Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 01:20, курсовая работа
Цель: изучить особенности межличностных отношений с помощью двух основных направлений в психологической работе – это психодиагностика и психокоррекция.
Введение
Глава I. Теоретические основы психодиагностики и психокоррекции межличностных отношений.
1. Социально-психологическая диагностика межличностных отношений.
1.1 Понятие «межличностные отношения»…………………………………….6
1.2 Принципы и методы диагностики межличностных отношений…………...9
2. Коррекция межличностных отношений
2.1. Теоретические и общеорганизационные основы проведения социально-психологического тренинга общения…………………………………………………22
2.2 Проведение тренинга общения……………………………………………..29
Глава II. Практическое обоснование проблемы психодиагностики и психокоррекции межличностных отношений.
1. Организация и методы исследования…………………………………………..40
2. Результаты исследования и анализ полученных результатов………………...53
Заключение…………………………………………………………………………..6
Литература…………………………………………………………………………...6
|
Рассмотрим результаты психодиагностического
исследования в каждом классе.
4А класс.
В классе дети имеют различные социометрические
связи. Класс делится на 4 группы. В первой
группе присутствуют большей частью девочки,
но есть и один мальчик Ерофеев Слава.
Причем он входит и во вторую группу. Лидерами
в первой группе являются: Акимова Ольга,
Гизатуллина Адель, Васильева Алина, Женина
Наташа. Во второй подгруппе лидерами
являются Байда Денис, Игин Никита. В третьей
группе – Радаев Алеша и Моисеев Максим.
В четвертой группе лидера нет:
1 эксперимент – А спл.1 = 4900 / 84 = 58,3%
2 эксперимент – А спл.2 = 8300 / 104 = 79,8%
4Б класс.
В классе дети имеют различные социометрические
связи. Класс делится на две группы. В первой
группе все девочки. Лидерами являются
Трифонова Настя, Томарова Лида, Толкушенкова
Лена. Вторая группа состоит из мальчиков.
Лидерами являются Яковлев А., Кулаков
К.
1 – эксперимент – А. спл.1 = 2600 / 53 = 49%
2 – эксперимент – А. спл.2 = 7100 / 89 = 79,7%
8А класс
В классе 4 социометрических группы. В
первой группе 11 человек. Лидерами являются
Юсупов М., Нагаев А., Садыков Р. Во второй
и третьей группе лидера нет. В четвертой
группе лидером является Купцова Ю.
1 эксперимент – А спл.1 = 4400 / 81 = 54?3%
2 эксперимент – А спл.2 = 81 / 108 = 75%
8Б класс.
В классе 2 социометрические группы. В
первой группе есть взаимный выбор между
девочками и мальчиками. Во второй группе
лидером является Фазылов А.
1 эксперимент – А спл. 1 = 5000 / 78 = 64%
2 эксперимент – А. спл.2 = 8600 / 111 = 77%
Сравнивая уровни сплоченности классов,
можно выделить наиболее организованные
коллективы. Это 8Б Кл. и 4А Кл. Менее сплоченные
– 4Б и 8А классы (см. таблицу 10).
Таким образом, наше подтверждение о том,
что количество большего числа взаимных
выборов влияет на развитие сплоченности
коллектива, подтвердилось. Наши исследования
и наблюдения классов нашли свое отражение
и подтверждение в данных социометрических
характеристиках.
Вторую часть гипотезы мы также подвергли
проверке и доказательству. Она гласит
следующее: использование специальной
коррекционной программы (тренинга общения)
ведет к положительной динамике личных
взаимоотношений между учащимися.
В нашем исследовании мы использовали
программу «Тренинга общения» рассчитанную
на четырехнедельный курс психокоррекции
навыков общения. Занятия проводились
3 раза в неделю как в здании школы, так
и на природе, что создавало наибольшую
возможность учащимся эффективно взаимодействовать.
Теперь обратим свое внимание на таблицу
10, где дана сравнительная характеристика
уровней развития сплоченности классов
до и после коррекционной работы, мы увидим
динамику развития сплоченности и организованности
классов. Если мы обратимся к этим данным
и выделим диапазон развития сплоченности
до коррекционной работы, то увидим, что
он колеблется в пределах от 49% до 64%. После
коррекционной работы диапазон меняется,
он колеблется от 75% до 79,8%. Положительная
динамика на лицо. Повторный эксперимент,
проведенный после тренингов общения,
подтверждает нашу гипотезу.
Наши данные подтверждаются еще и высказываниями
учителей о положительных изменениях
в личных взаимоотношениях учащихся.
Таким образом, в результате проведенного
эмпирического исследования мы подтвердили
гипотезу о том, что количество большего
числа взаимных выборов влияет на развитие
сплоченности коллектива и использование
специальной коррекционной программы
(тренинга общения) ведет к положительной
динамике личных взаимоотношений между
учащимися.
Заключение
Наше исследование, нацеленное на изучение
особенностей межличностных отношений,
свидетельствует о том, что в каждом классе
существует нигде официально не зафиксированная
система личных взаимоотношений между
учениками. Эти отношения характеризуются
прежде всего избирательностью, т.е. ученики
неодинаково относятся к своим одноклассникам.
