Психологическая служба в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью деятельности психологической службы образования является сохранение и развитие психологического здоровья детей. Основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством - создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности [2,с.57].

Содержание

Задание 1. Сформулируйте основные концептуальные положения организации работы психолога в системе образования.………… ……………3
Задание 2. Составьте сводную аналитическую таблицу, отражающую специфику и приоритеты организации деятельности педагога-психолога в учреждениях образования разного типа, обозначив общее и отличное:
а) дошкольное образовательное учреждение;
б) общеобразовательная школа;
в) учреждения образования для детей с проблемами в развитии;
г) средне-специальные учебные заведения;
д) высшие учебные заведения................................………………………………6
Список литературы……………………………………………………................13

Вложенные файлы: 1 файл

Даша.docx

— 52.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Задание 1. Сформулируйте  основные концептуальные положения  организации работы психолога в  системе образования.………… ……………3

Задание 2. Составьте сводную аналитическую таблицу, отражающую специфику и приоритеты организации деятельности педагога-психолога в учреждениях образования разного типа, обозначив общее и отличное:

а) дошкольное образовательное  учреждение;

б) общеобразовательная школа;

в) учреждения образования  для детей с проблемами в развитии;

г) средне-специальные учебные  заведения;

д) высшие учебные заведения................................………………………………6

Список литературы……………………………………………………................13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сформулируйте  основные концептуальные положения  организации работы психолога  в системе образования.

  Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования страны. Развитие психологической службы в образовательном учреждении занимает одно из центральных мест в рейтинге современных задач, реализуемых в рамках  образовательного пространства [2]. Психологическая служба образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636),  приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»), Уставом образовательного учреждения [5].

Главной целью деятельности психологической службы образования  является сохранение и развитие психологического здоровья детей. Основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством - создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности [2,с.57].

Психологическая служба образования направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.

Современная система образования  предъявляет к сегодняшнему практическому  педагогу-психологу более сложные  требования, чем раньше. Это связано, прежде всего, с модернизацией системы  российского образования и введением  новых государственных нормативно-правовых документов в данной сфере [5]. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребенка.

Развитие – это раскрытие творческого потенциала, усиление заложенных в самом ребенке возможностей, помощь ребенку в обретении веры в свои силы, стимулирование активности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Формирование – это  направленное воздействие на ребенка  с целью вызвать новые психологические  образования, опираясь на прошлый опыт ребенка и учитывая его индивидуальность.

Коррекция – это совокупность мер по устранению недостатков развития. К ней примыкает компенсация – перестройка сохранных функций для замещения нарушенных. 

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачами психолого-педагогического  сопровождения являются:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка,
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (при учебных трудностях, при выборе образовательного и профессиональных маршрутов, при проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями),
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Выделение обязательного  содержания психолого-педагогического  сопровождения ребенка на уровне образовательного учреждения является предпосылкой для построения профессиональных связей как внутри конкретного учреждения, так и между учреждением образования  и специалистами здравоохранения, дополнительного образования, специалистами  районных и городского психологических  центров. Это является основой для  создания в рамках города систем комплексной  помощи ребенку и семье [5].

Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса [6].

Таким образом, основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Составьте сводную аналитическую таблицу, отражающую специфику и приоритеты организации деятельности педагога-психолога в учреждениях образования разного типа, обозначив общее и отличное

 Сводная аналитическая таблица организации деятельности педагога-психолога

 в учреждениях  образования разного типа

Учреждение

образования

Цели

Задачи

Основные направления  деятельности

Приоритеты организации деятельности

1

2

3

4

5

дошкольное образователь-ное учреждение

Ранняя  диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования

  • 1.Содействие формированию личности ребенка.
  • 2.Определение причин нарушения личностного и познавательного развития ребенка.
  • 3.Профилактика дезадаптации детей, поступающих в ДОУ.
  • 4.Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.

