Психогимнастика как метод психологической коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:51, контрольная работа

Краткое описание

В переводе с латинского языка слово «коррекция» (лат. -- сог-rectio) означает поправку, частичное исправление или изменение. Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. По мере развития практической психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в развитии, но и с нормальным психическим развитием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Понятие и сущность психогимнастики как метода психологической коррекции…………………………………………………………………………5
2 Пантомимическая часть психогимнастического занятия………………….9
3 Заключительная часть психогимнастического занятия…………………..11
3.1 Мимические и пантомимические этюды………………………………….12
4 Фаза психомышечной тренировки………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованных источников…………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

психогимнастика.docx

— 40.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психокоррекции, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастика предполагает выражение переживания, эмоциональных состояний, проблем с помощью движения, мимики, пантомимы.            По степени сложности выполнения для участников упражнения психогимнастики можно разделить на 3 группы:      а) развлекательные упражнения (они применяются без предварительной разминки, не несут в себе особой смысловой нагрузки и используются для эмоциональной разрядки и снятияизлишнего напряжения);                                          б) раз миночные упражнения (используются для созданияигровой атмосферы и настроя участников на экспериментирование собственным поведением, снятия шаблонов повседневного общения и изменения двигательно-пространственных стереотипов);         в) упражнения на развитие невербальных языков общения(тактильный, визуальный, мимический и пантомимический)способствуют развитию культуры общения и увеличивают способы усиления коммуникативной выразительности участников,тренировка их использования в зависимости от ситуации и возможности переключения с одного на другой.    Кроме этого, психогимнастические упражнения позволяют создавать ситуации развития, так как, «отключая» привычный способ речевого общения, психолог вынуждает участников находить контакт друг с другом новым для них способом. Косвенный эффект использования невербальных заданий, особенно с элементами тактильного контакта, способствует быстрому сокращению психологической дистанции между участниками. Психогимнастическое занятие, как правило, включает три части: подготовительную, пантомимическую и заключительную, которые имеют относительно самостоятельные задачи и собственные методические приемы.

Задачами подготовительной части являются уменьшение напряжения у участников группы, снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и двигательной активности других людей, сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, формирование и развитие способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы невербально — без помощи слов, а также понимать невербальное поведение других людей. Пантомимическая часть психогимнастики является наиболее важной и в зрелой психотерапевтической группе занимает большую часть психогимнастического занятия. Клиентам предлагаются темы, которые они разыгрывают без помощи слов. Темы могут быть предложены и психотерапевтом, и самими участниками группы. Содержание тем для пантомимы не ограничено и может быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов группы одновременно и группы в целом, то есть касаться межличностного взаимодействия в группе. Чаще всего в пантомимической части используются следующие задания: разыгрывание ситуаций; связанных с какими-либо эмоциональными трудностями, характерными для многих людей (ситуации просьбы, обвинения, требования, ссоры, опоздания и т.д.); темы, относящиеся к проблемам конкретных участников группы (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я и моя семья, я среди людей, моя болезнь и пр.); темы, отражающие общечеловеческие проблемы и конфликты, которые могут быть представлены в символическом виде (преодоление трудностей, «запретный плод», «перекресток», болезнь, здоровье, счастье, тревога и пр.); темы, связанные с межличностным взаимодействием в группе (отношения с членами группы, групповой портрет или скульптура, воображаемые или даже фантастические ситуации, в которые попадает группа, и пр.).           Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы или последующего обсуждения, и сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятия, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности в себе и в группе. Здесь могут быть использованы упражнения из подготовительной части, главным образом те, которые позволяют клиентам пережить чувство общности с группой.    В целом, можно сказать, что под «психогимнастикой» подразумевается очень широкий круг упражнений. Б.Д. Карва-сарский считает главным отличием психогимнастики ее основное средство коммуникации — двигательную экспрессию, которая заключается в том, чтобы выразить эмоцию с помощью мимики или пантомимики, а также манипуляции предметами по какой-либо заданной теме.      Иногда под психогимнастическими упражнениями подразумеваются такие, которые направлены на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности.         При проведении психогимнастических упражнений важно учитывать следующие моменты: правильный выбор упражнения, который делается с учетом желаемого изменения состояния группы или каждого участника; этап развития группы, ее состава, время дня, содержание дальнейшей работы; инструктирование группы перед его выполнением, которое должно производиться четко, ясно и лаконично, с возможным иллюстрирующим примером либо с демонстрацией, как должно выполняться упражнение; упражнение стоит завершать, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться; обсуждение упражнения, характер его зависит от того, на что было направлено данное психогимнастическое упражнение.

 

 

 

Список литературы

 

1. Мамайчук И. Психокоррекционные  технологии для детей с проблемами  в развитии. - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.

2. Немов Р.С. Психология - М.: ВЛАДОС, 1999 - Кн.2 - 632с.

3. Психология: Словарь /Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М.:Политиздат, 1990 -494с.

4. Рогов Е.И. Настольная книга  практического психолога: Книга 1 - М.: ВЛАДОС, 2004 - 384с.

5. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. -- М.: ТЦ. Сфера, 2002 – 239 с.

6. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. -- СПб.: Питер, 209 Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. -- 2-е изд. -- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 – 343 с.

7. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведении/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. -- М: Издательский центр «Академия», 2002 – 456 с.

8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -- 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 289 с.

 


Информация о работе Психогимнастика как метод психологической коррекции