Психодрама: ролевая игра "Увольнение"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:40, реферат
Краткое описание
Основываясь на спонтанных ролевых и импровизированных играх детей, эту методику психотерапии создал румынский психотерапевт Якоб Леви Морено.
Кроме этого, ученый создал способ измерения, диагностики и описания групповых структур (социометрия), используемый также и в терапевтических группах психодрамы. Морено был противником психоанализа Фрейда, считая его искусственным миром снов и слов, возникающим в кабинете.
Содержание
Вступление 3
Психодраматическая сессия 5
Занятия в группе 7
Вывод 9
Методика «Увольнение» 10
Литература 12
Вложенные файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАРИУПОЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «ФИЗИЧЕСКО ВОСПИТАНИЯ
И КУЛЬТУРЫ»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Психология
девиантного поведения»
На тему: «Психодрама: ролевая
игра "Увольнение"»
Выполнила: Кечеджи Е. И.
Студентка 3 курса
Специальности: «Практическая
психология»
Мариуполь – 2012
Оглавление
Вступление
Психодрама принадлежит к гуманистической
и ориентированной на переживание психотерапии.
Основываясь на спонтанных ролевых и импровизированных
играх детей, эту методику психотерапии
создал румынский психотерапевт Якоб
Леви Морено.
Кроме этого, ученый создал
способ измерения, диагностики и описания
групповых структур (социометрия), используемый
также и в терапевтических группах психодрамы.
Морено был противником психоанализа
Фрейда, считая его искусственным миром
снов и слов, возникающим в кабинете.
Он делал упор на действия и
поведение в естественных условиях, относя
сюда и методы ролевого тренинга. Психодрама
основана на встрече, главным принципом
которой является антиподражание. Динамические
процессы в психодраме возникают из-за
двух противоположных тенденций: встреча
является аспектом антимимесиса, театрализация
подразумевает подражание. Предметом
встречи, психодрамы является сам человек,
которого Морено называет «Ты». Цель состоит
в том, чтобы обнаружить истину, при помощи
«драмы» проигрывая разные чувства.
Ученый считал, что психодрама
помогает протагонисту (клиенту, главному
исполнителю, представляющему свою ситуацию)
построить «мост» между ролью, которую
он играет, и его повседневным существованием,
выйти за пределы реальной, обычной жизни.
Для психодрамы необходимы 5 элементов:
сцена, субъект/пациент, режиссер, группа
для психотерапевтической помощи, или
добавочные Эго, и аудитория. Субъект/пациент
(протагонист) изображает самого себя
на сцене, проигрывая роли, которые можно
применить к прошлым событиям и к настоящим
проблемам. Происходит это спонтанно;
основная задача — дать субъекту возможность
«быть на сцене тем, кем он действительно
является, более глубоко и определенно,
чем это получается у него в повседневной
жизни», как писал сам Морено. Режиссер
выполняет роль постановщика, психотерапевта
и аналитика одновременно, интерпретируя
драму для самих участников. Вспомогательные
Эго, или «терапевтические» актеры, выполняют
3 функции: играют различных персонажей
в жизни субъекта, направляют его, играют
роль «социальных исследователей». Аудитория,
если она предполагается, состоит из родственников,
друзей, знакомых, соседей субъекта и преследует
двойную цель: помочь субъекту или стать
субъектом в смысле обмена ролями.
Психодраматическая
сессия
Психодраматическая сессия
начинается с разогрева, это может быть
двигательное или медитативное упражнение,
призванное поднять уровень энергии в
группе и настроить участников на определенные
групповые темы. Затем происходит социометрический
выбор протагониста, то есть того участника,
на которого в течение данной сессии будет
работать вся группа (слово «протагонист»
означает «актер, играющий главную роль».
Выбор происходит так: ведущий и участники,
желающие разобраться со своей темой,
выдвигают свои стулья вперед, образуя
«внутренний круг». Затем каждый из участников
рассказывает, с чем он хотел бы поработать,
а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно
слушают. Когда темы понятны всем, представители
внешнего круга делают свой выбор по критерию
«какая тема для меня сейчас наиболее
актуальна». Очень важно, чтобы выбиралась
именно тема, а не человек, который ее представляет,
поскольку только в этом случае выбранная
для работы тема будет групповой.
