Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:58, курсовая работа
Целью данной работы является психодиагностика типа и свойств темперамента у подростков.
Достижению данной цели отвечают следующие задачи:
Охарактеризовать сущность и свойства темперамента.
Проанализировать теоретические модели темперамента.
Описать типы темперамента.
Изучить методики психологической диагностики темперамента.
Введение 3
1.Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента у подростков 5
1.1 Психологическая сущность темперамента и его свойства 5
1.2. Теоретические модели темперамента 6
1.3. Типы темперамента 10
2. Обзор методов направленных на психодиагностику темперамента……...13
2.1 Методы психодиагностики темперамента…………………………………13
2.2 Задача и особенности подростковой и юношеской психодиагностики….16
3.Эмпирическое исследование темперамента у подростков………………….20
3.1 Психологическая диагностика типа темперамента 20
3.2 Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента у подростков 21
3.3 Результаты исследования 23
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение 1 42
Приложение 2 47
Приложение 3 54
Предметный темп проявляется в поведении и скорости выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, в скорости психических процессов при выполнении конкретных заданий, моторно-двигательной быстроте или медлительности.
Установлено, что у подростков с сангвиническим, холерическим и флегматическим типами темперамента наблюдается средний уровень предметного темпа. В этом случае подросток не отказывается от работы, требующей быстрых действий и быстрого принятия решений. Легко справляется с работой, когда она привычна и знакома. В случае изменения рабочей ситуации необходимо время, чтобы темп работы и качество стали достаточно высокими.
Низкий предметный темп свойственен подросткам с меланхолическим типом темперамента. Это говорит о том, что подросток выполняет работу медленно. Движения замедленные. Скорость реакций низкая. Избегает работы, требующей ловкости рук, высокой скорости действий. Легко справляется с монотонной работой. Скорость письма и чтения может быть невысокой. Походка обычно неторопливая, размеренная.
Социальный темп отражает индивидуальный темп в коммуникативной сфере, который ярко проявляется в скорости речи.
Обследованные подростки независимо от типа темперамента обнаружили средний уровень социального темпа (с более высокими значения у испытуемых с сангвиническим и холерическим типами темперамента). Это значит, что в обычной обстановке подросток говорит спокойно, аргументирует свои высказывания. Скорость речи может замедляться в присутствии эмоционально значимых лиц. На неожиданный вопрос может отвечать не сразу. Способен недолго пояснять и объяснять что-то другим.
Предметная эмоциональность дем
Максимальную предметную эмоциональность обнаружили подростки с меланхолическим и холерическим типом темперамента. На основании результатов исследования можно сказать, что такой подросток отличается избирательным отношением к результатам деятельности, к неудачам. В случае невысокой значимости выполняемых заданий он уверен в себе, в правильности своих решений и действий. Если задание высоко значимо, то чувствительность к собственным промахам возрастает.
Низкая предметная эмоциональная чувствительность диагностирована у подростков с сангвиническим и флегматическим типами темперамента. Это значит, что подросток безразличен к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым и реальным результатом. Ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении любого дела. Нечувствительность к неудачам. Отсутствие тревоги, беспокойства в случае невыполнения или плохого исполнения работы.
Социальная эмоциональность отр
Максимальную социальную эмоциональность обнаружили подростки с меланхолическим и холерическим типом темперамента. Это свидетельствует о том, что в привычной ситуации общение не вызывает эмоционального напряжения, сопровождается преимущественно положительными переживаниями. Изменение стиля взаимодействия с окружающими, дистанции общения не вызывает ощущения неудачи. Чем выше значимость ситуации, чем более выражены эмоциональные реакции у данной категории подростков.
Низкая социальная эмоциональная чувствительность свойственна подросткам с сангвиническим и флегматическим типами темперамента. Подросток безразличен к неудачам в общении. Ощущение спокойствия и уверенности в себе в процессе социального взаимодействия. Возможна эмоциональная «черствость» по отношению к людям, возникающая в связи с непониманием тонкостей межличностного взаимодействия, скрытых мотивов поведения окружающих людей.
Контроль отражает ориентацию на социально приемлемые способы поведения.
Наивысший уровень контроля обнаружен у подростков с меланхолическим типом темперамента. Это позволяет сделать вывод о том, что подростки предпочитают закрытость, ориентацию на социально одобряемые формы поведения.
Средний уровень контроля свойственен подросткам с холерическим и флегматическим типом темперамента. Это означает умеренное проявление откровенности в оценке собственного поведения, избирательная ориентация на социально одобряемые нормы общения и поведения.
Низкий уровень контроля, открытость, откровенность в оценке собственного поведения диагностированы у подростков с сангвиническим типом темперамента.
Для проверки гипотезы бы применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена (приложение 5 и таблица 4).