К одним они испытывают большую симпатию,
к другим меньшую, к третьим – безразличны,
четвертые вызывают к себе отрицательное
отношение. В эту систему взаимоотношений
можно проникнуть только путем специальных
социально-психологических методов.
Приступая к работе в новом классе, учитель
неизбежно застает в нем не просто мальчиков
и девочек, которые ждут, пока из них сформируют
коллектив, а группу в социально-психологическом
смысле этого слова. Эта группа уже имеет
определенную внутреннюю структуру, и
с этим надо считаться.
Из описанных исследований вытекают выводы
двоякого рода. Во-первых, это выводы, на
практическом использовании некоторых
теоретических положений, выдвигаемых
в данной работе. Во-вторых, это выводы
относительно применения в практических
целях самой методики исследования. Ясно,
что выводы первого и второго ряда неразрывно
связаны друг с другом.
Основной вывод, вытекающий из нашего
исследования, заключается в следующем.
Личные взаимоотношения между детьми,
хотя и переживаются ими как непосредственные,
на самом деле опосредованы на совместной
жизнью и деятельностью. Эти взаимоотношения
не являются ни непознаваемыми, ни неизменными.
Их можно изучить объективными методами,
описанными в нашей работе, и изменять
путем соответствующей организации и
проведения тренингов общения. Таким образом,
для психологов и педагогов открывается
перспектива активного и целенаправленного
формирования личных взаимоотношений
между детьми.
Рассматривая понятия «межличностные
отношения», мы выделили основные сущностные
характеристики этого понятия. Среди которых
мы отметили социальную перцепцию, симпатию,
притяжение, функционально0ролевые отношения,
межличностную совместимость и т.д.
Большую педагогическую ценность могут
оказать объективные методы изучения
личных взаимоотношений для педагога,
который начинает работу в незнакомом
классе. Проведя несложный эксперимент
и обработав соответствующим образом
его результаты, учитель получит обширную
и необходимую в воспитательной работе
информацию о личных взаимоотношениях
между детьми, о них самих, об уровне развития
коллектива и т.д. он увидит класс так,
как если бы проработал с ним много лет.
В ходе исследования мы установили, что
ученики занимают различное положение
в системе личных взаимоотношений и имеют
различное эмоциональное благополучие.
Для учителя важно конкретно знать и положение,
и эмоциональное благополучие каждого
школьника. Ведь то или иное место ребенка
в системе личных взаимоотношений не только
зависит от определенных качеств его личности,
но в свою очередь способствует формированию
этих качеств. Надо конкретно уяснить,
на чем основано как высокое, так и неблагоприятное
положение учеников в данном классе.
Экспериментальные данные и педагогические
наблюдения свидетельствуют о том, что
своеобразие каждой контактной группы
является результатом сложного взаимодействия
объективных условий ее существования внутренними
социально-психологическими закономерностями
развития и функционирования. Прежде всего
следует иметь в виду, групповые «индивидуальные»
особенности формируются на основе общих
и возрастных социально-психологических
закономерностей и проявляются именно
как качественно определенные варианты
относительно постоянных признаков. Такие
варианты могут проявляться на всех основных
уровнях внутригрупповой активности.
Именно социально-психологические и психолого-педагогические
исследования последних лет накопили
богатый научный материал, обобщение которого
позволяет поставить проблему конкретного
анализа не только общих, но и индивидуальных,
качественно своеобразных особенностей
развития и функционирования контактных
групп и коллективов. Поскольку указанные
общности (дошкольные группы, школьные
классы, студенческие группы, производственные
бригады, спортивные команды и т.д.), как
было показано, не арифметическая сумма
индивидуумов, а целостная, относительно
стабильная система со своей внутренней
структурой и динамикой развития, они,
в известном смысле, представляют собой
субъект той деятельности, ради которой
создана та или иная группа и которая опосредует
основные аспекты внутригрупповых межличностных
отношений.
Приведенные выше соображения, которые
можно было бы продолжить, убедительно
говорят о том, что методы психодиагностики
и коррекции межличностных отношений
могут и должны стать не только инструментом
научно-психологических исследований,
но и достоянием самой широкой педагогической
общественности. Вооружение учителей
и воспитателей психологическими знаниями
и психологическими методами позволит
им еще более успешно решать задачи воспитания
подрастающего поколения.
Литература
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11) Лучшие психологические тесты для профотбора
и профориентации, Л., 1992
12) Лучшие психологические тесты. Л., 1992
13) Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы
содержания и методов.- М.: Изд. Институт
практической психологии; В.: НПО МОДЭК,
1996
14)
15)
16) Морено Дж. Социометрия. М., 1958
17) Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1 Общие
основы психологии.- 2-е изд.- М., Просвещение:
Владос, 1995
18) Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики.-М.:
Изд. Институт Психотерапии, 2003
19)
20)
21)
22)
23)
24)
25)
26)
27)
28)
29)
30) Фирсов М.В. Введение в теоретические
основы социальной работы.- М.: Изд. Институт
практической психологии; В.: НПО МОДЭК,
1997
31)
Информация о работе Психодиагностика и корекция межличностных отношений