Психологическая проблема суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:55, реферат

Краткое описание

человечество сталкивалось с большим числом проблем самого разного типа, политических и социальных, научных и религиозных. Лишь в конце прошлого века и в нынешнем с особой остротой стали вставать проблемы, связанные с конфликтами в области психического. Развитие психологии как специальной науки стало результатом коллективных и индивидуальных потрясений современного человечества, которое уже не могло найти истолкование и умиротворяющий исход в мифологии, религии и метафизике, как то было в древности или средневековье. Во многом эти проблемы вставали прежде всего в социальной или групповой сферах, где возникали проблемы во взаимоотношениях между индивидуумами и нарушение «нормального» поведения людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУИЦИДА 4
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДА 7
3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СУИЦИДА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, люди, “переключившие скорости” своей профессиональной и общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки, во-первых, естественно, из-за большей напряженности труда в связи с более быстрым “темпом” , во-вторых, из-за тех или иных барьеров, возникающих при этом на их пути.

Одним из новых источников получения  стрессового заряда сегодня является недавно начавшись широко проявляться  механизм социально-экономического развития - конкуренция. Боязнь неуспеха, отставания, проигрыша, тревога из-за неуверенности  в своих возможностях, страх стать жертвой конкурентов и прочий букет беспокойств - еще до недавнего времени считалось, что монополией на обладание этими психологическими явлениями в широком социальном контексте обладает исключительно капиталистическое общество. Сегодня эти стрессогенные факторы по праву стали достоянием людей, внедряющих новые экономические механизмы хозяйствования, то есть людей в основном среднего поколения.

Финансовые успехи предприимчивых кооператоров у многих людей именно среднего возраста, не чувствующих  в себе особых деловых способностей для конкуренции на “свободном рынке” и привыкших к относительно спокойному существованию на государственных предприятиях, вызывают или специфическое чувство тоски, грозящее перейти в затяжные формы депрессии, или агрессию, очень напоминающую реакцию луддитов - разрушителей машин на заре промышленных революций.

Еще одним потенциально возможным  стрессогенным фактором для лиц  среднего возраста являются интенсивные  изменения, происходящие во всех сферах современного общества и порой требующие от человека коренного изменения мышления и поведения.

С другой стороны, новые условия  общественной жизни порождают неизмеримо большее количество альтернатив, как  при выборе стратегических программ поведения человека, таких, например, как выбор профессиональной деятельности или формы и места получения образования, так и в повседневном поведении в быту, например, при покупке газеты и журнала. Более альтернативное общество с его строгими правилами поведения во всех жизненных проявлениях не оставляет в большинстве случаев возможность выбора, ограничивая свободу индивида и свободу его личности, более демократическое - предоставляет гораздо большие возможности для индивидуального развития, но заставляет “мучиться” индивида свободой выбора и неопределенностью. В истории известны случаи повышения числа самоубийств в результате демократизации общества (например, в республиканской Испании).

Исследования психологов также  показывают, что люди, затрудняющиеся в силу своего воспитания или других причин осуществлять выбор в определенных жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, как правило, находятся в неблагоприятном психическом состоянии, которое повышает вероятность возникновения суицидальных намерений.

На первый взгляд, может быть, это звучит антигуманистично, но отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте все же является иногда более естественным и причинно обусловленным, чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться, и ответственность за него несут все члены общества в гораздо большей степени.

Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у молодежи, и  насколько существенны они сегодня  в нашем обществе? На первом месте  из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями(примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью искренних эмоционально теплых отношениях, которые являются, которые являются надежной защитой  от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом - ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или покинул семью.

Распад семьи, впрочем, является мощным фактором, связанным с самоубийствами, и у взрослых. Среди одиноких, холостых и особенно разведенных гораздо чаще встречаются уходы из жизни. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины.

Интересно, что молодых (в возрасте 15-19 лет), наоборот ранние браки не спасают от уменьшения риска суицида - по данным американских авторов, среди женатых юношей в 1,5, а среди замужних девушек в 1,7 раз процент самоубийств выше, чем у их несемейных сверстников. Это связано прежде всего с тем, что “молодые” браки чаще являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.

Школьные проблемы обычно связаны  с неуспеваемостью или плохими  отношениями с учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе. В наших школах, в отличие от, например, японских, где перед каждой экзаменационной сессией происходят десятки самоубийств школьников, эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийств, но приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения не значимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки.

Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу “я не могу жить без тебя”), что любое охлаждение в привязанности, затем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

Среди мотивов, объясняющих попытки  самоубийства, сами подростки и эксперты-психологи  указывают на различные способы  таким образом оказать влияние  на других людей: “дать понять человеку, в каком ты отчаянии” - около 40% случаев, “заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался”- около 30% случаев, “показать, как ты любишь другого и выяснить, любит ли тебя действительно другой” - 25%, “повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение” - 25%, и наконец в 18 % случаев “призыв, чтобы пришла помощь от другого” (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).

Несмотря на возрастающее сегодня  общественное внимание к проблемам  семьи, детско-родительским отношениям и просто к проблемам общения  и взаимоотношений, современная ситуация в этом плане еще во многом далека от идеала. Профессиональные и другие проблемы родителей, отсутствие достаточного времени в силу различных социально-экономических причин зачастую приводят к формальному воспитанию детей или перекладыванию этой функции на школу или вообще неизвестно на кого.

Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами(усиливается  процесс “дифференциации”) - это  происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды и ряда других причин.

Все это приводит к тому, что  проблема “отцов и детей” может  быть , как никогда, остро стоит  именно сегодня и от ее решения  зависит успех диалога между подростками и взрослыми и ценность реальной помощи молодым. Пока что попытки взрослых наладить контакт с молодежью зачастую сводятся к метаниям между анархистскими лозунгами “полную свободу молодежи” и стародавними призывами “надо уважать и слушаться старших”.

В числе причин, толкающих на самоубийство, некоторые ставят пьянство, но с  этим едва ли можно согласиться. Привычные  пьяницы обыкновенно умирают  от органических страданий желудка, печени и мозга, но, даже и опустившись  на самое дно, цепляются за жизнь, несмотря на ее постылый характер. Несомненно, однако, что число самоубийств в состоянии опьянения представляют около 8% их общего числа, но это не результат порочной привычки , обращающейся в болезненную страсть, а чаще всего опьянение перед “вольною своей кончиной” является средством подкрепить ослабевшую перед этим волю и создать себе искусственное полузабытье. Излишне говорить о самоубийствах учащихся как результате неправильных педагогических приемов, переутомления , неудачи на экзаменах или страха перед ними и т. п. Этому вопросу в последние годы была посвящена обширная литература.

3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  СУИЦИДА

Суицидальная превенция представляет собой  процесс прекращения акта саморазрушения. Она заключается  в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном и психологическом кризисе. Никто из людей не является абсолютно суицидальным. Даже самое страстное желание умереть по своей психологической сущности является амбивалентным. Часть личности хочет жить, другая стремится уйти. Суицидальная настроенность является преходящей – эти чувства могут появляться, исчезать, возникать снова. Эта закономерность является основой суицидальной превенции.

 

Каким образом можно помочь человеку?

1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. К таким признакам можно отнести следующие: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным.

2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек  действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Если вы полагаете что кому – либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями.

3.Установите заботливые взаимоотношения.  Можно сделать гигантский шаг  вперед, если встать на позицию  уверенного принятия отчаявшегося  человека. В дальнейшем очень  многое зависит от качества  взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией. В этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и не любим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.

4. Будьте внимательным слушателем. Суицинденты особенно страдают  от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают  не настроены принять советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

5. Не спорьте. Столкнувшись с  суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение. Такие высказывания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Ни в коем случае нельзя проявлять агрессию при разговоре с потенциальным самоубийцей и постараться не выражать потрясения от услышанного. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, можно не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте вопросы. Если вы  задаете такие косвенные вопросы,  как: «Я надеюсь, что ты не  замышляешь самоубийства?», то  в них подразумевается ответ,  который вам бы хотелось  услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», то вам скорее всего не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?». Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было. Наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого – то, кому небезразличны его переживания и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение и ему дается возможность понять свои чувства.

Следует спокойно спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор  вы считаете свою жизнь столь безнадежной?», «Как вы думаете, почему у вас появились  эти чувства?», «Есть ли конкретные соображения как покончить с  собой?». Ваше согласие выслушать и  обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите.

7. Не предлагайте неоправданных  утешений. Причина, по которой  суицидент посвящает в свои  мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями тогда как он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.

Информация о работе Психологическая проблема суицида