Таблица 4.- Результаты корреляционного анализа (р ≤ 0,05)
Свойства темперамента |
сангвинич |
холерич |
флегматич |
меланхолич |
предметная эргичность |
0,863 |
-0,746 | ||
социальная эргичность |
0,882 |
-0,769 | ||
предметная пластичность |
0,843 |
|||
социальная пластичность |
0,859 |
|||
предметный темп |
0,857 |
|||
социальный темп |
0,896 |
|||
предметная эмоциональность |
||||
социальная эмоциональность |
||||
контроль |
Полученные данные свидетельствуют о существовании положительной связи между холерическим типом темперамента у подростков и такими параметрами, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп.
Также установлено, что существует отрицательная связь между меланхолическим типом темперамента у подростков и предметной и социальной эргичностью.
Выводы по третьей главе: 1. Сангвинический тип темперамента свойственен 17,5 % подростков. Холерический тип темперамента встречается у 32,5 % испытуемых. Флегматический тип темперамента отмечен у 22,5 % подростков. Меланхолический тип темперамента представлен в выборке в 27,5 % случаев.
2. Степень выраженности
свойств зависит от типа
То есть, гипотеза исследования подтвердилась для холерического типа темперамента и для таких свойств темперамента, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп.
Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Содержательная характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента - это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Среди свойств темперамента выделяются сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.
В психологической науке представлено несколько видов концепций, описывающих суть темперамента. Теории гуморального направления Гиппократа-Галена связывали темперамент с преобладанием жидкостей в организме. В конституциональных теориях (Э.Кречмер, У.Шелдон) темперамент связывался с морфологическими особенностями организма. В теории высшей нервной деятельности тип темперамента связывался с типом нервной системы, который складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Факторные теории предполагают существование определенной совокупности факторов, которые, образуя относительно устойчивую характеристику индивида, не связаны с интеллектуальными способностями и, как правило, не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта (Л. Тэрстоун, Г.Айзенк).
Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Каждый тип темперамента различается разным уровнем выраженности силы, уравновешенности, подвижности.
В психологической практике
для диагностики темперамента применяются
разные методики. Тип темперамента
позволяют установить опросник Я. Стреляу
и опросник Г. Айзенка. Опросник структуры
темперамента В.М. Русалова используется
для диагностики свойств
В эмпирическом исследовании было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.
Для сбора данных применялся опросник Г. Айзенка и опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Для проверки гипотезы использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Полученные данные свидетельствуют о существовании положительной связи между холерическим типом темперамента у подростков и такими параметрами, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп. Кроме того, было доказано, что существует отрицательная связь между меланхолическим типом темперамента у подростков и предметной и социальной эргичностью.
Данный факт позволяет психологу и педагогу организовать работу с подростками с учетами выявленных особенностей. Например, «задавать» более быстрый темп при работе с подростками с холерическим типом темперамента и придерживаться более медленного ритма, когда речь идет о подростках с меланхолическим типом темперамента.
1.Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 2006.
2.Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – 780 с.
3.Ковалев А. Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л, 1957.
4.Кречмер Э. Теория темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 341-351.
5.Киреева Н.Н. Диагностика когнитивных стилей. – СПб., «Речь». – 2004.
6.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1975. – 227 с.
7.Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления: Е. Туник 1-е издание: , 2013.- 320 с.
8.Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 2008. – 220 с.
9.Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.-Воронеж: МОДЭК, 2006. – 448 с.
10.Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Прогресс , 2006. – 128 с.
11.Общая психология/Под ред. Е. И Рогова. – М.: Владос, 2005. – 448 с.
12.Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. Л. Ф. Бурлачук 2-е издание, -М.: Прогресс 2012.- 384 с.
13.Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 19-32.
14.Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие. - СПб., 2001. - 224 с.
15.Психодиагностика: Справочник практического психолога / Под ред. С.Т.Посоховой. – М.-СПб.: Сова, 2005. – 671 с.
17.Психодиагностика /Под редакцтей Н.Бокова. Воронеж.2011.-350с.
18.Бурлачук Л. Ф.Психодиагностика. СПБ.: Питер, 2002. 352 с.
19.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии/Под общей ред. И.В.Роевич. – М.: Прогресс, 1982. – 280 с.
19.Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер, 2000. – 608 с.
20.Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 461-471.
Методика Айзенка
1. У Вас много различных хобби?
2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?
3. У Вас часто
бывают спады и подъемы»
4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?
5. Вы разговорчивый человек?
6. Вес беспокоило бы то, что Вы залезли в долги?
7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком боа особых на то причин?
8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше, чем Вам полагалось?
9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?
10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?
11. Увидев, как страдает ребенок, животное, Вы бы сильно расстроились?
12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?