодности и активного неприятия
других. Отдельные шизоиды предпочитают
избирательную общительность - поверхностный
характер, отсутствие глубоких эмоций.
У. Шелдон, американский
врач и психолог, продолжил научное изучение
связи основных типов темперамента с типом
соматического строения.
Исходным для Шелдона
являлось не понятие «тип», а компонента
телосложения. Всего им выделено три варианта
телосложения - эндоморфный, мезоморфный,
эктоморфный.
Первый тип телосложения
- эндоморфный, характеризовался общей
сферической формой, мягкостью, наличием
большого живота, большого количества
жира на плечах и бедрах, крупной головой,
крупными внутренними органами, вялыми
руками и ногами, слаборазвитыми костями
и мышцами. Мезоморфный тип с широкими
плечами и грудной клеткой, массивной
головой, мускулистыми руками и ногами,
слабо развитой жировой прослойкой. Эктоморфный
- с длинными и тонкими руками и ногами,
узкой грудной клеткой и плечами, неразвитой
мускулатурой, отсутствием подкожного
жирового слоя, хорошо развитой нервной
системой. У них вытянутое лицо, высокий
лоб, тихий голос.
Телосложение каждого
человека Шелдон рассматривал с точки
зрения количественной представленности
типов. Числовые значения могли располагаться
в диапазоне от 1 до 7. Таким образом, телосложение
каждого человека оказалось представленным
оценкой, состоящей из трех цифр. Они отражали
степень выраженности компонентов телосложения
- соматотип. Далее Шелдон обнаружил, что
компонентам телосложения соответствуют
определенные компоненты темперамента,
выделенные им как первичные. Они получили
названия «висцеротония», «соматотония»,
«церебротония». Висцертоническому типу
темперамента соответствует эндоморфное
телосложение, соматическому - мезоморфное,
церебротоническому - эктоморфное.
Висцертоники общительны,
приветливы, ориентируются на других людей,
терпимы, нуждаются в общении в тяжелую
минуту. Они отличаются глубоким сном,
любовью к пище и комфорту, расслабленностью
осанки и движений.
Соматотоники любят
приключения, риск и физические нагрузки.
Они энергичны, агрессивны, храбры, малочувствительны
к боли, имеют громкий голос. В общении
стараются занимать доминирующие позиции,
стремятся к власти, психологически малочувствительны,
недостаточно тактичны.
Церебротоники отличаются
скрытностью чувств, сдержанностью манер,
тихим голосом. Они тревожны, испытывают
трудности в общении, предпочитают умственную
деятельность, склонны к одиночеству.
Выводы Э. Кречмера
и У. Шелдона неоднократно подвергались
экспериментальным проверкам. Многие
из полученных результатов были противоречивыми.
Однако в целом исследователи пришли к
заключению, что между телосложением человека
и его темпераментными качествами существует
хотя и слабая, но статистически достоверная
связь.
Описанные выше гуморальная
и морфологическая теории игнорировали
роль нервной системы в структуре психологических
индивидуальных различий. Русский физиолог
И.П. Павлов впервые показал связь четырех
типов темперамента, выделенных античными
исследователями, со свойствами нервной
системы. Существующие на настоящий момент
морфологические данные подтверждают
большую вариативность индивидуальных
различий цитоархитектоники коры головного
мозга.
Павлов установил,
что темперамент представляется соотношением
возбуждения и торможения нервной системы:
1) сила процессов возбуждения
и торможения, которая зависит от работоспособности
нервных клеток;
2) уравновешенность
нервной системы (степень соответствия
силы возбуждения силе торможения);
3) подвижность нервных
процессов (скорость смены возбуждения
торможением и наоборот).
Четыре основных типа
комбинаций этих свойств И.П. Павлов описал
как четыре типа высшей нервной деятельности.
Им соответствуют четыре типа темперамента.
Сильный, уравновешенный,
подвижный тип нервной системы соответствует
темпераменту сангвиника. Сильный, уравновешенный,
инертный тип характеризует темперамент
флегматика. Сильный, неуравновешенный,
с преобладанием процесса возбуждения
тип определяет темперамент холерика.
Слабые нервные процессы - отличительная
черта меланхолика.
Продолжателем исследований
структуры темперамента в связи со свойствами
нервной системы является В.М. Русалов.
Он рассматривает структуру темперамента
как сочетание подструктур эргичности,
пластичности, темпа, эмоциональной чувствительности,
выступающих как отдельно, так и имеющих
социальную окраску.
Созданная В.М. Русаловым
специальная теория индивидуальности
направлена на объяснение закономерностей
порождения, становления и развития темперамента.
Рассматривая темперамент как базовую
характеристику индивидуальности, он
раскрывает его связь с другими подструктурами
- способностями и характером. Он рассматривает
темперамент как важное условие формирования
общих способностей. Экспериментально
доказано, что в процессе своего развития
общие способности взаимодействуют с
темпераментом прежде всего через характеристики
активности - эргичности, пластичности,
темпа.
Темперамент не может
напрямую определять содержательные стороны
личности (стремления, интересы, идеалы),
однако и динамические, и эмоциональные
стороны темперамента в значительной
степени влияют на характер человека.
