Психологическая защита личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 23:36, контрольная работа

Краткое описание

В этой работе рассмотрена тема «Психологическая защита личности». Эта тема всегда будет актуальной, так как практикующему психологу по роду своей деятельности приходится постоянно сталкиваться с тем или иным типом психологической защиты человека.
Психологическая защита - сложное явление. С одной стороны оно оберегает психику от стрессов и, в конечном итоге, от разрушения, с другой стороны, психологическая защита тормозит личностный рост, искажает восприятие реальности человеком.
Чтобы работа психолога и клиента была успешной, нужно добиться того, чтобы клиент перестал защищаться от психолога и начал с ним взаимодействовать.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………..2

Общее понятие о механизмах психологических защит личности…...3

Типология, основные виды и функции защитных механизмов…...…7
2.1 «Естественные» психологические защиты…………………………...7
2.2 «Интегративные» психологические защиты………………………..12
2.3 Ретро-защиты………………………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………..…34

Список использованной литературы………………………………...…..35

Вложенные файлы: 1 файл

контрольн р психологическая защита личности.rtf

— 514.25 Кб (Скачать файл)

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте для анализа содержания эмоций ожидания, предвидения, боязни пережить разочарования. Образование механизма принято соотносить с фрустрацией, связанной с неудачами в конкуренции со сверстниками.

Цель интеллектуализации - самооправдание. Защитная тактика состоит в акцентуировании или прямом приписывании собственному Я привлекательных качеств; своеобразной интерпретации личностных черт: трактовка агрессивности как активности, скупости как бережливости, эмоциональной несдержанности как принципиальности

Интроекция

Интроекции описаны Ф. Перлзом, который полагал, что интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он сделал.

В качестве интроекций выступают «правила жизни», которые ребенок получает от родителей и окружающих, так как этот процесс, в понимании гештальтпсихологии, происходит как процесс имитации, импритинга, ролевого обучения. Ребенок к своим интроекциям обдуманно начинает относиться, начиная с подросткового возраста, добиваясь своей персональной автономии. Осмысление, переработка и принятие (отказ) содержания интроекций происходит в течение всей жизни человека.

Интроекции имеют следующие психосемантические проявления: «Я должен…», «Мне следует…». Они могут проявляться в нереалистических ожиданиях от других людей и от себя, в смене одних интроекций другими, стремлении жить по чужим правилам и др. Интроекции возникают в ситуациях, когда человек лишен возможности или желания анализировать, сравнивать, опровергать, сомневаться, доказывать, а предпочитает принимать на веру мнения, высказывания других людей.

Ретрофлексия

По меткому выражению Ф. Перлза (1973), ретрорефлектор (человек с ретрофлексивным защитным механизмом) делает для себя то, что он хотел бы сделать другим.

Ретрофлексия выражается в самоконтроле и самодисциплине (Д. Рейнуотер, 1993) и обеспечивает тип контроля, защищающий личность «от внешних вторжений и влияний на ее переживания и чувства». Как и многие защитные механизмы личности, ретрофлексии начинают формироваться в детстве.

Рассмотрим пример детской ретрофлексии. Ребенок интроецирует «послание» взрослых: «Каждый мальчик должен быть мужчиной и не плакать по пустякам». Но, играя в футбол во дворе, ребенок упал и сильно ушиб колено о камень… Боль… Появляются слезы… Плач… Но, ретрофлексируя, он прячет свою боль во внутрь, останавливает слезы, прекращает крики…

Вместе с тем, во многих работах (преимущественно гештальт-психологического толка) отмечается, что частые ретрофлексии могут вылиться в «нездоровье» - психосоматические нарушения, депрессию и самодеструктивное поведение. Ретрофлексивные защиты имеют и внешнее выражение - напряжение мышц и мускульные проявления (сжатие кулаков, закусывание губ, совершение «боксерских» ударов по предметам, задержки дыхания и др.), изменения цвета кожи в местах блокирования энергии. В этих ситуациях важно «перераспределить» энергию и значительную ее часть направлять не на себя, а на окружающих.