После того, как выбор сделан,
начинается этап действия. Сцену за сценой
протагонист, с помощью участников группы,
драматически проигрывает волнующую его
ситуацию. Сначала протагонист выбирает
из участников группы того, кто будет играть
его самого в тех случаях, когда он сам
будет в другой роли. Затем — выбираются
участники на роли важных для его жизненной
ситуации персонажей (это могут быть как
реальные люди, так и его фантазии, мысли
и чувства). Формы разыгрывания варьируются
от буквального воспроизведения реальных
событий до постановки символических
сцен, никогда не имевших места в реальности.
Этап действия заканчивается, когда контракт,
заключенный с протагонистом, выполнен,
то есть найдено решение проблемной ситуации
или протагонист чувствует, что получил
достаточно информации о ситуации. Формы
завершения этого этапа зависят от контракта,
заключенного между ведущим и протагонистом.
После этапа действия проходит
шеринг — обмен чувствами между участниками
действия и зрителями. Сначала участники,
игравшие роли, делятся своими переживаниями
«из роли», то есть рассказывают о том,
как им было быть, например, мамой протагониста.
Затем уже вся группа делится чувствами
«из жизни», то есть участники рассказывают
о похожих ситуациях, происходивших в
их жизни, о чувствах, которые у них были
во время действия или наблюдения за ним.
Шеринг — очень важная часть групповой
работы, выполняющая множество функций,
важнейшей из которых является возможность
для группы вернуть протагонисту ту душевную
энергию, которую он вложил, а для протагониста
— возможность почувствовать, что он не
одинок в своих переживаниях. На шеринге
категорически запрещено все, что может
ранить протагониста или участников группы
— мысли, оценки, советы по поводу ситуаций.
Говорить можно только о своих чувствах
и о событиях своей жизни.
Показания и противопоказания
Как и для любой групповой психотерапии,
для психодрамы необходимы навыки жизни
в группе, то есть каждый отдельный член
группы должен быть в состоянии 1,5 - 2,5 часа
активно участвовать в групповом процессе.
Хотя пациенты в состоянии острого психоза
(шизофрения, маниакально-депрессивный
психоз) часто не способны работать в группе,
пациенты с психозом в состоянии ремиссии
или с затухшей симптоматикой не имеют
противопоказаний к психодраме, если только
руководитель имеет психиатрический опыт.
Клиенты с сильными страхами должны готовиться
к групповой работе в индивидуальном консультировании
или психотерапии.
Занятия в группе
Количество и подбор участников.
Вообще группа психодрамы включает от
8 до 12 человек; помимо этого, участвует
еще руководитель, ко-терапевт, возможно
также стажеры, повышающие свою квалификацию,
медицинская сестра или социальный работник
соответствующего учреждения. Как правило,
группы подбираются, исходя из соотношения
50% мужчин и 50% женщин, а также привлекаются
люди разного возраста.
Продолжительность. Отдельное
заседание длится обычно 1,5 - 2,5 часа (3 часа
и более длятся заседания лишь в учебных
группах повышения квалификации психологов).
Заседания могут происходить один раз
в конце недели или же один раз в месяц
4 заседания разом. Общая продолжительность
психодрамы составляет 25-100 часов и меняется
в зависимости от цели группы и проблематики
отдельных участников.
Участниками психодрамы, как
правило, становятся клиенты консультаций,
пациенты в клинике, ученики и педагогические
работники (педагогические ролевые игры).
Области применения: работа
с молодежью, образование взрослых, предпринимательское
консультирование, консультирование организаций,
а также супервизирование.
Вывод
Как и у любой другой формы терапии,
у психодрамы есть опасность быть непонятой
и использованной неверно: она не может
быть сведена к простой последовательности
действий. Нужно уметь различать терапевтическую
работу и чисто механические действия.
Для этого нужно всегда ориентироваться
на цель терапии и руководствоваться общим
концептом терапии. То, что пережито, проделано
и обсуждено, - лучше всего прочего наполнено
смыслом. Но чтобы полностью использовать
это преимущество, без сомнения, требуется
особая сенситивность и осторожность
руководителя. Для развития психосоциальной
компетентности в процессе психодраматической
терапии от руководителя требуется большой
опыт саморазвития и самоконтроля так
же, как и для осуществления встречи требуется
открытая и выносливая личность.
