Психологическая
помощь военнослужащим – участникам
боевых действий должна включать несколько
направлений:
- Диагностика синдрома социально-психологической дезадаптации у военнослужащего (психоэмоционального состояния на «гражданке», используемых стратегий адаптации, поведения) на основании результатов психодиагностики индивидуальных особенностей военнослужащего.
- Психологическое консультирование (индивидуальное и семейное). В индивидуальных беседах необходимо дать военнослужащим возможность высказать все наболевшее, проявляя заинтересованность их рассказом. Затем целесообразно разъяснить, что переживаемое ими состояние – временное, оно присуще всем, кто принимал участие в боевых действиях. Очень важно, чтобы они почувствовали понимание и увидели готовность помочь им со стороны не только специалистов, но и близких, родных. Мощным средством психологической реабилитации является искреннее проявление понимания и терпения к проблемам лиц, переживших психотравматические военные условия. Отсутствие такого понимания и терпения со стороны близких приводит порой к трагическим последствиям.
- Психокоррекционная работа. Психологическая коррекция или психокоррекция – это деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели (норме). Квалифицированная психотерапевтическая помощь необходима тем военнослужащим, у которых отмечаются резко выраженные и запущенные нарушения адаптации (депрессия, алкоголизм, девиантное поведение и т. д.).
- Обучение навыкам саморегуляции (приемам снятия напряженности с помощью релаксации, аутотренинга и другим методам).
- Социально-психологические тренинги с целью повышения адаптивности военнослужащего и его личностного развития.
- Помощь в профессиональном самоопределении, профориентация в целях переобучения и последующего трудоустройства.
Модель
психологической реабилитации:
- Взаимная адаптация психолога и пациента.
- Обучение пациента навыкам саморегуляции.
- Катарсический этап (повторное переживание).
- Обсуждение наиболее типичных форм поведения. На примере жизненных ситуаций.
- Апробирование новых навыков поведения через игру.
- Определение жизненных перспектив.
В идеале
каждый участник боевых действий должен
проходить и психологическую, и медицинскую
реабилитацию. Таким образом, следует
говорить о целостной медико-психологической
реабилитации (или помощи) и социальной
поддержке военнослужащих (Приложение
3), участвовавших в боевых действиях.
Наиболее
оптимальным для реализации задач
системы социальной реабилитации участников
боевых действий является создание специализированного
центра социальной реабилитации лиц, принимавших
участие в боевых действиях. Такой центр
может решать весь комплекс проблем социальной
адаптации и реабилитации ветеранов горячих
точек.
Центр социально-психологической
реабилитации участников боевых действий
должен решать следующие задачи:
- медицинская реабилитация военнослужащих (особенно инвалидов);
- социально-психологическая адаптация военнослужащих – участников боевых действий и членов их семей в системе рыночных отношений (индивидуальная психологическая и психотерапевтическая помощь, групповые и индивидуальные формы реабилитации);
- социально-психологическая поддержка военнослужащих и членов их семей (с этой целью должна быть организована работа комнаты психологической разгрузки при центре);
- образовательная деятельность (профконсультирование, первичное или дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации по гражданским специальностям, профессиональная переподготовка);
- содействие в трудоустройстве: создание банка вакансий рабочих мест на рынке труда, поддержание связей с работодателями;
- социально-правовая защита (координация действий центра с военкоматами, воинскими частями, службами занятости, учебными центрами, юридическое консультирование; поддержка предпринимательства, участие в создании и реализации систем социальной защиты).
