Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:28, контрольная работа
Психологическая коррекция – важное и ответственное направление практической деятельности психолога. Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели.
Введение
Психологическая коррекция – важное и ответственное направление практической деятельности психолога. Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели.
В работе психолога коррекция
характеризуется как
• что есть;
• что должно быть;
• что надо сделать, чтобы было должное.
Что бы ответить на эти вопросы, психолог должен определить норму психического развития личности человека, и в частности ребенка.
В данной работе будет рассмотрен результат психокоррекционной работы с группой младших школьников.
1. Основные направления
Выделяют три уровня анализа нормы психического развития:
1) нейропсихологический
уровень, на котором делается
заключение о мозговой
2) общепсихологический уровень
анализа содержания нормы
3) возрастно – психологический
уровень анализа позволяет
Когда определены нормы анализируемого
явления, психолог может решать вопросы
коррекции. Например, у ребенка плохая
память, что создает трудности
в учебе. Как её улучшить? Можно
это сделать, ориентируясь на норму
(тогда коррекция будет
Выбор целей и направленности коррекции, то есть стратегия её осуществления, определяется тремя основными принципами:
• принципом нормативности
развития (учета) основных закономерностей
психического развития, значения последовательных
стадий развития для формирования личности,
этот принцип постулирует
• принцип «сверху вниз»
требует поставить в центр
внимания «завтрашний день развития»
личности, а в качестве основного
содержания коррекционной работы считать
создание зоны ближайшего развития человека,
исходя из этого, коррекция должна строиться
как целенаправленное формирование
психологических
• принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе.
Тактику коррекционной работы, то есть выбор средств и способов достижения поставленной цели определяет так называемый деятельностный принцип коррекции, который задает направление работы через организацию соответствующих видов деятельности личности и формирование обобщенных способов её ориентировки в различных отношениях. Такое формирование должно осуществляться путем организации деятельности человека, предполагающей целенаправленное изменение социальной ситуации его развития.
Таким образом, коррекционная
работа должна строиться не как простая
тренировка умений и навыков, не как
отдельные упражнения по совершенствованию
психической деятельности, а как
целостная осмысленная
Рассмотрим пример коррекционной
работы психолога на опыте работы
школьного психолога с группой
младших школьников, которые испытывали
трудности в сфере
Занятия проходили один раз в неделю с группой 6 человек , в специальном помещение, классе психологической разгрузки, скорее напоминающим об игровой комнате в детском саду или об детской комнате дома, чем о школе.
2. Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
ПРЕДМЕТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ: эмоциональная сфера детей:
Состояние психического дискомфорта;
Зависимость от окружающих;
Противоречивость личности;
Враждебность;
Тревожность.
ОБЪЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ: младшие школьники с эмоциональными проблемами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
БЛОК 1 «Снятие состояния психического дискомфорта»
Задачи:
1) Снятие эмоционального напряжения;
2) Создание положительного
эмоционального настроя и
3) Перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку;
4) Обучение приемам
5) Психомышечная тренировка.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: «Обезьянки» (знакомство)
«Назови свое имя» (знакомство, представление)
«Что слышно?» (игра, развивающая внимание)
«Повтори!» (пантомимика)
«Фотографии» (распознание эмоций»
Сказка «Про хвастунишку Тишку» (беседа по сказке)
Свободное рисование (рассказ о своем рисунке)
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: «Игра гномиков»
«Забавные человечки» (двигательная и эмоциональная разминка)
«Будь внимателен!» (пантомимика, внимание, распознание эмоций)
Сказка «О храбреце» (беседа по сказке, инсценировка сказки)
«Страшный медведь» (эмоции страха, испуга)
Игра «Когда всем весело, а одному грустно»
Свободное рисование (рассказ о своем рисунке)
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: «Магазин игрушек»