Такие качества, как энергичность, способность
страстно увлекаться, уравновешенность
в поведении, гибкость, динамичность реакций,
воздействуют на систему социальных отношений
личности, которые определяются свойствами
характера.
Приведенные выше теории
темперамента различаются количеством
и значимостью его характеристик, однако
большинство ученых признают существование
двух основных свойств темперамента -
это общая активность и эмоциональность.
Отличительной чертой
темперамента является его устойчивость.
Это значит, что темперамент мало подвержен
изменениям, как в течение жизни, так и
в кратких жизненных ситуациях.
Свойства темперамента,
как и любые психические свойства, представляют
собой некоторые потенции, проявляющиеся
или не проявляющиеся в зависимости от
ряда условий. Зависимость проявлений
темперамента от условий ведет к тому,
что люди совершенно различного темперамента
могут, тем не менее, в разных условиях
проявлять очень сходные или даже тождественные
качественные психические особенности,
тогда как в одинаковых условиях они проявляют
прямо противоположные качественные особенности.
Свойства темперамента,
как и свойства нервной системы, не являются
абсолютно неизменными. Свойства темперамента
проявляются не с момента рождения и не
сразу в определенном возрасте, а развиваются
в определенной последовательности, обусловленной
как общими закономерностями созревания
высшей нервной деятельности, так и специфическими
закономерностями созревания каждого
типа нервной системы.
Характеристика личности
с импульсивно-динамической стороны имеет
существенное значение для понимания
поведения. То, насколько человек проявляет
энергию и неутомимость, способность страстно
увлекаться, уравновешенность в поведении,
гибкость и динамичность в отношениях,
легкость контакта с окружающими, говорят
о качественных способностях личности
и ее возможностях, которые определенным
способом сказываются на трудовой деятельности,
общественной активности и поведении
индивида.
Следует сказать, что
картина поведения человека в рамках темперамента
может определяться отношениями человека,
которые временно маскируют или видоизменяют
естественные, или, точнее, характерные,
для данного темперамента проявления.
Например, сила реакции, степень подвижности
и уравновешенности зависят от характера
человека к задаче или к другому лицу,
предъявляющему требования, зависят от
интересов, потребностей и ориентации
личности.
При положительном
отношении к делу ускоряются темпы и ритм
работы, человек трудится с большей энергией,
долго не утомляется. И наоборот, при отрицательном
отношении наблюдается замедленный темп
работы, быстро наступает ощущение утомления,
тонус деятельности падает. Особенно ярко
обнаруживается зависимость динамики
и тонуса эмоциональной жизни от отношений
личности к различным событиям жизни.
Следовательно, при
анализе поведения человека необходимо
учитывать не только временное состояние,
но и устойчивые отношения, характер личности
в целом. Только при прочих равных условиях
можно оценить силу или слабость, уравновешенность
или подвижность сравниваемых людей.
Проявления темперамента
зависит от общей культуры человека. Так,
есть люди, которые не только не хотят
сдерживать себя, а, наоборот, нарочито
подчеркнуто проявляют свое эмоциональное
состояние, вспышки гнева, радости, отчаяния
и т.д. Более того, некоторые взвинчивают
себя, выставляя напоказ свой слабый или
сильный темперамент, чтобы вызвать страх
или сочувствие у окружающих. Такие люди
нередко все оправдывают своим темпераментом,
своими «нервами», мотивируя этим собственную
несдержанность, грубость, бестактность
или даже хулиганство. Это некультурные,
невоспитанные люди.
Культура состоит в
том, что человек строит свое поведение
в соответствии с принятой в обществе
моралью. Личность должна считаться с
другими людьми, их состоянием, бережным
отношением к окружающим. Для этого нужно
быть сдержанным.
Возбужденный холерик
берет себя в руки и не позволяет грубых
выпадов против окружающих. Он отвлекает
свое внимание на другой объект или удаляется
из раздражающей ситуации. Меланхолик
может заставить себя не поддаваться ни
страху, ни панике.
Культура поведения
определяется не только знанием морали,
принципов и норм поведения, но и моральной
воспитанности в целом, в частности наличием
устойчивых привычек и манер поведения.
Люди могут быть разных темпераментов,
но высокая культура определяет ровность
их поведения и деликатность, достоинства
их личности.
Кроме моральных качеств,
огромное значение в регуляции поведения,
в частности темперамента, имеет воля.
Твердая воля позволяет человеку сдерживать
и даже снимать импульсивность, овладевать
своими эмоциями.
Этот процесс взаимообусловленности
в развитии воли и темперамента не всегда
протекает плавно, ровно. Укоренившиеся
отрицательные свойства темперамента
задерживают образование волевых качеств
характера. Наблюдаются срывы. Нередко
импульсивность побеждает разумную волю,
особенно в критические моменты жизни.
Однако крепнущая воля позволяет личности
человека овладевать свойствами темперамента
и даже в соответствующих обстоятельствах
подчинить их. Внутреннее овладение динамикой
психических процессов считается завершенным,
когда новый психический ритм стал привычным.
В конечном итоге природная динамика сливается
с волевым ритмом поведения.
Используемая литература
Библиотека: http://www.knigka.info/2008/
Информация о работе Психогенетические исследования темперамента