Представляется
также целесообразной разработка целостной
модели социальной адаптации военнослужащих,
принимавших участие в боевых
действиях, в которой должны найти
свое место все работающие с участниками
боевых действий организационные структуры,
такие как:
- военные комиссариаты, основной задачей которых является постановка на учет, создание компьютерной базы данных, систематическое информирование структур, занимающихся вопросами социальной адаптации данной категории лиц;
- органы социальной защиты, занимающиеся вопросами материального обеспечения (денежных выплат, льгот) и правовой защиты участников боевых действий и их семей;
- органы здравоохранения, основной задачей которых должна быть медицинская реабилитация ветеранов боевых действий и организация работы медико-восстановительных центров для участников военных действий;
- специалисты, обеспечивающие социально-психологическую и психологическую реабилитацию участников боевых действий (психологи и психотерапевты) и действующие в тесном сотрудничестве с медиками;
- служба занятости, в чью компетенцию входит решение вопросов профессиональной подготовки и переподготовки бывших военнослужащих, а также содействие им в трудоустройстве;
- организации самих участников военных действий, решающие прежде всего проблему моральной поддержки ветеранов и членов их семей.
Для согласованной
деятельности структур, занимающихся
вопросами социальной реабилитации лиц,
принимавших участие в боевых действиях,
представляется целесообразным создавать
региональные координационные советы,
включающие представителей данных структур.
Таким образом,
для решения проблемы социально-психологической
реабилитации участников боевых действий
необходим системный и комплексный
подход.
Глава 3. Анализ деятельности
учреждений по социально-психологической
реабилитации участников боевых действий
в России и РБ
3.1
Модель Центра по социально-психологической
реабилитации участников боевых действий
Для успешной
реализации работы по социально-психологической
реабилитации участников боевых действий
необходима последовательная деятельность
специалистов-профессионалов именно в
этой сфере. Это возможно реализовать
на базе специализированного Центра,
модель которого выглядит, на наш взгляд,
примерно так.
Структура и деятельность Центра должны
отвечать следующим принципам:
- индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность реабилитационного процесса;
- направленность реабилитационного процесса на восстановление или компенсацию нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности участника боевых действий;
- направленность реабилитационного процесса на восстановление трудоспособности и обеспечение занятости УБД.
Индивидуальность,
непрерывность, последовательность, преемственность,
комплексность реабилитационного
процесса включают в себя необходимость
учета конкретных индивидуальных медико-социальных
показателей у данного индивидуума,
непрерывность обеспечения процесса
реабилитации, комплексность в проведении
мероприятий медицинской, профессиональной
и социальной реабилитации.
Направленность
реабилитационного процесса на восстановление
или компенсацию нарушенных функций и
ограничений жизнедеятельности УБД предусматривает
включение в деятельность центра таких
структур, которые должны обеспечивать
восстановительную терапию, профессиональную
и социальную реабилитацию УБД, восстановление
или уменьшение степени нарушений таких
видов жизнедеятельности, как передвижение,
общение, ориентацию, контроль за свои
поведением, самообслуживание, обучение
и способность к трудовой деятельности.
Направленность
реабилитационного процесса на восстановление
трудоспособности и обеспечение занятости
УБД предусматривает создание в центре
структур, обеспечивающих проведение
профессиональной реабилитации и занятости
УБД, включая их профориентацию, обучение
(переобучение), профессионально-производственную
адаптацию и трудоустройство на производстве
(входящем в виде структурного подразделения
в данное учреждение). Данный принцип должен
обеспечивать особую организацию процесса
занятости УБД, представляющую из себя
процесс и систему мероприятий, направленных
на развитие компенсаторной приспособляемости
организма УБД (особенно инвалидов), на
восстановление и расширение его трудовых
возможностей и производительности труда,
на формирование у УБД активной жизненной
позиции и воли к труду.
Цели и задачи Центра.
Необходимо
иметь в виду, что правильное определение
целей и задач центра оказывает непосредственное
влияние не только на содержание, но и
на эффективность его деятельности по
интеграции УБД в семью и общество. Разработанная
«модель» центра исходит из того, что его
основными целями должны являться: восстановление
социального статуса УБД, достижение материальной
независимости, его трудовая и социальная
адаптация путем проведения профессиональных,
социальных и медицинских реабилитационных
мероприятий, а также обеспечение занятости.
