Психологическая готовность к обучению в школе у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление соотношения познавательной и личностной готовности.
В исследовании использовались следующие методы: анализ психолого –педагогической литературы, диагностические методики, опытно – экспериментальная работа. Научная новизна заключается в решении актуальной научной задачи обеспечения психологической подготовки старших дошкольников к обучению к школе ,что включает в себя изучение структурных компонентов познавательной готовности ,изучение структурных компонентов личностной готовности.

Содержание

Введение
1 Проблема психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста.
Понятие познавательной готовности к обучению в школе.
1. 3 Понятие личностной готовности к обучению в школе
1.4 Проблемы личностной неподготовленности дошкольников.
2 Эмпирическое изучение особенностей соотношения познавательной и личностной готовности.
2.1 Организация исследования.
2.2 Описание и результаты диагностических методик
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx2.docx

— 114.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Анализ результатов показывает, что из 30 дошкольников:

- по методике «Пиктограмма»  с высоким уровнем    37%- это  дети  которые могут с легкостью  делать рисунки - ассоциации, успевали  не задумываясь закодировать  слова, спустя 30-40 минут  воспроизводили  слова по рисункам, из них  7 % имеют высокий уровень мотивации,

- по методике «Чего  не хватает » с  высоким   уровнем перцептивного внимания, наблюдательности, сосредоточенности  54%, из них  23% имеют высокий  уровень мотвации,

-по методике «Одним  словом » 46% дошкольников обобщили  все ряды  при помощи родовых  понятий ,из них  20% детей имеют  высокий уровень мотваци ,

-по методике «Счет»  большинство дошкольников   17% имеют высокий уровень,из них  7% имеют высокий уровень мотивации

- по методике «Графический  диктант»  у 54% дошкольников достаточно  сформирован навык работы по  инструкции взрослого, они   способны внимательно слушать  педагога и точно выполнять  его задания, из них 17% имеют  высокий уровень мотивации.  Соотношение высокого уровня познавательной готовности с уровнем мотивации к обучению представлено на гистограмме ( рисунок 1)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

                       Рисунок 1 - Гистограмма

 

 

 

 

Используя статистическую обработку (корреляционный анализ) были подсчитаны   и оформлены в таблицу (Таблица 8) коэффициенты корреляции, которые равны: опосредованная память – мотивы учения =0,22; внимание-мотивация учения =0,48;мышление- мотивы учения=0,4;оперативная память - мотивы учения =0,13; произвольность - мотивы учения =0,3.

                          Таблица 8

           Методики

Мотивация учения

Пиктограмма

r=0,22

Чего  не хватает

r=0,48

Одним словом

r=0,4

Счёт

r=0,13

Графический диктант

r=0,3


 

На основании полученных коэффициентов корреляции можно  сделать вывод ,что между познавательной  и личностной готовностью отсутствует какая-либо связь. Исходя из этого можно утверждать, что несмотря на высокий уровень познавательной готовности может отсутствовать мотивационная готовность и способность дифференцирования самооценки, а это создаст трудности в адаптации к обучению в школе, как следствие- трудности в учебной деятельности. Таким образом, поставленная гипотеза  подтверждается: высокий уровень компонентов познавательной готовности  может не сочетаться с высоким уровнем личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психологическая готовность к школьному обучению определяется для выявления детей, не готовых  к школьному обучению, с целью  проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Под познавательной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Под личностной готовностью  понимается наличие развитой учебной  мотивации, навыков общения и  совместной деятельности. У ребенка  должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая  устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

         Пиктограмма

Исследование опосредованной памяти, а также выявление способности  запоминать и воспроизводить информацию с использованием приема кодирования, особенности продуктивно-долговременной памяти.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

лист белой бумаги (А4), простой карандаш, набор слов и  словосочетаний для запоминания.

Набор слов: Веселый праздник, тяжелая работа, звери, улыбка, печаль, спорт, музыка, дождливая погода, трудный  вопрос, пожар, сапожник, игра, поход, море, высокий человек

ИНСТРУКЦИЯ:

«Сейчас мы будем играть в «запоминалки». Я буду называть тебе слова,  а ты к каждому  слову нарисуй картинку, по которой  сможешь вспомнить это слово».

