Психологическая оценка состояния комфортности человека оператора в СЛМС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

Веками психология развивалась в тесной связи с естественными, общественными и философскими науками и почти не касалась техники. Поворот психологии к промышленному производству совершился под давлением требований экономики.
В основе инженерной психологии лежит психология труда, зарождение которой связано с именем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись рефлекторной природой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изучению роли этих процессов (прежде всего ощущений и восприятий) в трудовых актах. Он поставил «вопрос о формировании трудовых навыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения к кинестезии). И. М. Сеченов ввел новое понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности. Работы И. М. Сеченова и сегодня не утратили своего значения для теории и практики.

Содержание

1. История развития инженерной психологии……………………………….2
2. Психологическая оценка состояния комфортности человека оператора в СЛМС…………………………………………………………………………….8
Список литературы…………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

№ 4

1. История развития инженерной психологии……………………………….2

2. Психологическая оценка состояния комфортности человека оператора в СЛМС…………………………………………………………………………….8

Список литературы…………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История возникновения и развития инженерной психологии

 

Веками психология развивалась в тесной связи с естественными, общественными и философскими науками и почти не касалась техники. Поворот психологии к промышленному производству совершился под давлением требований экономики.

В основе инженерной психологии лежит психология труда, зарождение которой связано с именем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись рефлекторной природой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изучению роли этих процессов (прежде всего ощущений и восприятий) в трудовых актах. Он поставил «вопрос о формировании трудовых навыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения к кинестезии). И. М. Сеченов  ввел новое понятие активного  отдыха как лучшего средства повышения  и сохранения работоспособности. Работы И. М. Сеченова и сегодня не утратили своего значения для теории и практики.

Научные истоки инженерной психологии можно отнести к 1900 г., когда немецкий психолог В. Штерн ввел в научный оборот термин «психотехника». Предпосылкой ее развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое приложение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни. Так, изучение чувствительности анализаторов обнаружило индивидуальные различия, наводившие на мысль о том, что необходим подбор людей с более низкими порогами чувствительности для тех профессий, где требуется высокая острота зрения, слуха или других органов чувств. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производственной активности рабочих, для лечения некоторых психических заболеваний и т. п.

Второе, не менее важное обстоятельство, стимулировавшее развитие прикладной психологии, заключалось в социально-экономических  условиях, в том, что переход капитализма  в его высшую стадию - империализм сопровождался небывалым обострением конкурентной борьбы, усилением погони за сверхприбылью. В поисках средств для выжимания максимальных прибылей капиталисты обратились к психологии, поставив перед ней задачу повышения коэффициента полезного действия рабочих. Эта позиция предпринимателей позднее была сформулирована Робером Лаганом так: «Искусство лучше использовать энергию коллективов людей становится сейчас важнейшим фактором развития предприятий, так как в настоящее время все предприятия могут располагать практически неограниченными и равными источниками капиталов, оборудования, энергии, сырья. Единственное, чем они отличаются друг от друга,— это подбор кадров и руководство ими». Целям капиталистической эксплуатации трудящихся служил тейлоризм, исчерпывающая оценка которому дана В. И. Лениным. Целям эксплуатации служила и психотехника, что бы ни говорили ее теоретики о «надклассовое™» своей науки. Одним из центральных направлений в психотехнике был профессиональный отбор, основанный на идее врожденных способностей и на принципе однозначного, фатального предназначения человека для какой-либо одной профессии. Обширнейший круг работ, направленных на изучение профессий, на разработку тестовых методик, с помощью которых стремились определить профпригодность, затмил собой другие направления. Это привело к тому, что даже в наше время понятия психотехники и профотбора часто воспринимаются как тождественные. Между тем психотехники провели немало исследований, посвященных раскрытию и устранению причин утомления рабочего, рационализации режима труда, формированию трудовых навыков, созданию необходимой трудовой мотивации, организации рабочего места. Зародышем будущего инженерно-психологического направления можно считать такие работы, как выбор наиболее рационального расположения букв на клавиатуре пишущей машинки с учетом времени двигательной реакции. Известны работы В. Штерна, посвященные критериям ценности свидетельских показаний с учетом закономерностей внимания, памяти, влияния аффекта; на них в свое время ссылался известный русский юрист Ф. Кони. Занимала психотехников проблема рекламы: ее воздействие на сознание и подсознание человека. Английский психотехник Дилль Скотт разработал систему хозяйственной педагогики — систему воспитания рабочих и объединения их в «единые коллективы» с предпринимателями. Но, безусловно, самое заметное место в психотехнике занимали профессиография и профессиональный отбор. Одна из ярких страниц вписана в этот раздел известным психотехником Гуго Мюнстербергом. Он разработал системы тестов для профессионального отбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов, предпослав своим рекомендациям тщательный анализ этих профессий. Особенный интерес представляет предложенная им установка для отбора вожатых трамвая, позволявшая оценивать скорость действий, с одной стороны, и осторожность и бдительность — с другой. Эта установка представляла собой барабан с бумажной лентой, который испытуемый вращал с удобной для него скоростью. В прорезях барабана появлялись цифры, обозначающие те или иные элементы дорожной ситуации, и испытуемый должен был называть буквенный индекс ситуации, которую он считал опасной. Интегральный показатель успешности объединял как признак скорости, так и признак безошибочности. Мюнстерберг писал, что он стремился воспроизвести психологическую сущность профессии вожатого, т. е., говоря современным языком, моделировать деятельность. Естественно, что такой подход 'позволил ему достичь значительной достоверности прогнозов; количество несчастных случаев (и убытки трамвайной компании) резко уменьшилось, а популярность психотехники заметно возросла. В последующем Г. Мюнстерберг назвал психотехникой всю совокупность идей о практическом приложении психологии к задачам культуры. Он впервые отчетливо ставит задачу использования выводов психологической науки в практической деятельности.