 

2.3 Ретро-защиты

 

Настоящая группа объединяет те механизмы психологических защит, которые базируются и используют механизмы, возникшие в детстве, практически без их изменения. Прибегание к этому типу защит косвенно свидетельствует о некой личностной и социальной инфантильности человека, личностной незрелости. Они наиболее близки к развитию деструктивных, порой патологических свойств личности, формируя черты подчинения и зависимостей.

Ниже будут описаны следующие защитные механизмы:

  • отступление;
  • самозамыкание;
  • дефлексия;
  • окаменение;
  • уход в виртуальную реальность / виртуальность;
  • комплекс Ионы;
  • регрессия:
    • примитивные механизмы:
      • отрицание,
      • расщепление,
      • проективная идентификация,
      • парциальная перцепция,
      • двигательная активность;
  • оглушение.

Отступление

Отступление, предохраняя личность от негативных переживаний, обедняет ее внутренний мир, скудеет и мир мыслей, и мир чувств, в целом вся аффективная сфера. Нередко проявления этого механизма формирует покорность, безразличие, снижение целеполагания и целенаправленности личности, эмпатии, ценностей, что неминуемо ведет к манипулированию личностью другими людьми, группами. Отступление как защитный механизм начинает обычно формироваться с детства - когда слабый ребенок попадает в «подчинение» родителей, сверстников - лидеров и является их «тенью». Такой тип защиты проявляется и у взрослых в разнообразных сферах общественной и личной жизни - служебных коммуникациях, семейных контактах, браке, приятельских компаниях и др.

В зрелом возрасте могут актуализироваться детские страхи или складываться новые при взаимодействии с авторитарными, деспотичными людьми. Механизм отступления ведет к своеобразной деперсонализации.

Дефлексия

Дефлексия проявляется во многих поступках, включая принудительные и аддитивные. Этот механизм часто возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившиеся в прошлом опыте индивида, предохраняя личность от эмоциональных срывов. Считается, что дефлексия - это стратегия личности, связанная с избеганием выбора, отказа от интенции.

Внешне дефлексия может проявляться в отсутствии зрительных контактов с партнерами по общению; специфических движениях тела - поворот его от контакта с человеком, постоянных движениях, топтании на месте и др.

Окаменение

Окаменение как защитный механизм было упомянуто П. Лейтсером. Близким ему являются понятия: притупление чувств, онемение, отрешенность, чувственное оглушение, ощущение нереальности, заторможенность чувств и т.д.

Например, при сдерживании гнева индивид поджимает губы, сжимает кулаки, принимает «бойцовскую позу», сводит брови, раздувает крылья носа… У таких индивидов всегда недовольное, сердитое выражение лица, формируется сутулость, зажатость, отвердение характера, декомпенсация, исчезает психическая гибкость.

Окаменение, как и всякий защитный механизм личности, играет как позитивную, так и негативную роль в психическом развитии. Окаменение - один из способов совладания с определенными жизненными стрессами, снятия напряженности; создания деловой маски, картины полной безэмоциональности и психической невозмутимости; ориентации на поведение автомата; предупреждение развития депрессивных реакций.

Вместе с тем, окаменение как форма психической защиты ограничивает способности человека реагировать на реальные события; обедняет межличностные контакты; не позволяет быть эмоционально раскрепощенным, что ведет к телесным и психическим нарушениям.

Уход в виртуальную реальность / виртуальность

Уход в виртуальную реальность / виртуальность является типическим проявлением психологической защиты, называемой уходом.

Одним из видов виртуальных защитных механизмов является уход от неприятностей, существующих в реальной жизни, с помощью средств воображения. Воображение проявляется в различных формах, в частности - фантазии и мечты, которые и осуществляют идеальное преобразование объективной реальности, переосмысления образов, ситуаций.

Включение в виртуальную реальность рассматривается с различных позиций и предполагает выполнение ряда функций:

  • преодоление внутреннего конфликта, вызванного глубинными причинами, которые лежат либо в области семейных отношений, отношений со сверстниками, внутриличностным конфликтом;
  • защитный механизм личности, так как, погружаясь в виртуальную реальность, человек как бы защищает себя от каких-то проблем, тревоги, комплексов; средство компенсации неудач. Именно виртуальный мир дает ту свободу действий, свободу выражения мыслей, чувств и эмоций, которые в реальной жизни зачастую не всегда возможны;
  • защитой сознания от напряжения, тревоги и т.д. в виртуальном мире бывает более «наглядна».

