Психологическая готовность к школьному обучению и возможности ее диагностированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:49, контрольная работа

Краткое описание

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент в жизни ребенка. Он влечет за собой существенные изменения в жизни будущего ученика. Первоклассник расстается с тем, что было для него таким привычным и родным, и вступает в мир, полный не только интересных моментов, но в мир новых требований, таящий в себе некоторые опасности и трудности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
I. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению………………………………………………………………………….5
§ 1 Понятие психологической готовности к школьному обучению………..…5
§ 2 Компоненты психологической готовности к школьному обучению……...8
II. Глава практическая…………………………………………………………. 13
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиография…………………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическая готовность к школьному обучению и возможности ее диагностирования.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

  

                    Министерство образования и науки РФ

                                      ФГБОУ ВПО

Калужский государственный  университет им. К.Э. Циолковского

 

                     Кафедра педагогики начального  обучения

Психологическая готовность к школьному обучению

               и возможности ее диагностированию.

 

 

                                                        Контрольная работа по 

                                                        возрастной психологии 

студентки 2-го курса, гр.ДПЗ-22

                                                     факультета начального       

                                                              образования заочной формы 

                                                      обучения специальность 

                                                          «Дошкольная педагогика и   

                                  психология»  

                                                                      Николаевой Светланы Сергеевны                                                                                    

 

 

 

 

                                                                                    Проверил: ____________________

                                                                                        Ассистент: Смирнов В.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Калуга, 2011г.

 

 

 

План

Введение…………………………………………………………………………. 3

I.    Проблема психологической готовности детей к школьному обучению………………………………………………………………………….5

§ 1 Понятие психологической готовности к школьному обучению………..…5

§ 2 Компоненты психологической готовности к школьному обучению……...8

II.  Глава практическая…………………………………………………………. 13

Заключение……………………………………………………………………….14

Библиография…………………………………………………………………….16

 

Введение

Поступление в школу  – чрезвычайно ответственный  момент в жизни ребенка. Он влечет за собой существенные изменения в жизни будущего ученика. Первоклассник расстается с тем, что было для него таким привычным и родным, и вступает в мир, полный не только интересных моментов, но в мир новых требований, таящий в себе некоторые опасности и трудности.

Происходит смена ведущей  деятельности ребенка. Игра уступает место  учебной деятельности. Ребенок теперь должен не только выполнять интересные задания, но и много трудиться. Меняется и социальная роль ребенка – он теперь ученик.

Несмотря на интерес  к проблеме готовности к школьному  обучению различных специалистов: педагогов, психологов, медиков и других, проблема эта остается актуальной и не до конца решенной и в настоящее время.

Впервые вопрос о готовности детей к школьному обучению возник в конце 40-х годов, когда было принято  решение о переходе к обучению с 7-летнего возраста, до этого обучение начиналось с 8 лет.

Второй всплеск интереса возник в 1983 году – после знаменитого решения об обучении с 6 лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.

По мнению психологов, решающую роль в успешности обучения в начале школьного пути играет психологическая готовность ребенка к обучению: умение быть внимательным, подчиняться требованиям взрослых, точно выполнять указания и т. п. То есть, в основе основ лежит произвольность поведения. Но это не единственный компонент психологической готовности ребенка к школе. Выделяют мотивационную, социальную, эмоционально-волевую и интеллектуальную готовность.

Тема готовности ребенка  к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии – Выготского Л. С., Божович Л. И., Эльконина Д. Б. и др.

Позиции большинства  авторов сходятся в следующем: основной причиной, так называемой неготовности ребенка к школе, является «низкий уровень функциональной готовности («школьная незрелость»), т. е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения».1

Проявляться школьная незрелость может как низкий уровень развития мелкой моторики, логического мышления, либо несформированность произвольной регуляции поведения, либо несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем и т. п.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными качествами, которые в ходе обучения развиваются и совершенствуются.

 

Проблема психологической готовности детей к школьному обучению

Понятие психологической готовности  к школьному обучению

В современной психологии, к сожалению, не существует пока единого и четкого определения понятия «готовности к школе».

Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному  обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов  интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением.

А. Анастази трактует понятие  школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и  другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».2

По мнению Л. И. Божович, готовность к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, произвольной регуляции и социальной позиции школьника.

Л. И. Божович расширила понятие личностной готовности ребенка, которая выражается в его отношении к школьному обучению, учителю, учению как деятельности.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к  школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

В настоящее время  большинство авторов представляют готовность ребенка к школе как  совокупность его личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых  для обучения. Кроме того, подчеркивается важность еще одной стороны готовности ребенка к школе, так называемой «социально-психологической» или коммуникативной, проявляющейся в адекватности отношений ребенка со сверстниками и взрослыми – родителями и учителями.

Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.3

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе  – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим ученые выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Последняя требует наличия известного уровня развития социальных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств личности.

Таким образом, психологическая  готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.

В зарубежных исследованиях психологическая зрелость является идентичным понятием школьной зрелости.

В исследованиях (Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек и др.) традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигур из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

К социальной зрелости относится  потребность ребенка в общении  со сверстниками и умение подчинить  свое поведение законам детских  групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка  к началу систематического школьного  обучения изучалась в различных  аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.).  Здесь выделяется общая и специальная готовность детей к школе. К общей готовности относится личностная, интеллектуальная, физическая и социально-психологическая. К специальной готовности относится подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы (к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счета и т.д.).

 

 

Компоненты психологической готовности к школьному обучению

Несмотря на многообразие подходов к пониманию психологической  готовности, можно выделить четыре основных ее компонента:

  1. Мотивационная готовность – желание учиться, любознательность
  2. Социальная готовность – умение взаимодействовать со сверстниками, учителями.
  3. Эмоционально-волевая готовность – умение управлять своими чувствами, эмоциями, действовать по правилам, по образцу, внимательно слушать учителя продолжительное время, удерживать словесную инструкцию, контролировать свои действия.
  4. Интеллектуальная готовность – хорошее умственное развитие, развитие познавательных психических функций.

Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов подробнее.

Так Л. И. Божович  наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе  признает мотивационный  план.  Ею были выделены две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные  мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»4;

2. Мотивы, связанные непосредственно  с учебной деятельностью, или  «познавательные интересы детей,  потребность в интеллектуальной  активности и в овладении новыми  умениями, навыками и знаниями»5. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника» (1968). Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учения – явления сугубо исторические.

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. 

Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

К концу дошкольного  возраста должна сложиться такая  форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку.

Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению и возможности ее диагностированию