Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:49, контрольная работа
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент в жизни ребенка. Он влечет за собой существенные изменения в жизни будущего ученика. Первоклассник расстается с тем, что было для него таким привычным и родным, и вступает в мир, полный не только интересных моментов, но в мир новых требований, таящий в себе некоторые опасности и трудности.
Введение…………………………………………………………………………. 3
I. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению………………………………………………………………………….5
§ 1 Понятие психологической готовности к школьному обучению………..…5
§ 2 Компоненты психологической готовности к школьному обучению……...8
II. Глава практическая…………………………………………………………. 13
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиография…………………………………………………………………….16
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Кафедра педагогики начального обучения
студентки 2-го курса, гр.ДПЗ-22
Введение…………………………………………………………
§ 1 Понятие психологической готовности к школьному обучению………..…5
II. Глава практическая………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент в жизни ребенка. Он влечет за собой существенные изменения в жизни будущего ученика. Первоклассник расстается с тем, что было для него таким привычным и родным, и вступает в мир, полный не только интересных моментов, но в мир новых требований, таящий в себе некоторые опасности и трудности.
Происходит смена ведущей деятельности ребенка. Игра уступает место учебной деятельности. Ребенок теперь должен не только выполнять интересные задания, но и много трудиться. Меняется и социальная роль ребенка – он теперь ученик.
Несмотря на интерес к проблеме готовности к школьному обучению различных специалистов: педагогов, психологов, медиков и других, проблема эта остается актуальной и не до конца решенной и в настоящее время.
Впервые вопрос о готовности детей к школьному обучению возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению с 7-летнего возраста, до этого обучение начиналось с 8 лет.
Второй всплеск интереса возник в 1983 году – после знаменитого решения об обучении с 6 лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.
По мнению психологов, решающую роль в успешности обучения в начале школьного пути играет психологическая готовность ребенка к обучению: умение быть внимательным, подчиняться требованиям взрослых, точно выполнять указания и т. п. То есть, в основе основ лежит произвольность поведения. Но это не единственный компонент психологической готовности ребенка к школе. Выделяют мотивационную, социальную, эмоционально-волевую и интеллектуальную готовность.
Тема готовности ребенка
к школе в отечественной
Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной, так называемой неготовности ребенка к школе, является «низкий уровень функциональной готовности («школьная незрелость»), т. е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения».1
Проявляться школьная незрелость может как низкий уровень развития мелкой моторики, логического мышления, либо несформированность произвольной регуляции поведения, либо несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем и т. п.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными качествами, которые в ходе обучения развиваются и совершенствуются.
В современной психологии, к сожалению, не существует пока единого и четкого определения понятия «готовности к школе».
Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением.
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».2
По мнению Л. И. Божович, готовность к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, произвольной регуляции и социальной позиции школьника.
Л. И. Божович расширила понятие личностной готовности ребенка, которая выражается в его отношении к школьному обучению, учителю, учению как деятельности.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В настоящее время
большинство авторов
Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.3
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим ученые выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Последняя требует наличия известного уровня развития социальных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств личности.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.
В зарубежных исследованиях психологическая зрелость является идентичным понятием школьной зрелости.
В исследованиях (Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек и др.) традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигур из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.). Здесь выделяется общая и специальная готовность детей к школе. К общей готовности относится личностная, интеллектуальная, физическая и социально-психологическая. К специальной готовности относится подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы (к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счета и т.д.).
Несмотря на многообразие подходов к пониманию психологической готовности, можно выделить четыре основных ее компонента:
Рассмотрим каждый из
перечисленных компонентов
Так Л. И. Божович наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе признает мотивационный план. Ею были выделены две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»4;
2. Мотивы, связанные непосредственно
с учебной деятельностью, или
«познавательные интересы
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку.