Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:07, контрольная работа
Главной целью деятельности психологической службы образования является сохранение и развитие психологического здоровья детей. Основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством - создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности [2,с.57].
Задание 1. Сформулируйте основные концептуальные положения организации работы психолога в системе образования.………… ……………3
Задание 2. Составьте сводную аналитическую таблицу, отражающую специфику и приоритеты организации деятельности педагога-психолога в учреждениях образования разного типа, обозначив общее и отличное:
а) дошкольное образовательное учреждение;
б) общеобразовательная школа;
в) учреждения образования для детей с проблемами в развитии;
г) средне-специальные учебные заведения;
д) высшие учебные заведения................................………………………………6
Список литературы……………………………………………………................13
Содержание
Задание 1. Сформулируйте основные концептуальные положения организации работы психолога в системе образования.………… ……………3
Задание 2. Составьте сводную аналитическую таблицу, отражающую специфику и приоритеты организации деятельности педагога-психолога в учреждениях образования разного типа, обозначив общее и отличное:
а) дошкольное образовательное учреждение;
б) общеобразовательная школа;
в) учреждения образования для детей с проблемами в развитии;
г) средне-специальные учебные заведения;
д) высшие учебные заведения.............
Список литературы…………………………………
1. Сформулируйте
основные концептуальные
Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования страны. Развитие психологической службы в образовательном учреждении занимает одно из центральных мест в рейтинге современных задач, реализуемых в рамках образовательного пространства [2]. Психологическая служба образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636), приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»), Уставом образовательного учреждения [5].
Главной целью деятельности психологической службы образования является сохранение и развитие психологического здоровья детей. Основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством - создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности [2,с.57].
Психологическая служба образования направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.
Современная система образования
предъявляет к сегодняшнему практическому
педагогу-психологу более
Развитие – это раскрытие творческого потенциала, усиление заложенных в самом ребенке возможностей, помощь ребенку в обретении веры в свои силы, стимулирование активности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Формирование – это
направленное воздействие на ребенка
с целью вызвать новые
Коррекция – это совокупность мер по устранению недостатков развития. К ней примыкает компенсация – перестройка сохранных функций для замещения нарушенных.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачами психолого-
Выделение обязательного
содержания психолого-педагогического
сопровождения ребенка на уровне
образовательного учреждения является
предпосылкой для построения профессиональных
связей как внутри конкретного учреждения,
так и между учреждением
Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса [6].
Таким образом, основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
2. Составьте сводную аналитическую таблицу, отражающую специфику и приоритеты организации деятельности педагога-психолога в учреждениях образования разного типа, обозначив общее и отличное
Сводная аналитическая таблица организации деятельности педагога-психолога
в учреждениях образования разного типа
Учреждение образования |
Цели |
Задачи |
Основные направления деятельности |
Приоритеты организации деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
дошкольное образователь-ное учреждение |
Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования |
5.Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (при трудностях усвоения образовательной программы, при проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, родителями);
|
Диагности-ческая, консультативнаяразвивающая и коррекционная работа, социально-диспетчерская |
1.Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада 2.Скрининговая диагностика – отслеживание динамики развития ребенка, выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения. 3. Выявление отклонений и проблем в развитии дошкольника. 4. Преодоление отклонений и проблем в развитии. 5. Участие в работе ПМПк (консилиума) ДОУ, что предполагает проведение диагностической работы при подготовке к ПМПк и участие в заседаниях ПМПк. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общеобразова-тельная школа: начальное образование
среднее образование |
Определение готовности к обучению в школе, помощь в адаптации к школе, выбор образовательного маршрута, профилактика отклонений в личностном развитии, участие в предупреждении и разрешении конфликтов между семьей и школой.
Сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости, сохранение психологического здоровья, помощь в профессиональной ориентации |
1. Выявление среди первоклассников и психологическая помощь учащимся с трудностями адаптации к школе 2. Определение готовности первоклассников к школьному обучению и прогноз трудностей обучения 3. Участие в выработке
и реализации индивидуальной
программы психолого-медико- 4.Психологическая поддержка
принимающих семей ( 5.Психологическое
1.Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. 2.Профилактика злоупотребления ПАВ среди учащихся. 3. Психолого-педагогическая помощь семье: сопровождению детей из принимающих семей и семей социального риска 4.Проведение профориентационной работы |
Содействие адаптации, профилактика дезадаптации; развивающая работа; коррекционная работа; просвещение; психологическая поддержка; консультиро-вание по причинам возникающих у ребенка трудностей; социально-диспетчерская деятельность Диагностичес-кая, профилакти-ческая, просветитель-ская, консультативная работа с учащимися, педколлективом и родителями; социально-диспетчерская деятельность
|
1.Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска возникновения школьной дезадаптации. 2.Психолого-педагогическая помощь в обучении учащимся с проблемами в обучении. 3.Участие в работе ПМПк. 4.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска. 5.Психолого-педагогическая помощь семье. 6.Формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни. 7.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.
2.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп риска развития кризисных состояний и групп суицидального риска. 3.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска - с детьми, стоящими на внутришкольном учете (подготовка и участие в работе Совета профилактики), и на внешкольном (координация деятельности с районной КДН, ОППН). 4.Консультирование подростков по проблемам, возникающим в их жизни, проведение тренингов для подростков (профилактики аддиктивного поведения, развития навыков взаимодействия, навыков разрешения конфликтных ситуаций, навыков саморегуляции). 5.Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении. |
учреждения образования для детей с проблемами в развитии |
Психологического сопровождения специального (коррекционного) учреждения является создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педаго-гических и психо-терапевтических условий, способст-вующих успешной адапта-ции, реабилитации и личностному росту детей в социуме |
1.Определение наиболее адекватных путей и средств развивающе-коррекционной работы с ребёнком; 2.Прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития; 3.Реализация собственно психологической развивающе- коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса
|
Психодиагнос-тическая, консультати-вная, коррекционно-развивающая работа; экспертная работа; организационно-методическая деятельность; просветительс-кая работа; социально-диспетчерская |
1.Психологическое сопровождение детей на приёме и адаптации. 2.Систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения. 3.Создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения. 4.Создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с особыми образовательными потребностями. 5. Участие в работе ПМПк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами. 6.Составление и реализация индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
средне-специальные учебные заведения |
Поддержка учащихся в их профессиональном выборе и обеспечение формирования способности к сознательному, ответственному выбору. Предметом внимания становится не только способность к планированию учебной и профессиональной карьеры, но и фундаментальная способность к проектированию собственного жизненного пути |
1. Психологическое сопровождение адаптации учащихся к новому образовательному учреждению. 2. Психологическое сопровождение
подростков с эмоционально- 3. Развитие социально- 4. Психологическое 5.Психологическое сопровождение работы по профилактике употребления психоактивных веществ, профилактике безнадзорности и правонарушений. 6.Психологическое 7.Психологическое |
Психодиагнос-тическая, консультатив-ная, коррекционная и тренинговая, профилактичес-кая работа, социально-диспетчерская деятельность |
Психолого-педагогическое сопровождение
выступает как комплексная Формами реализации психологической поддержки и помощи обучающимся выступают индивидуальные консультации, тренинговые и проблемные группы, взаимодействие в которых направлено на решение типичных проблем молодых людей, среди которых: адаптация к; новой образовательной среде; преодоление субъективных и объективных трудностей в образовательном процессе. В результате взаимодействия в этих группах формируется психологическая культура, профессиональная направленность, готовность принимать ответственность за профессиональное и личностное развитие, способность к осознанному адекватному поведению, эмоциональная гибкость, способность сохранять психологическое здоровье
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
высшие учебные заведения |
создание благоприятного психологического климата, формирование условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечение психологической защищённости студентов, преподавателей и сотрудников, поддержка и укрепление их психического здоровья. |
1. Повышение психологической
культуры всех участников 2. Содействие личностному
и профессиональному 3. Обеспечение психологической
помощи в экстремальных и 4. Создание условий для
обеспечения творческого 5. Содействие в обеспечении
деятельности преподавателей 6. Выявление основных
проблем участников 7. Содействие педагогическому
коллективу в создании |
Психодиагнос-тика, консультирова-ние, психопрофилак-тика, психопросвеще-ние |
1.Определении индивидуальных особенностей студентов. 2. Оказание конкретной помощи студентам, в осознании ими природы затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными психологическими особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в ВУЗе, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. 3. Профилактика сквернословия, употребления алкогольных, табачных и наркотических веществ в студенческой среде, своевременное предупреждение об опасностях, которые могут разрушить жизнь (пристрастие к азартным и компьютерным играм, зависимость от интернета, беспорядочные половые связи и т. д.) Проводиться в форме тренингов, бесед, индивидуальных консультаций, круглых столов. 4. Повышение психологической культуры преподавательского состава, студентов и сотрудников (освоение культуры коммуникаций, обучение умению конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и т. д.) Имеет форму лекций, семинаров, бесед, конференций. |
Таким образом, как показал анализ литературы и нормативно-правовой документации, формы и содержание деятельности педагога-психолога являются общими для всех образовательных учреждений по следующим направлениям:
Развивающая и коррекционная деятельность, экспертная деятельность по определению и корректировке индивидуального образовательного маршрута, социально-диспетчерская деятельность (в рамках взаимодействия отдельных специалистов и служб помощи ребёнку и его семье) не реализуются педагогами-психологами высших учебных заведений.
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которым оно располагает. Каждое направление включено в единый процесс сопровождения, имеет свою специфику.
Педагоги-психологи всех образовательных учреждений имеет 36 - часовую рабочую неделю, из них:
- 18 часов предусмотрено использовать на индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную, развивающую работу с учащимися (воспитанниками);
- 18 часов – на подготовку к индивидуальной и групповой работе с учащимися (воспитанниками), обработку, анализ, обобщение, комментарий полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и воспитателями, заполнение аналитической и отчетной документации, самообразование и организационно-методическую работу [3], [5]. К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
- анализ и планирование деятельности;
- курсы повышения квалификации;
- анализ научной и практической
литературы для подбора
- участие в научно-практических семинарах, конференциях;
- супервизорство;
- посещение совещаний и методических объединений;
- оформление кабинета.
Все педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях, ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по административной и профессиональной линиям в соответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности.
Формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов:
Для работы педагога-психолога
в образовательном учреждении выделяется
специальный кабинет, обеспечивающий
необходимые условия для
Список литературы
1. Аралова М.А. Справочник педагога-психолога ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2007.- 272 с.
2. Дубровина И. В. Практическая психология образования /И. В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2006. – 592 с.
3. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения // Письмо Министерства образования Российской Федерации
От 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6
4. Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Письмо Минобнауки от 07.07.2006 г. № 06-971).
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога» от 12.11.2007 № 2405
6. О психолого-медико-
7. Овчарова Р. В. Практическая психология образования /Р. В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
8. Семаго М. М., Организация и содержание деятельности психолога специального образования /М. М.Семаго, Н. Я.Семаго. – М.: АРКТИ, 2005. – 336 с.