5.Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (при трудностях усвоения образовательной программы, при проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, родителями);

  • 6.Создание  психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
  • 7. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов

Диагности-ческая, консультативнаяразвивающая и коррекционная работа,

социально-диспетчерская деятельность

1.Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

2.Скрининговая диагностика – отслеживание динамики развития ребенка, выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения.

3. Выявление отклонений и проблем в развитии дошкольника.

 4. Преодоление отклонений и проблем в развитии.

5. Участие в работе ПМПк (консилиума) ДОУ, что предполагает проведение диагностической работы при подготовке к ПМПк и участие в заседаниях ПМПк.

1

2

3

4

5

Общеобразова-тельная школа:

начальное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

среднее образование

Определение готовности к обучению в школе, помощь в адаптации к школе, выбор образовательного маршрута, профилактика отклонений  в личностном развитии, участие в предупреждении и разрешении конфликтов между семьей и школой.

 

 

 

 

Сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости, сохранение психологического здоровья, помощь в профессиональной ориентации

1. Выявление среди первоклассников и психологическая помощь учащимся с трудностями адаптации к школе

2. Определение готовности  первоклассников к школьному  обучению и прогноз трудностей  обучения

3. Участие в выработке  и реализации индивидуальной  программы психолого-медико-педагогического  сопровождения учащихся (школьный  психолого-медико-педагогический консилиум).

4.Психологическая поддержка  принимающих семей (усыновители,  опекунские, приемные, патронатные)

5.Психологическое консультирование  кровных семей группы риска социального сиротства детей.

 

1.Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

2.Профилактика злоупотребления ПАВ среди учащихся.

3. Психолого-педагогическая помощь семье: сопровождению детей из принимающих семей  и семей социального риска

4.Проведение профориентационной работы

Содействие адаптации,

профилактика дезадаптации;

развивающая работа;

коррекционная  работа;

просвещение; психологическая  поддержка; консультиро-вание по причинам возникающих у ребенка трудностей;

социально-диспетчерская  деятельность

Диагностичес-кая, профилакти-ческая, просветитель-ская, консультативная работа с учащимися, педколлективом и родителями;

социально-диспетчерская  деятельность

 

 

 

 

1.Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска возникновения школьной дезадаптации.

2.Психолого-педагогическая помощь в обучении учащимся с проблемами в обучении.

3.Участие в работе ПМПк.

4.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска.

5.Психолого-педагогическая  помощь семье.

6.Формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни.

7.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.

 

 

 

 

 

  1. 1.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.

2.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп риска развития  кризисных состояний и групп суицидального риска.

3.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска - с детьми, стоящими на внутришкольном учете (подготовка и участие в работе Совета профилактики), и на внешкольном (координация деятельности с районной КДН, ОППН).

4.Консультирование подростков по проблемам, возникающим в их жизни,

проведение тренингов  для подростков (профилактики аддиктивного поведения, развития навыков взаимодействия, навыков разрешения конфликтных ситуаций, навыков саморегуляции).

5.Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

учреждения образования

для детей с  проблемами в развитии

Психологического сопровождения специального (коррекционного) учреждения является создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педаго-гических и психо-терапевтических условий, способст-вующих успешной адапта-ции, реабилитации и личностному росту детей в социуме

1.Определение наиболее адекватных путей и средств развивающе-коррекционной работы с ребёнком;

2.Прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;

3.Реализация собственно психологической развивающе-

коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса

 

 

Психодиагнос-тическая, консультати-вная, коррекционно-развивающая работа; экспертная работа; организационно-методическая деятельность; просветительс-кая работа;

социально-диспетчерская деятельность

1.Психологическое сопровождение детей на приёме и адаптации.

2.Систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения.

3.Создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения.

4.Создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с особыми образовательными потребностями.

5. Участие в  работе ПМПк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами.