Беседа «Моя любимая игрушка»
«Угадай, что за игрушка» (развитие тактильных ощущений, памяти)
«Любимая игрушка» (пантомимика)
«Что случилось с козленком?» (эмоции страдания, боли)
«Помоги козленку» (тренинг поведения, проявление сочувствия)
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: «Веселые утята»
Узнаем друг друга по голосу, закрыв лицо руками (внимание)
Передаем друг другу «горячую картошку», «ледышку» (внимание, взаимодействие)
«Ручейки» (пантомимика)
«Купание в фонтане» (эмоции радости, удовольствия)
Исследование ситуации «если горе велико, если горю не помочь»
«Вот что значит настоящий, верный друг» (песня)
БЛОК II «Коррекция зависимости от окружающих»
Задачи: 1) Привить ребенку новые формы поведения
2) Научить самостоятельно принимать верные решения
3) Дать возможность
4) Использовать выразительность движений в воспитании эмоций и высших чувств
5)Приобретение навыков в саморасслаблении
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: «Цирк»
«Что наденем, идя в цирк?» (внимание)
Вспомнить, кто во что одет? (внимание, память)
«Мы опаздываем на представление» (сесть и встать бесшумно, внимание, движение)
«Аплодисменты» (хлопки со сменой ритма)
«Фокусник», «Силач с гирями», «Дрессировщик»(пантомимика)
«Клоун проказничает» (эмоции вины, стыда)
«Клоун смеется и дразнит слона» (тренинг желательного поведения)
Танец клоунов
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: «Смелый капитан»
Этюд «Вот он какой!» (пантомимика)
Этюд «Тень» (развитие памяти)
Этюд «Смелый капитан» (смелость, уверенность в себе)
Свободное рисование (рассказ о своем рисунке)
Игра «Спящая царевна» (расслабление)
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: «Летний луг»
Игра «Передай клубочек» (эмоциональная разминка)
Этюд «У оленя дом большой» (работа над выразительностью движений)
Этюд «Чунга - Чанга» (эмоция удовольствия)
Этюд «Цветок» (эмоция радости)
Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц)
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: «Мы честные ребята»
Игра «Сова» (подвижная игра)
Игра «Запретная цифра» (память, внимание)
Игра «Повтори за мной» (психомышечная тренировка)
Этюд «Правильное решение» (смелость, храбрость, радость)
Этюд «Деньги на мороженое» (честность, тренинг желательного поведения)
Этюд «Игра с песком» (расслабление мышц, выразительность движений)
БЛОК III «Гармонизация противоречивости личности»
Задачи: 1) Снятие эмоционального напряжения
2) Коррекция поведения с помощью ролевых игр
3) Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам
4) Формирование у детей моральных представлений
5) Тренировка психомоторных функций
ЗАНЯТИЕ 1
1) Игра «Кто что делает?» (память, внимание)
2) Работа с пиктограммами, тренаж узнавания эмоций (радость, горе, испуг, удивление)
3) Этюд «Разные настроения» (мимика)
4) Этюд «Три характера» (моральная оценка злости и плаксивости)
5) Игра «Холодно - жарко»
ЗАНЯТИЕ 2
«Дракон кусает свой хвост» (подвижная игра)
Игра «Противоположные движения» (координация движений, внимания)
Этюды на различные проявления эмоций (радость, страдание и т.д.)
Рисование на тему «Как бы я поступил…» (обсуждение рисунков)
Комплекс ауторелаксации.
ЗАНЯТИЕ 3
Сочинение всеми детьми «общей истории»
Инсценировка «общей истории»
Обсуждение поступков героев истории
Комплекс «На берегу моря» (саморасслабление)
ЗАНЯТИЕ 4
Игра «Тень» (память, внимание)
Работа с пиктограммами
Игра «Зеркало» (мимика)
Этюд «Так будет справедливо»
(отображение положительных
Слушание музыки (К. Сен – Санс «Лебедь»)
БЛОК IV «Снятие враждебности»
Задачи: 1) Коррекция поведения с помощью ролевых игр
2) Формирование адекватных форм поведения
3) Эмоциональное осознание своего поведения
4) Нравственное воспитание
5) Работа над выразительностью движений
Регулирование поведения в коллективе
Обучение приемам
ЗАНЯТИЕ 1
Узнать по звуку животное (внимание, память)
«На лошадях в зоопарк» (движение)
«Звери и птицы» (пантомимика)
«Злая мартышка» (эмоции злости, насмешки)
«Котенок и мартышка» (эмоции жалости и сочувствия)
«Бездомная кошка» (пожалеть, приласкать)
Расслабляющая музыка
ЗАНЯТИЕ 2
Этюд «Карлсон» (эмоция удовольствия)
Этюд «Больной ребенок» (эмоция страдания)
Игра «Что с кем произошло?» (идентификация эмоций)
Этюд «Эгоист» (Беседа «Кого зовут эгоистом?»)
Игра «Кто за кем?» (наблюдательность, успокоение)
Комплекс «Медвежата в берлоге» (саморасслабление)
ЗАНЯТИЕ 3
Игра «Волшебный платочек» (внимание)
«В гостях у Бабы Яги» (психогимнастика, пантомимика)