Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 00:13, доклад
Основная цель психологического изучения семьи — выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
Билет 35
Основная цель психологического изучения семьи — выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. |
В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:
Психологическое
изучение семьи включает диагностику
личностных особенностей членов семьи
(родителей, близких родственников) ребенка
с отклонениями в развитии, что связано
с определением индивидуальных психологических
характеристик лиц, находящихся под воздействием
длительно действующего психотравмирующего
стресса. Психологическая диагностика
осуществляется для изучения специфики
внутрисемейного климата, характера взаимодействия
родителей с проблемным ребенком, моделей
воспитания, используемых родителями,
особенностей родительского восприятия
проблем ребенка.
Именно процедура психологического изучения
личностных особенностей родителей (и
значимых близких) детей с отклонениями
в развитии позволяет установить те слабые
зоны в области межличностных внутрисемейных
контактов, отношения к проблемному ребенку,
реагирования его близких на стресс, которые
нуждаются в дальнейшем психокоррекционном
воздействии.
Определение характеристик этого спектра
проблем дает возможность предупредить
усугубление и ухудшение микросоциальной
ситуации, в которой растет и развивается
ребенок с психофизическими недостатками,
а также определить прогноз развития каждой
конкретной семьи.
Следует подчеркнуть особую актуальность
изучения личностных особенностей родителей
больного ребенка. Именно личностные характеристики
родителей во многом предопределяют степень
его социализации и адаптации в жизни,
т. е. его будущее. Характерологические
особенности родителей позволяют определить,
насколько они могут обладать стрессоустойчивыми
качествами, необходимыми для поддержания
ребенка, его воспитания и социального
сопровождения в течение всей его жизни.
Также огромное значение в плане будущей
успешной жизнедеятельности семьи имеет
изучение личностных качеств самих детей
с отклонениями развитии. Следует подчеркнуть,
что у всех детей с отклонениями в развитии
имеются нарушения в эмоционально-волевой
и личностной сферах (Л. C. Выготский, Ж. И. Шиф).
Личность ребенка, особенности его контактов
с социальным окружением, в первую очередь
близкими и значимыми людьми, во многом
могут определять возможности и степень
его профессионально-трудовой и социальной
адаптации в будущем. Правильное воспитание
ребенка и формирование адекватных личностных
качеств в целом позволят облегчить бремя
семьи и, в свою очередь, гармонизировать
внутрисемейную атмосферу.
Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии |
Принципы
изучения семьи
ребенка с отклонениями в развитии определяют
основные положения, которыми должны руководствоваться
специалисты при проведении психодиагностических
мероприятий.
В первую очередь следует назвать принцип комплексности и многоаспектности
изучения проблем семьи.
На современном этапе в качестве субъекта
исследования уже не может рассматриваться
только ребенок с отклонениями в развитии.
В спектр диагностических мероприятий
включаются все лица и факторы, влияющие
на развитие ребенка. Выбор психодиагностического
инструментария должен также отвечать
поставленным требованиям.
Важнейшим принципом решения проблем
семьи на разных этапах является принцип гуманного и чуткого отношения
к членам семьи и к самому ребенку.
Исследовательская работа не должна быть
направлена на «потрясение» семьи и ухудшение
взаимоотношений между ее членами. Напротив,
она должна включать кроме диагностических
и психокоррекционные, психотерапевтические
аспекты. Этот принцип обязывает следовать
и другому положению — принципу единства
диагностики и коррекции, в соответствии
с которым точное выявление причины нарушений
предполагает и возможность ее максимально
успешного исправления.
Огромное значение для установления адекватного
контакта с семьей приобретает принципконфиденциальности и профессиональной
этики психолога.
Этот принцип предполагает создание между
членами семьи и психологом необходимых
доверительных отношений. Информация
личного характера, которую сообщают психологу
близкие ребенка, не может быть разглашена
или использована против членов семьи
и ребенка с отклонениями в развитии.
Принцип выявления факторов, оказывающих
негативное воздействие на внутрисемейную
атмосферу и развитие ребенка.
Этот принцип, представленный многоаспектно,
позволяет определить причины, нарушающие
гармоничное развитие ребенка, а также
факторы, оказывающие деструктивное влияние
на членов семьи и внутрисемейные отношения.
Специализированная реабилитационная
помощь семье должна осуществляться с момента
установления диагноза ребенку с отклонениями
в развитии. Ее осуществление должно не
ограничиваться рамками детского или
подросткового возраста, а продолжаться
в юношеский и взрослый периоды. В связи
с этим важное значение приобретает принцип изучения семьи и ее проблем
на разных возрастных этапах жизни лица
с психофизическими нарушениями (ребенка,
подростка, молодого инвалида) 1.
Одним из приоритетных является принцип учета психологических особенностей
родителей, воспитывающих детей с отклонениями
в развитии, или лиц, их заменяющих.
Реализация этого принципа позволяет
наметить пути коррекции негармоничных
типов воспитания, деструктивных форм
общения в семье, нейтрализовать конфликты,
смягчить проявление личностных акцентуаций
членов семьи в целом, гармонизировать
атмосферу в семье и отношение ее здоровых
членов к проблемному ребенку.
Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии |
В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях. Направления психологического изучения проблем семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с учетом перечисленных выше особенностей могут быть объединены в блоки.
Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с отклонениями в развитии |
Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:
|
изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии; |
|
изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах; |
|
изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие; |
|
изучение эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития; |
|
изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии; |
|
изучение особенностей формирования «системы Я» у детей с отклонениями в развитии; |
|
изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих; |
|
изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального училища, в трудовом коллективе и др.); |
|
изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи; |
|
изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе. |
В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.
Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии |
Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц, их замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе. К направлениям второго блока мы относим:
|
изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии; |
|
изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии; |
|
изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии; |
|
изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей; |
|
изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей; |
|
изучение социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка с отклонениями; |
|
изучение ценностных ориентаций родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии; |
|
определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком; |
|
изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития; |
|
изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии; |
|
изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии; |
|
изучение мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии; |
|
изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка; |
|
изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер; |
|
изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии; |
|
изучение динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции; |
|
сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии; |
|
изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи. |
В каждом конкретном случае могут определиться и другие направления диагностики.
Третий блок. Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию |
Владея
информацией о социальных факторах, препятствующих
созданию благоприятных условий для развития
ребенка, специалист имеет возможность
оптимизировать ситуацию, исключив или
снизив значимость отрицательно влияющих
факторов, и тем самым способствовать
процессу адаптации ребенка.
Здесь выделяются следующие направления
психологической диагностики:
|
изучение отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам с психофизическими нарушениями; |
|
изучение влияния здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с психофизическими недостатками; |
|
изучение макросоциальных условий, определяющих развитие и социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими недостатками; |
|
изучение макросоциальных условий, определяющих максимально возможную реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с психофизическими недостатками. |
Спектр проблем, представленных в третьем блоке, может быть включен в разряд междисциплинарных исследований. Они могут изучаться не только психологом, но и социальным педагогом и социальным работником.