Как утверждал сам Морено, ребенок
рождается с потребностью быть активным,
действовать, осваивать и исполнять различные
роли, что так и остается характерным для
здоровой личности. Если же человек испытывает
какой-либо внутренний «зажим», самоблокирует
себя, не позволяет себе пробовать новые
роли и проигрывать их в своей жизни. В
результате старые роли «устаревают»,
новые же в репертуар не вводятся – человек
оказывается не способен приспособиться
к новым, постоянно меняющимся условиям.
Другая опасность, подстерегающая человека
с патологическим, как считал ученый, развитием
личности, - это неспособность увидеть
свое исполнение со стороны, поскольку
для того, чтобы увидеть что-то со стороны,
из этого «чего-то» необходимо выйти, как
из комнаты, а как раз этого-то человек,
находящий в ситуации, когда ему требуется
помощь, сделать не в состоянии.
Методика «Увольнение»
Действующие лица: Сотрудник, Руководитель службы
персонала.
Вводная. Руководитель службы персонала
увольняет Сотрудника с нарушением принятых
норм. Сотрудник добивается компенсации.
Карточка Сотрудника
Вы - Сотрудник организации
N, где до последнего времени были оформлены
в штат. При приеме на работ у между вами
и руководством была достигнута устная
договоренность, в соответствии с которой
вы работали дома, лишь два раза в месяц
приезжая на территорию организации и»
проведения семинаров с представителями
компаний-клиентов. Деньги (вполне вас
устраивавшие) вы получали сдельно, только
за проведение семинаров. Оплата происходила
вис ведомостей, однако каждый месяц вы
подписывались в ведомости о получении
краше мизерной зарплаты порядка 3000 руб.
(которую, естественно, не получали).
Неделю назад позвонил сотрудник
службы персонала и известил вас о том,
что в силу причин экономического характера
в организации происходит массовое сокращение
штата, и официально вас просят уволиться
и забрать трудовую книжку. При этом вас
заверили, что это никоим обратом не скажется
на вашей работе: вас по-прежнему дна раза
в месяц будут приглашать для проведения
семинаров и будут оплачивать их в прежнем
объеме. Вы согласились.
Однако, приехав для того, чтобы
оформить увольнение, вы увидели в своей
трудовой книжке уже внесенную гуда запись:
«Уволен по собственному желанию». Никакого
собственного желания у вас не было, вы
рассчитывали на запись об увольнении
в связи с сокращением штатов или по соглашению
сторон (с денежной компенсацией в три
оклада, а по ведомости, в которой вы расписывались,
оклад составлял около 4 тыс. руб.).
Ваша цель: добиться материальной
компенсации в связи с увольнением.
Карточка Руководителя
службы персонала
Вы — Руководитель службы персонала
в организации N. По некоторым причинам
экономического характера в организации
происходит сокращение штата.
Сегодня вы встречаетесь с Сотрудником,
чтобы оформить его увольнение. При приеме
сотрудника на работу между ним и руководством
было достигнуто устное соглашение о том,
что он работает дома, а на территории
организации появляется лишь дважды в
месяц для проведения семинаров с представителями
компании-клиентов. Оплата труда Сотрудника
была сдельной, только за проведение семинаров,
несмотря на то что он был оформлен в штат
и по официальной ведомости фиктивно получал
(то есть не получал, а только расписывался)
мизерную зарплату около 3 тыс. рублей.
На прошлой неделе вы известили
сотрудника о необходимости увольнения
и заверили его, что оно будет только формальным:
он и дальше будет сотрудничать с организацией
и проводить семинары. Сотрудник согласился.
К его приезду вы внесли в трудовую
книжку запись об увольнении по собственному
желанию. Приехавшего сотрудника запись
не устроила: он настаивает на записи об
увольнении по сокращению штатов или соглашению
сторон (оба этих варианта предусматривают
материальную компенсацию в размере трех
месячных окладов).
Ваша цель: не выплачивать Сотруднику
никаких денег в связи с увольнением.
Литература
- Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер. 1998.
- А.Азарнова "Метод ролевой игры в тренинге" - Спб, Речь, 2011
Информация о работе Психодрама: ролевая игра "Увольнение"