Воспроизведение ребенком словесного материала осуществляется спустя 30-40 минут. По прошествии времени ребенку  предлагают вспомнить слова с  опорой на рисунки.

Анализ результатов:

Качественный: все изображения  классифицируются на пять основных видов

Абстрактные

Рисунки в виде линий, не оформленных в какой-нибудь правильный образ

Знаково-символические

в виде знаков или символов

Конкретные

конкретные предметы

Сюжетные

изображаемые предметы, персонажи  объединяются в какую-нибудь ситуацию, один персонаж выполняет какую-нибудь деятельность

Метафорические

изображение в виде метафор, художественного вымысла


 Для старших дошкольников  и младших школьников свойственны  конкретные и сюжетные изображения  (преобладание наглядно-действенного, наглядно-образного мышления).

Количественный (уровни):

В – с легкостью делает рисунки - ассоциации, успевает закодировать слова, воспроизводит до 12-14 слов,

С – успевает кодировать слова, думает над рисунком, воспроизводит 7-11 слов

Н – не успевает кодировать слова, долго раздумывает над  содержанием рисунка, пропускает часть  слов, воспроизводит до 6 слов.

 

 Недостающие детали.

Измерение перцептивных способностей, умение отличать существенное от второстепенного  в зрительных образах. Успешность зависит  от объема перцептивного внимания наблюдательности, сосредоточенности.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

20 карточек, на каждой  из которых пропущена какая-либо  деталь.

1. Расческа – зубец  (зубцы)

2. Стол – ножка

3. Лиса – ухо

4. Девочка – рот

5. Кошка – усы

6. Дверь – петля

7. Рука – ноготь (лак  на ногте)

8. Карта (игральная) –  словами или жестами испытуемый  должен указать на пропущенную  в центре «пику»

9. Ножницы – соединительный  винт

10. Пальто – петли для  пуговиц

11. Рыба – спинной плавник

12. Винт – прорезь на  головке, продольный разрез, щель

13. Муха – усики

14. Петух – шпора

15. Профиль – бровь

16. Термометр – ртуть  в колбочке

17. Шляпа – лента

18. Зонтик – спицы

19. Корова – разрез  на копыте

20. Дом - тень

ИНСТРУКЦИЯ:

1. «Я сейчас покажу  тебе несколько картинок, в которых  не хватает деталей. Я хочу, чтобы ты внимательно посмотрел  на каждую и сказал, чего там  недостаёт».

2. Показывая каждую картинку, задавайте ребёнку вопрос: «Чего  же недостаёт на этой картинке?»

3. Если ребёнок не справляется  с задачей, можно помочь, рассматривая  первую или вторую картинку.

4. На третьей не помогайте!

5. Если ребёнок указывает  на какую-нибудь несущественную  деталь, спросите: «Да, но какой  более важной детали здесь  нет?»

6. Каждая картинка предъявляется  в течение 15 сек.

7. Ответ считается правильным, даже если ребёнок не знает  точного названия отсутствующей  детали, но употребляет синоним  или правильно описывает её.

Прекращение исследования: 4 неправильных ответа подряд.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

1 балл за каждый правильный  ответ, максимальная оценка -20 баллов.

Замечание. Большинство детей даёт словесный ответ. Однако иногда ребёнок показывает на недостающую деталь или элемент пальцем. В таком случае ему защитывается ответ, но экспериментатор должен быть уверен, что ребёнок знает, чего недостаёт в рисунке.

Говоря о картинке с  петухом, ребёнок может назвать  недостающую часть шипом. Ответ  считается правильным. С другой стороны, если ребёнок правильно покажет  место, но неправильно даст словесный  ответ, то его ответ считается  неудовлетворительным.

Количественный (уровни):

Дети 5-6 лет:

В – 7-20 баллов;

С – 3-6 баллов;

Н – 0-2 балла.

Дети 6-7 лет:

В – 8-20 баллов;

С – 4-7 баллов;

Н – 0-3 балла.

 

 

 Счет

Качество оперативной  памяти, активного внимания. Требует  значительного объема памяти и высокой  концентрации внимания. Очень низкая оценка – показатель резкого сужения  объема кратковременной памяти.

Воспроизведение цифр в прямом порядке

ИНСТРУКЦИЯ:

«Я сейчас назову ряд цифр. Слушай внимательно и, когда я  закончу, повтори их за мной в том  же порядке».

