Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:16, контрольная работа
Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, берет на себя государство, создавая специальные службы: спасательные, пожарные, медицинские. Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию профессиональной психологической помощи на месте чрезвычайной ситуации.
Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский
институт Государственной
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Психологическая подготовка к
профессиональной деятельности
вариант № 94__
Выполнил: Ницак Руслан Васильевич .
__________
(подпись)
Проверил: _________________
(должность, звание)
______________________________
(фамилия, инициалы)
Дата
проверки работы ______________________
Результат
проверки ____________________
______________________________
(подпись, фамилия, инициалы преподавателя)
Екатеринбург
2013
Вопросы задания 50,82,33
Вопрос 33
Этапы экстренной психологической помощи пострадавшим.
Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, берет на себя государство, создавая специальные службы: спасательные, пожарные, медицинские. Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию профессиональной психологической помощи на месте чрезвычайной ситуации.
Ведь за словом «катастрофа» всегда стоят человеческое горе и страдание, каждая такая ситуация ломает судьбы многих людей, порождает семейные и личные трагедии. В момент чрезвычайной ситуации спокойная жизнь большого числа людей оказывается разрушенной. Этим людям требуется помощь специалистов, и в том числе специалистов-психологов.
Оказание
экстренной психологической помощи
— это самостоятельная область
психологической практики. Ее своеобразие
обусловлено особыми условиями,
в которых протекает
1. Наличие психотравмирующего события. Оказание экстренной психологической помощи происходит после события, имеющего сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека. Это могут быть масштабные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, или менее масштабные события, также являющиеся мощными стрессогенными воздействиями на человека (ДТП, изнасилование, внезапная смерть близкого человека). Почти всегда такое событие можно охарактеризовать как событие внезапное.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что экстренная помощь специалиста-психолога — это краткосрочная помощь после сильного негативного стрессо-генного воздействия (дистресса).
Основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность психолога при оказании данного вида помощи, можно сформулировать следующим образом:
Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте чс
Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три этапа. Первый этап подготовительный, второй — это этап собственно оказания экстренной психологической помощи, третий можно обозначить как этап завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи. На каждом конкретном этапе перед психологами стоят свои цели и задачи. Рассмотрим их более подробно.
Подготовительный этап. Целью работы на подготовительном этапе является подготовка развернутого плана действий по оказанию экстренной психологической помощи. Для этого необходимо осуществить:
1. Сбор информации о психологической ситуации, сложившейся в результате ЧС. В некоторых ситуациях нужные сведения имеются у специалистов-психологов или специалистов другого профиля, уже работающих на месте происшествия. Если же информации такого рода нет, необходимо собрать ее самостоятельно для того, чтобы организовать работу специалистов наиболее оптимальным образом.
Сбор информации производится по следующей схеме. • Определение мест, где предстоит работать психологам: места дислокации пострадавших и их родственников, пункты проведения массовых мероприятий (панихиды, опознания, встречи с представителями властных структур). Часто таким местом является также и само место ЧС (если ЧС произошло на территории населенного пункта).
Основной этап. На основном этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи специалисты-психологи работают по двум основным направлениям: помощь специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС, нацеленная на обеспечение условий профессиональной деятельности, и помощь пострадавшим в результате ЧС.
Содержание деятельности специалистов-психологов может быть различным, оно определяется на подготовительном этапе и отражается в плане работ. Это содержание зависит от специфических характеристик ситуации.
Завершающий этап. На завершающем этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи решаются такие задачи, как:
Вопрос 50
Факторы проявления негативных психологических последствий боевого стресса
Основными стресс-факторами, вызывающими нервно-психическое напряжение (стресс) у пожарных в боевой обстановке, являются опасность, создающая угрозу жизни, ответственность за решение боевой задачи, дефицит времени на принятие решений и выполнение действий, необычность условий рабочей среды (высокая температура, загазованность, шум и т. п.).
Психическая напряжённость у пожарных может быть вызвана также несоответствием уровня развития профессиональных качеств требованиям, предъявляемым данной деятельностью к личности пожарного: психологической неподготовленностью к выполнению различных боевых задач в период тушения пожара, чрезмерной эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью, низкой эмоциональной устойчивостью и т. д.
