Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 10:42, реферат
Альфред Адлер (1870-1937) родился в австрийском местечке Пензинге близ Вены, родители его принадлежали к среднему классу. Мать была домохозяйкой, а отец, еврей по национальности, торговал зерном. У Адлера были старшие брат и сестра, двое младших братьев (один из которых умер, когда Альфреду было три года) и две младшие сестры.
В то время евреи могли жить в Австрии в двух местах: в добровольных гетто и в населенных иноверцами пригородах. Семья Адлеров жила именно в таком пригороде. Хотя в 1870-90-х гг. усилился антисемитизм, наАдлера, по свидетельствам современников, это повлияло мало
Индивидуальная психология А.Адлера 3
Основные положения концепции А. Адлера 5
Философия 6
Концепции 7
Допущения 9
Заключение 12
Литература 13
Жизненный стиль. Жизненный стиль, или стиль жизни, как его часто называют, является важнейшей организующей концепцией. Жизненный стиль может иметь отношение к "личности", "Эго", "самости". Он включает ориентирующую цель индивида, представления о себе, представления о других, о мире в целом, а также этические убеждения индивида. Это наша когнитивная карта - карта, которая позволяет осмыслить, понять окружающий мир, отреагировать на него, функционировать в нем. Жизненный стиль - целостное образование, поняв его, можно составить представление о функционировании личности. "Чтобы заглянуть в будущее человека, необходимо понять его жизненный стиль". Понимание стиля жизни является непременным условием проведения психотерапии по Адлеру.
Социальный интерес. Ансбахер ссылается на социальный интерес как на самую характерную концепцию Адлера; эта же концепция, с его точки зрения, наиболее трудна для понимания. В упрощенном виде социальный интерес означает "умение видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого человека".
Социальный интерес означает стремление к обществу, которое должно мыслиться как вечное, как если бы мы могли думать о нем как о человечестве, достигшем совершенства".
Социальный интерес подразумевает эмпатию, идентификацию с другими, сближение с другими. Социальный интерес является критерием психического здоровья. Те кто проявляет социальный интерес, с большей вероятностью являются психически здоровыми, счастливыми, вносят заметный вклад в жизнь общества. Отсутствием социального интереса отличаются совершенно другие люди: "Все неудачники - страдающие неврозами, психозами, преступники, пьяницы, проблемные дети, самоубийцы, извращенцы и проститутки - являются неудачниками, потому что им недостает чувства ближнего и социального интереса".
Жизненные задачи. Перед каждым из нас в жизни стоят три задачи: любовь, работа, дружба. Каждая из этих задач является социальной по своей природе, требует для успешного решения сотрудничество и социальный интерес.
Семейная атмосфера и констелляция. Семейная атмосфера связана с типом домашней обстановки, которую родитель или родители создают для своих детей. К типам атмосферы, например, относятся отвергающая, авторитарная, непоследовательная, связанная с гиперопекой или конкуренцией; независимо от своей природы, семейная атмосфера позволяет ребенку получить первые последовательные представления о мире и за счет этого влияет на формирование жизненного стиля.
Семейная констелляция означает состав семьи и место в ней ребенка. Речь идет, например, о положении ребенка в группе сиблингов. Является ли ребенок первенцем, родился ли вторым, последним или он единственный в семье? Положение ребенка в сиблинговой группе может повлиять на развитие личности, иногда выделяются вполне определенные характеристики, связанные с порядковым номером рождения (например, первенцы обычно отличаются повышенной ответственностью, склонны к соблюдению правил и выполнению своих обязанностей). Вместе с тем Адлер подчеркивал, что "на характер ребенка, безусловно, оказывает влияние не порядковый номер рождения, а ситуация, в которой он родился и способ его интерпретации этой ситуации".
Комплекс неполноценности. Чувство неполноценности, по мнению Адлера, является универсальным, это "стимул к здоровому, нормальному стремлению и развитию". Если это чувство становится чрезмерным или обременительным, возникает комплекс неполноценности, то есть появляется озабоченность своей неполноценностью, что служит причиной сомнений и выраженного дистресса. Чувство неполноценности перерастает в "патологическое состояние лишь тогда, когда ощущение собственной неадекватности переполняет индивида и вместо того, чтобы стимулировать его к полезной деятельности, повергает в депрессию и лишает способности развиваться". Комплекс неполноценности лежит в основе невроза.