Главным недостатком психотехники было механистическое понимание  способности к деятельности как  набора свойств, не связанных между  собою и неизменных. Для диагностики  способностей применялись наборы кратковременных  испытаний — тестов, дававших весьма неполную информацию о тех или  иных свойствах психики.

В условиях капитализма, где  предложение труда всегда превышает  спрос, цели профотбора и профориентации стали дополняться, а в ряде случаев  и полностью извращаться целями политическими. Отбор осуществлялся  не столько по критерию психологической  пригодности человека к труду, сколько  по принципу его политической благонадежности. Многочисленные службы профотбора и  кабинеты профконсультации стали своеобразным орудием умиротворения рабочих, средством расовой и политической дискриминации.

Тем не менее, стремление психологии выйти за рамки научных лабораторий, связаться с практикой было в  свое время явлением положительным, вызвавшим к ней интерес во всех странах. Издавались специальные  журналы, собирались международные  психотехнические конгрессы. В нашей  стране психотехника как средство практического  применения психологических знаний пережила период интенсивного развития в 20-е годы. В Москве, Ленинграде, Казани, Харькове и в других городах  возникают психотехнические лаборатории. Широко развертывается работа по изучению профессий, ведется профессиональный отбор.

В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал «Психофизиология труда и психотехника» (с 1932 г. он стал называться «Советская психотехника»). Наряду с применением традиционного профотбора, при котором некритически заимствовались тестовые методы буржуазной науки, советская психотехника добилась ряда несомненных достижений. Разработаны были схемы и методы профессиографии, не потерявшие своего значения до настоящего времени. Проводились исследования динамики работоспособности и утомления в зависимости от ряда факторов, изучался процесс овладения навыками. В работах передовых ученых высказывались мысли об изменчивости способностей, о возможности компенсации одних свойств другими.

Почти в это же время (1857 г.) появляется другое прикладное направление  психологии – эргономика. Этот термин, который в переводе с греческого означает «закон работы», предложил В. Ястшембовский, понимая под ним науку о труде.

Идеи психотехники и эргономики в России были поддержаны академиком В. М. Бехтеревым и профессором В. Н. Мясищевым. Профессиональную психологию В. Н. Мясищев рассматривал как весьма существенный раздел психологии личности, так как считал, что «профессиональная  деятельность есть важнейшее проявление личности человека».

Ученики академика Бехтерева  В. Н. Мясищев и А. Л. Щеглов (1921 г.), относят область своих исследований к эргологии и эрготехники.

Важно отметить, что в  числе первых Бехтерев и его ученики  при изучении работающего человека применили комплексный подход.

Таким образом, еще в предреволюционный  период в России сложился багаж научных  идей, методов, опыт изучения труда  в прикладных целях. Этот опыт ученые пытались применять и в Советской  России.

Анализ развития психотехники в СССР позволяет выделить ряд  особенностей:

1) она с самого начала  была приписана к психологии  труда и объектом рассмотрения  оказалась система «человек-техника», где вопросы рационализации труда  становятся приоритетными; 2) в 20-е  годы психотехника получает значительное  развитие, а к середине 30-х годов  все направление директивно закрывается; 3) дальнейшие исследования в рамках  психологии приводят впоследствии  к появлению инженерной психологии.

В 1957 году инженерная психология была определена как самостоятельная  область исследования. Значительная роль в организации и консолидации исследовательских работ по инженерной психологии принадлежит созданной  в ЛГУ в 1959 г. лаборатории индустриальной (инженерной) психологии, которую возглавил Б. Ф. Ломов.