Цифры проговариваются со скоростью 1 за секунду.

Если испытуемый правильно  воспроизводит ряд с первой попытки, он получает плюс и переходит к  запоминанию следующего ряда. Если же с первой попытки он с заданием не справляется, ему предоставляется  вторая попытка. Для этого используется дубль-ряд (т.е такое же количество, но других цифр).

Испытание прекращается, если испытуемый не справился с заданием при использовании двух попыток.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Оценкой служит наибольшее количество цифр, правильно названных  с 

первой или со второй попытки. Максимальная оценка – 9 баллов.

 

Количество

Элементов в ряду

Основные ряды

(для первой попытки)

Дубль-ряды

(для второй попытки)

 

3

4

5

6

7

8

9

 

3 8 6

3 4 1 7

8 4 2 3 9

3 8 9 1 7 4

5 1 7 4 2 3 8

1 6 4 5 9 7 6 3

5 3 8 7 2 4 6 9 1

 

6 1 2

6 1 5 8

5 2 1 8 6

7 9 6 4 8 3

9 8 5 2 1 6 3

2 9 7 6 3 1 5 4

4 2 6 9 1 7 8 3 5


 

Воспроизведение цифр в обратном порядке

ИНСТРУКЦИЯ:

«Теперь я назову новые  цифры, но на этот раз ты должен повторить  их с конца, т.е. назвать их в обратном порядке. Например, если я скажу «2,7», то как нужно повторить?». Сделать  паузу, чтобы испытуемый мог ответить. Если он отвечает павильно, сказать: «Правильно». Продолжать тестирование, начиная с  первой попытки трехэлементного  ряда 5,7,4.

Если же испытуемый с примером не справится, назвать ему правильный ответ и воспользоваться другим примером, говоря: «Помни. Ты должен назвать  цифры с конца, т.е. в обратном порядке». Если на этот раз ответ  будет правильным, продолжать тестирование, используя первую пробу с трехэлементного  ряда (5,7,4). Если же испытуемый не справился  и со вторым примером, также продолжать тестирование, но вернуться к основному  двухэлементному ряду (2,5). Некоторые  испытуемые, справившись с примерами (которые не регистрируются, а значит и не оцениваются), ошибаются в  обеих пробах трехэлементного ряда. В таком случае дается двухэлементный ряд и на этом испытание заканчивается. Вторая попытка по каждому ряду предоставляется  испытуемому только в том случае, если он не справился с первой.

Испытание прекращается, если испытуемый ошибается во второй попытке (т.е. при использовании какого-либо дубль-ряда).

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Оценивается наибольшее количество цифр, названных в обратном порядке  без ошибок. Испытуемый может набрать  максимум 8 баллов.

Общий балл по данному субтесту равняется сумме баллов, полученных по его отдельным частям.

Максимальная оценка – 17 баллов.

 

Количественный (уровни):

Дети 5-6 лет:

В – 7-17 баллов;

С – 3-6 баллов;

Н – 0-2 балла.

Дети 6-7 лет:

В – 8-17 баллов;

С – 4-7 баллов;

Н – 0-3 балла.

 

        Назови одним словом

Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых понятий.

ИНСТРУКЦИЯ: “Я буду говорить тебе слова. Тебе надо подумать и назвать  их одним словом

1) тарелки, стаканы, миски;

2) столы, стулья, диваны;

3) рубашки, брюки, платья;

4) башмаки, галоши, валенки; 

5) супы, каши, кисели;

6) одуванчики, розы, ромашки;

7) березы, липы, ели;

8) воробьи, голуби, гуси;

9) караси, щуки, окуни;

10) малина, земляника, вишня;

11) морковь, капуста, свекла;

12) яблоки, груши, мандарины;

13) танкисты, пехотинцы, артиллеристы;

14) столяры, маляры, плотники.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: при  правильном ответе 1 балл. Если ответ  ошибочный: “Неправильно, подумай еще  раз”. При правильном ответе после  второй попытки – 0,5 баллов, при неправильном ответе – 0 баллов.

ИТОГОВЫЙ УРОВЕНЬ:

Высокий уровень 12-14 б.,

средний уровень 8-11 б.,

низкий 7-0 б.

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе у старших дошкольников