Стрессовое
состояние у пожарных может возникнуть
и на боевом, дежурстве, т. е. в период
ожидания выезда на пожар. У некоторых
пожарных волнение, вызванное ожиданием
пожара, сопровождается стресс-реакцией,
которая может значительно
Стресс-реакция каждого конкретного человека в период ожидания боевого выезда зависит не только от его индивидуально-психологических особенностей, но и от эмоционального состояния товарищей по боевому расчету, караулу.
Стресс-факторы могут быть объективного и субъективного происхождения. Например, опасность взрыва на пожаре может быть реальной (объективной),'но может быть и мнимой (субъективной) .
Наиболее характерными и часто встречающимися стресс-факторами в боевой работе пожарных являются:
- высокая температура окружающей среды, которая после кратковременного усиления возбуждения приводит к угнетённому состоянию, нарушает равновесие между возбуждением и торможением, ослабляет тормозной процесс, создаёт дискоординацию движений.
- напряжённая физическая работа, связанная с большим теплообразованием в организме, при высокой температуре окружающей среды и значительной влажности воздуха, например характерных для тушения пожара в тоннелях, подземных галереях, коллекторах для прокладки инженерных коммуникаций, подвалах жилых домов, вызывает ухудшение самочувствия: появляются жажда, головная боль, головокружение, стук в висках, слабость, нежелание двигаться и т. д. Известно, что при повышении температуры тела до 40° и более может наступить тепловой удар (высшая степень перегревания), который сопровождается появлением судорог, галлюцинаций, потерей сознания;
- высокая концентрация дыма, оказывающая отрицательное воздействие в первую очередь на органы чувств. Дым вызывает сильное раздражение слизистой оболочки глаз и носоглотки, вызывает кашель, одышку, нередко приводит к потере работоспособности, а иногда и к отравлению организма;
- шум, способствующий возникновению страха, тревоги, беспокойства. Шум затрудняет речевой обмен, приводит к искажению приказов, распоряжений и поступающей информации. В условиях шума уменьшается сосредоточение внимания, снижается мыслительная способность, увеличивается время реакции на различные сигналы;
ограниченное пространство (например, при работе в тоннелях, подземных галереях, каналах кабельных коммуникаций и т. д.), вызывающее трудности не только физического, но и психического порядка, что приводит к значительному снижению работоспособности;
- ядовитые газы, выделяемые при горении химическими веществами и материалами и оказывающие отравляющее действие на организм человека. Наиболее постоянным компонентом всех токсичных примесей является окись углерода (СО), которая образуется при неполном горении. Ее содержание в продуктах горения, выходящих, например, из подвала жилого дома, иногда может достигать 1—2%, в то время как вдыхание воздуха с примесью СО в количестве 0,4—5% в течение нескольких минут может вызвать смертельный исход. Отравление окисью углерода характеризуется общей слабостью, усилением сердцебиения, нарушением ритма и глубины дыхания, потерей сознания.
Таким образом, наличие стресс-факторов создаёт трудности в работе пожарных, ухудшает их физическое и психическое состояние, что влияет на эффективность тушения пожаров. Отрицательное воздействие стресс-факторов значительно снижается, если пожарные своевременно психологически подготовлены к работе в сложных условиях пожара и организм их адаптирован к этим условиям. Более того, постоянная работа в условиях стресса образует у некоторых пожарных особое свойство личности — склонность к риску. На лиц, склонных к риску, стресс-факторы оказывают активизирующее и мобилизующее влияние. Их поведение почти во всех случаях характеризуется экономной затратой не только физических, но и нервно-психических сил. У людей, склонных к риску, в отличие от других самый низкий уровень психической напряжённости, зависящий, очевидно, от сознательного и умелого управления волевыми процессами и положительными эмоциями, которые вызываются удовлетворённостью работой и уверенностью в своих силах. Склонность к риску проявляется как направленность на опасность, поэтому эффективность действий пожарных, обладающих таким качеством, в экстремальных условиях очень высока. Это очень важно учитывать при расстановке сил на опасных участках боевой работы.
Информация о работе Психологическая подготовка к профессиональной деятельности