Яркие, неожиданные ситуации виртуального мира становятся и привлекательнее, и реальнее тусклой повседневности. Защитные механизмы, построенные на фантазии, мечте («воздушные замки») отличаются наибольшей пассивностью субъекта, плохой адаптированностью к социальным условиям. Основными разновидностями этого являются:

  1. Виртуальные достижения. Субъект придумывает для себя достижения в тех проблемах, которые он не может решить в жизни.

Например, отвергнутый группой сверстников подросток воображает себя известным актером, приехавшим в свой город, и все его бывшие обидчики умоляют дать автограф, прийти в гости, «помочь достать» билет на его выступление и пр. Основной недостаток - отсутствие дальнейшей реальной деятельности, наличие фантастической удовлетворенности.

2. Виртуальная идентификация - отождествелние себя с великим человеком или персонажем - героем битв, мужества и красоты или «великим мучеником», связанные с фантастическим избавлением от ситуации.

Причиной погружения в виртуальную среду может быть некая психотравмирующая ситуация (потеря близкого человека, работы, семьи и т.д.).

Комплекс Ионы

А. Маслоу сделал предположение, что большинство людей (если не все), нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Его собственные исследования привели к заключению, что побуждения к реализации человеческих потенций естественно и необходимо. И все же только некоторые, как правило, одаренные люди достигают ее (меньше чем 1 процент всего населения, по оценке А. Маслоу). Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала, не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы, защитный механизм, препятсвующий личностному росту.

Серьезное препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянный готовности рисковать, ошибаться, отказывается от старых привычек. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Поэтому большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, т.е. придерживаться старого стиля поведения. Но реализация потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту.

Регрессия

Регрессия как защитный механизм личности была изучена и описана З. Фрейдом, который понимал его преимущественно как форму возвращения бессознательного от генетически поздней фазы развития к более ранней и который осуществляется путем смены различных психических систем. По этому поводу З. Фрейд писал, что следует различать регрессию трех видов:

  1. топическую, обусловленную функционированием психического аппарата;
  2. временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;
  3. формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными.

Эти три формы в основе своей едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психологической топике в системе восприятия.

Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной позиции и свидетельствует о неуверенности в принятии собственных решений. В этом случае регрессирует именно личностное Я, демонстрируя ее слабость и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур. Примером регрессии являются примитивные механизмы.

Оглушение

Защитный механизм оглушения складывается благодаря определенным свойствам алкоголя и наркотических веществ, освобождая личность на некоторое время от эмоциональной напряженности и тревоги:

  1. Кэф-эффект заключается в чувстве психологического и физического комфорта, своеобразной релаксации, созерцательном отношении к происходящему.
  2. Транквилизирующий эффект связан со способностью алкоголя и наркотиков временно смягчать явления эмоционального напряжения, психологического дискомфорта.
  3. Эйфоризирующий эффект - это способность алкоголя и наркотиков временно вызывать повышение настроения, чувство «взлета», беззаботности, усиливать самооценку, получать «розовоочкоый» оптимизм.

Человек с защитным механизмом оглушения воспринимает алкоголь или наркотики как средства, изменяющие его психическое состояние в желаемом ему направлении.

Алкоголь или наркотики употребляются для разрядки эмоционального напряжения, избавления от неприятных переживаний, чувства стеснения, повышения сниженного настроения, отвлечения от конфликтных ситуаций, решения трудных проблем и др. Психологические эффекты оглушения зависят от личностных особенностей, установок и ожиданий на получение «нужных» изменений в психическом состоянии. Потребление алкоголя или наркотиков для таких людей означает что-то похожее на психологический «тайм-аут», передышку от самого себя и от требований жизни - возникает хорошее настроение, благодушие, хотя реально для этого нет никаких оснований.

Информация о работе Психологическая защита личности