Комплекс превосходства. Рука об руку с патологическим комплексом неполноценности идет комплекс превосходства. "Вряд ли стоит удивляться, если на фоне комплекса неполноценности обнаруживается более или менее скрытый комплекс превосходства". Вследствие выраженного чувства неполноценности возникают поведенческие, аффективные и связанные с мышлением проявления превосходства.
Сюда относятся презрение, тщеславие, тирания, ворчание, унижение других, гнев, громогласность, невнимание к окружающим, высокомерие, снобизм. Все это входит в симптомокомплекс неврозов.
Невротическая диспозиция. Это фундаментальная динамическая сущность, лежащая в основе всех психических расстройств, в том числе невротического характера.
"1) Индивид с ложными
представлениями о себе и
Невротические симптомы, часть невротической диспозиции, выполняют охранительную функцию - поддерживают самооценку, а также служат оправданием неудач (например, "Я не могу этого сделать из-за сильной тревоги"). Таким образом, невроз является расстройством типа "Я не могу..., потому что..." или "Да, но...".
Допущения
На основании этих концепций высказывается двенадцать основных допущений, в частности:
1. В основе всей человеческой
деятельности лежит одна
2. Стремление обретает
свое специфическое
3. Цель видится индивиду "словно в тумане", то есть в значительной мере им не осознается. Это область бессознательного, неизвестная часть цели. Хотя наша креативность может быть задействована в стремлении к цели, мы не осознаем полностью, в чем эта цель заключается. Например, не принято думать, что "в возрасте трех лет я определил свой жизненный стиль как контролирующий, чтобы всегда быть хозяином положения". Вместе с тем девиз "быть хозяином положения" может стать темой, организующей жизненный стиль или целью, хотя сознательно мы этого и не признаем. Мы "не знаем" или "не осознаем" этого.
4. Цель становится главной
причиной, независимой переменной.
Поскольку на основании цели
можно судить об индивиде, это
может служить рабочей
5. Все психологические
процессы формируют
6. Все очевидные психологические категории, такие как различные влечения или контраст между сознательным и бессознательным, есть лишь аспекты единой системы отношений и не отражают дискретные сущности и количества. Каждый человек отличается целостностью, а не является набором Ид, Эго и Суперэго. Все мы функционируем последовательно и согласованно. Это учитывается в системе индивидуальной психологии. "Адлер употребил термин индивидуальный в его латинском значении неделимого, поскольку считал человека неделимой органической сущностью".
7. Все объективные предпосылки,
такие как биологические
8. Представления индивида
о себе и мире, его "апперцептивная
схема" и интерпретации как
аспекты жизненного стиля
9. Индивида нельзя рассматривать
в отрыве от его социального
окружения. "Индивидуальная психология
рассматривает и изучает
10. Все важные жизненные
проблемы, включая удовлетворение
определенных влечений, становятся
социальными проблемами. Все ценности
становятся социальными
11. Социализация индивида
не достигается за счет
Такова природа социального интереса. Вместе с тем социальный интерес не возникает сам по себе. Это внутреннее свойство необходимо взращивать и развивать, чтобы оно расцвело.
12. Нарушение адаптации
характеризуется
Заключение
Система Адлера опирается на телеологию, холизм, познание, сознание, целостность, социальную психологию, теорию поля и жизненные ценности. Она не отрицает влияния биологии и окружающей среды, однако, основная ответственность возлагается на индивида как на творца собственной судьбы. Это психология использования, а не обладания: в конечном счете главное значение имеет не то, чем мы обладаем, а то, как мы распоряжаемся тем, чем обладаем. Для Адлера чувство неполноценности и стремление к превосходству (или значимости, завершенности) лежит в основе человеческого поведения. Степень социального интереса придает этому поведению позитивное или негативное направление.
Психотерапия по Адлеру описывается как обучающая, основанная на сотрудничестве, по природе своей предполагающая отношения типа учитель-ученик. Считается, что она имеет четыре этапа: взаимоотношения, жизненный стиль, оценка и анализ, инсайт и переориентация. Ее цели заключаются в ослаблении неполноценности, пробуждении или усилении социального интереса, модификации дисфункциональных убеждений, лежащих в основе жизненного стиля. Техники терапии по Адлеру заметно варьируют, при применении этот подход выглядит более эклектичным, чем любой другой.
Литература
1. Альфред Адлер Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека "Наука жить", Киев, 1997
2. А. Альфред Наука жить, М.: «Наука», 1978
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969
4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
5. Ковалев А.Г. Психология личности. – Л.: ЛГУ, 1963.
6. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. – М.: Просвещение, 1994.