В своем развитии инженерная психология прошла 2 этапа:

1) на начальных этапах  господствовал «машиноцентический» подход;

2) позже на первое место  выходит «антропоцентрический»  подход.

Таким образом, в процессе развития инженерной психологии осуществляется переход от относительно простых  и частных вопросов к более сложным и общим, от исследования отдельных элементов деятельности – к изучению деятельности в целом. Эта логика была связана с развитием комплексного подхода, изучающего общие закономерности процессов управления в качественно различных системах. При комплексном подходе человек и машина рассматриваются как составные части единой сложной системы.

Ломов (1966 г.) считал, что в  схеме «человек-машина» человек  рассматривается как звено особого  рода: организующее систему, направляющее ее на достижение определенного, заранее  им заданного результата. Главное  в человеке как в субъекте труда  – готовность к неординарным действиям  в сложных ситуациях и способность  к рефлексии своего труда.

При таком подходе становится необходимым психологическое исследование структуры деятельности человека. В познании сущности психических явлений важнейшей задаче является выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношение биологических и социальных оснований в его развитии.

В 70-х годах наметилась разработка методов проектирования системы «человек-машина». Одновременно стали решаться проблемы анализа  деятельности людей, осуществляющих управление, проектирование и обобщение оценок функционирования систем «человек – машина».

Таким образом, инженерная психология как научная дисциплина решала одновременно 2 задачи: 1) приспособление человека к  технике; 2) приспособление техники  и условий труда к человеку.

В связи с техническим  оснащением производства, а также  вооруженных сил становится вопрос управления человеком сложной техникой после качественного обучения и  переобучения человека-оператора.

Все основные функции управления сложной техникой сводятся к преобразованию информации, циркулирующей в данной системе.

В этих условиях уже не физические и физиологические функции человека стали основными ограничивающими  факторами успешности субъекта деятельности, а его когнитивные функции  и эмоциональное состояние. Поэтому  инженерная психология как научная  дисциплина начинает изучать объективные  закономерности процессов информационного  взаимодействия человека и техники  с целью использования их в  практике проектирования, создания и  эксплуатации систем «человек-машина» (СЧМ).

Бурное развитие инженерной психологии, ставшей самостоятельным, чрезвычайно продуктивным направлением психологии труда, привело к перестройке  ее понятийного аппарата, ставшего благодаря обогащению технической  терминологией не только более широким, но и более строгим.

Таким образом, развитие инженерной психологии в России как самостоятельного научного направления с самого начала было подчинено решению практических задач. Сегодня «Инженерная психология»  является одной из научных отраслей психологического знания.

 

  1. Психологическая оценка состояния комфортности человека оператора в СЛМС.

         Человек и окружающая среда взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий  и информаций. Любое превышение привычных  уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека или природную среду.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.д.) и действиями человека. Измеряя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе « человек- среда обитания»:

- комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным  условиям взаимодействия: создают  оптимальные условия деятельности  и отдыха; предпосылки для проявления  наивысшей трудоспособности и  как следствие продуктивности  деятельности; гарантируют сохранение  здоровья человека и целостности  компонент среды обитания.

- допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и  среду обитания, не оказывают  негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту,  снижая эффективность деятельности  человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых процессов у человека и в среде обитания.

- опасное, когда потоки  превышают допустимые уровни  и оказывают негативное воздействие  на здоровье человека, вызывая  при длительном взаимодействии  заболевания, и/или приводят к  деградации природной среды.

- чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать нарушения в природной среде.

Из четырёх характерных  состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной деятельности, а два других (опасное и чрезвычайно  опасное) – недопустимы для процессов  жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. Следовательно, поддерживание комфортного и/или  допустимого состояний является способом повышения защищённости человека.

Комфортное состояние  жизненного пространства по показателям  микроклимата и освещения достигается  соблюдением нормативных требований. В качестве критериев комфортности устанавливают значения температуры  воздуха в помещениях, его влажности  и подвижности, соблюдение нормативных  требований к искусственному освещению  помещений и территорий.

Влияние микроклимата.

Параметры – температура  окружающих предметов и интенсивность  физического нагревания организма  характеризуют конкретную производственную обстановку и отличаются большим  разнообразием. Остальные параметры  – температура, скорость, относительная  влажность и атмосферное давление окружающего воздуха – получили название параметров микроклимата.

Параметры микроклимата воздушной  среды, которые обуславливают оптимальный обмен веществ в организме и при которых нет неприятных ощущений и напряжённости системы терморегуляции организма, называют комфортными или оптимальными.

Информация о работе Психологическая оценка состояния комфортности человека оператора в СЛМС