Достижение
указанных целей возможно путем решения
учреждением следующих задач:
- уточнение реабилитационного потенциала УБД;
- детализация и конкретизация индивидуальных программ реабилитации УБД;
- реализация индивидуальных программ реабилитации УБД;
- разработка планов и программ проведения реабилитации УБД с их последующим трудоустройством;
- осуществление мер по медицинской реабилитации (восстановительная терапия в пределах ИПР УБД(инвалида);
- проведение профессиональной реабилитации;
- проведение социальной реабилитации (социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации);
- изготовление специальных эргономических приспособлений, инструментов для инвалидов-УБД с нарушениями функций и анатомическими дефектами;
- трудоустройство инвалидов-УБД в мастерских, в том числе на специальные рабочие места;
- подготовка инвалидов-УБД к переходу на работу в открытое производство и оказание им содействия в таком переходе;
- динамический контроль над процессом реабилитации;
- организация и осуществление мероприятий по повышению уровня квалификации работников учреждения.
Структура Центра.
Рекомендуемые
в модели структура и функции центра
будут максимально способствовать решению
проблемы реабилитации УБД в комплексе,
ибо только комплексная реабилитация
обеспечит реализацию идеи «равных возможностей»,
в том числе, в области их занятости.
Отделение профессиональной реабилитации
инвалида-УБД должно включать:
- кабинет профориентации инвалидов, оснащенный компьютерами, телевизором и магнитофоном, специальными методическими материалами и приборами, профессиограммами, видеофильмами и материалами о профессиях и рынке труда;
- учебные классы, адаптированные к потребностям инвалидов;
- кабинет профессионально-производственной адаптации, оснащенный специальным оборудованием, приспособлениями и техническими средствами для организации рабочего места инвалида и т.д.;
- кабинет (участок) специального конструирования и модернизации оборудования и инструментов для инвалидов;
- кабинет содействия занятости инвалидов, прошедших обучение на рабочем месте, непосредственно в мастерских учреждения, осуществляющий контакты со службой занятости и работодателями, а также контроль за их трудоустройством;
- кабинет обучения основам предпринимательской деятельности и навыкам активного поведения на рынке труда (такой кабинет будет способствовать вовлечению УБД непосредственно в открытое производство).
Отделение социальной реабилитации должно
включать:
- кабинет специалиста по социальной работе (должен быть оснащен оргтехникой);
- учебный класс для адаптационного обучения (должен иметь мебель, доступную для инвалидов-УБД, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру);
- кабинеты обеспечения техническими средствами реабилитации (должны имитировать жилые помещения: кухню, ванную комнату, туалет, жилую комнату, спальню, которые оснащены техническими средствами реабилитации; в них осуществляется демонстрация технических средств, их апробация и обучение инвалидов-УБД);
- кабинет психолога (должен быть оснащен компьютером и методическим обеспечением);
- кабинеты психотерапии (включают помещения для индивидуальной и групповой психотерапии: они должны быть оснащены мягкой мебелью, магнитофоном, специальным методическим обеспечением; эстетический дизайн помещений должен соответствовать их функциональному предназначению (светлая окраска стен, ковровое покрытие пола, ковровая мебель и др.);
- учебный класс для обучения навыкам самостоятельного проживания, социального общения и др.
(должен быть оснащен мебелью, пригодной для использования инвалидами-УБД, экраном, классной доской, методическими пособиями; часть комнаты должна быть оборудована под кухню, где можно готовить еду, проводить работу по типу «социальной гостиной» и т.д.);
- библиотеку, видеотеку и дискотеку, которые должны по планировке и оборудованию соответствовать потребностям инвалидов-УБД. В план их работы могут быть включены услуги по эстетическому воспитанию, валеологии, туризму и др.
- спортивный зал.
Отделение медицинской реабилитации,
которое должно включать:
- кабинет специалиста по реабилитации (имеющего высшее медицинское образование и повышение квалификации по вопросам реабилитации инвалидов-УБД);
- кабинет лечебного массажа;
- кабинет кинезотерапии;
- кабинет лечебной физкультуры;
- кабинет функциональной диагностики;
- кабинет биомеханики;
- кабинеты бальнеотерапии (бассейн, сауна, душ);
- процедурный кабинет.
Отделение
медицинской реабилитации должно выполнять
следующие функции: