Психогенетическое исследование интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:12, реферат

Краткое описание

Люди отличаются своими умственными, или интеллектуальными, способностями. В конечном счете, это приводит к тому, что каждый человек по-своему приспосабливается к жизненным ситуациям. Одним это удается лучше, другим - хуже. За счет чего возникают эти различия? Возможно, они заложены от природы, а может быть, складываются в процессе обучения и воспитания. Умственные способности человека являются одной из наиболее социально значимых характеристик. Неслучайно именно с изучения роли наследственности и среды в интеллектуальных различиях между людьми и началась история психогенетики.

Вложенные файлы: 1 файл

Психогенетическое исследование интеллекта.docx

— 24.17 Кб (Скачать файл)

Психогенетическое исследование интеллекта.

Люди отличаются своими умственными, или интеллектуальными, способностями. В конечном счете, это приводит к  тому, что каждый человек по-своему приспосабливается к жизненным  ситуациям. Одним это удается  лучше, другим - хуже. За счет чего возникают  эти различия? Возможно, они заложены от природы, а может быть, складываются в процессе обучения и воспитания. Умственные способности человека являются одной из наиболее социально значимых характеристик. Неслучайно именно с  изучения роли наследственности и среды  в интеллектуальных различиях между  людьми и началась история психогенетики.

           Как мы уже знаем, первые  исследования по наследуемости  интеллекта были проведены еще  в XIX в. Фрэнсисом Гальтоном. Работа Гальтона явилась побудительным моментом для развития не только психогенетики, но и психологии индивидуальных различий, и психодиагностики. Необходимость измерения психологических различий между людьми привела к созданию различных психологических тестов, в том числе и измеряющих умственные способности.

           Первые тесты интеллектуальных  способностей появились раньше, чем первые теории интеллекта. В 1905 г. во Франции был издан  первый тест интеллектуальных  способностей для школьников  Бине - Симона. В этом тесте основное внимание уделялось высшим умственным способностям, а не более примитивным операциям, отражающим сенсорные и перцептивные особенности, время реакции и т.п. Тест много раз пересматривался и был адаптирован для многих культур. С тех пор появилось множество различных тестов для измерения индивидуальных различий между людьми по уровню интеллекта. Параллельно с развитием интеллектуальных тестов разрабатываются различные тесты академической успешности (для школ, колледжей, вузов).

           Хотя измеряют интеллект уже  почти целое столетие, единого  определения, что такое интеллект,  до сих пор не существует. Дело  в том, что проявления человеческих  способностей столь многообразны, что чрезвычайно трудно свести  их в единую систему. Каждая  концепция интеллекта содержит  в себе попытку внести ясность  и каким-то образом организовать  все многообразие интеллектуальных  проявлений, однако еще ни одна  теория не достигла всеобъемлющего  понимания, что такое интеллект.  В задачу настоящего учебника  не входит знакомство читателей  с различными теориями интеллекта. Но прежде чем приступить к  изложению результатов психогенетических  исследований интеллекта, необходимо  коротко остановиться на том,  какие представления об интеллекте  лежат в основе экспериментальных  схем, используемых в психогенетике.

           Первые попытки экспериментально  исследовать интеллект опирались  на психометрические тесты. Начиная  с Альфреда Бине и до сегодняшнего дня, психометрический подход является ведущим в исследованиях интеллекта. Именно на этот подход и ориентируется психогенетика.

           Что такое интеллектуальные тесты?  Тесты для измерения интеллектуальных  способностей весьма многочисленны  и разнообразны. Все они содержат  ряд задач или вопросов (субтестов), на которые должен ответить испытуемый. Некоторые из них, например известные многим Прогрессивные матрицы Равена ,являются невербальными, свободными от культуры и не имеют временных ограничений. Другие - включают в себя вопросы, требующие как вербальной, так и невербальной активности, и имеют ограничение во времени. Ответ на каждое задание теста оценивается в баллах. В результате выполнения всех субтестов по особым правилам подсчитывается суммарный балл и коэффициент интеллекта. В некоторых тестах можно отдельно оценить вербальный и невербальный интеллект (например, в достаточно хорошо известном тесте Векслера).

           Для удобства сравнения было  принято конвертировать оценки  выполнения тестов в специальную  шкалу со средним значением  100 баллов и стандартным отклонением  - 15 (стандартное отклонение - это  характеристика разброса значений  вокруг среднего). Примерно 95% популяции  имеют оценки в пределах 2 стандартных  отклонений от среднего, т.е. в  пределах от 70 до 130 баллов. Поэтому  колебания IQ в этих пределах  условно считаются популяционной  нормой.

           Как правило, не со всеми  заданиями теста люди справляются  одинаково успешно. Один легко  отвечает на вербальные субтесты и затрудняется при решении пространственных задач, другой - наоборот. Несмотря на это, оценки по различным видам заданий имеют тенденцию положительно коррелировать друг с другом. Люди, имеющие высокие оценки по какому-либо конкретному виду способностей, как правило, по другим способностям также оказываются выше среднего. На это обстоятельство обратил внимание английский психолог и статистик, ученик Ф. Гальтона, Чарльз Спирмен. Для того чтобы понять, результатом чего являются корреляции, Ч. Спирмен разработал статистическую процедуру факторного анализа. Факторный анализ позволяет строить иерархию коррелирующих показателей, объединять их в более крупные группы. Подвергнув факторному анализу различные тесты интеллекта, Ч. Спирмен пришел к выводу, что в основе корреляций между частными оценками по субтестам лежит общий фактор, который он обозначил буквой g (от слова general - общий). Этот же фактор, по мнению Ч. Спирмена, создает основу для возникновения индивидуальных различий между людьми по уровню умственных способностей.


Информация о работе Психогенетическое исследование интеллекта