6.Составление и реализация индивидуальных, подгрупповых и групповых

 коррекционных программ по  выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк

 

1

2

3

4

5

средне-специальные  учебные заведения

Поддержка учащихся в их профессиональном выборе и обеспечение формирования способности к сознательному, ответственному выбору. Предметом внимания становится не только способность к планированию учебной и профессиональной карьеры, но и фундаментальная способность к проектированию собственного жизненного пути

1. Психологическое сопровождение  адаптации учащихся к новому  образовательному   учреждению.

2. Психологическое сопровождение  подростков с эмоционально-волевыми  проблемами и трудностями взаимоотношений  со сверстниками.

3. Развитие социально-психологической  компетентности подростков средствами  групповой работы.

4. Психологическое консультирование  подростков по личностным и  коммуникативным проблемам.

5.Психологическое сопровождение работы по профилактике употребления психоактивных веществ, профилактике безнадзорности и правонарушений.

6.Психологическое сопровождение  подростков группы риска развития  кризисных состояний и группы суицидального риска.

7.Психологическое сопровождение  процесса профессионального самоопределения  школьников.

Психодиагнос-тическая, консультатив-ная, коррекционная и тренинговая, профилактичес-кая работа,

социально-диспетчерская  деятельность

Психолого-педагогическое сопровождение  выступает как комплексная модель, которая с одной стороны интегрирует  диагностическую, консультативную, тренинговую работу, с другой стороны, включает в процесс сопровождения всех субъектов – учащихся, родителей, и педагогов.

Формами реализации психологической  поддержки и помощи обучающимся выступают индивидуальные консультации, тренинговые и проблемные группы, взаимодействие в которых направлено на решение типичных проблем молодых людей, среди которых: адаптация к; новой образовательной среде; преодоление субъективных и объективных трудностей в образовательном процессе. В результате взаимодействия в этих группах формируется психологическая культура, профессиональная направленность, готовность принимать ответственность за профессиональное и личностное развитие, способность к осознанному адекватному поведению, эмоциональная гибкость, способность сохранять психологическое здоровье

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

высшие учебные  заведения

создание благоприятного психологического климата, формирование условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечение  психологической защищённости студентов, преподавателей и сотрудников, поддержка  и укрепление их психического здоровья.

1. Повышение психологической  культуры всех участников образовательного  процесса в ВУЗе.

2. Содействие личностному  и профессиональному становлению  студентов в процессе обучения.

3. Обеспечение психологической  помощи в экстремальных и критических  ситуациях.

4. Создание условий для  обеспечения творческого развития  личности студентов, являющегося  основой формирования способности  к саморазвитию и самореализации, их собственной профессиональной  карьеры.

5. Содействие в обеспечении  деятельности преподавателей ВУЗа  научно-методическими материалами  и разработками в области психологии.

6. Выявление основных  проблем участников образовательного  процесса, причин их возникновения,  путей и средств их решения.

7. Содействие педагогическому  коллективу в создании благоприятного  психологического климата в ВУЗе.

Психодиагнос-тика,

консультирова-ние,

психопрофилак-тика,

психопросвеще-ние

1.Определении индивидуальных особенностей студентов.

2. Оказание конкретной помощи студентам, в осознании ими природы затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными психологическими особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в ВУЗе, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

3. Профилактика сквернословия, употребления алкогольных, табачных и наркотических веществ в студенческой среде, своевременное предупреждение об опасностях, которые могут разрушить жизнь (пристрастие к азартным и компьютерным играм, зависимость от интернета, беспорядочные половые связи и т. д.) Проводиться в форме тренингов, бесед, индивидуальных консультаций, круглых столов.

4. Повышение психологической культуры преподавательского состава, студентов и сотрудников (освоение культуры коммуникаций, обучение умению конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и т. д.) Имеет форму лекций, семинаров, бесед, конференций.


 

Таким образом, как показал анализ литературы и нормативно-правовой документации, формы и содержание деятельности педагога-психолога являются общими для всех образовательных учреждений по следующим направлениям:

    • психодиагностика,
    • консультирование педагогов, родителей и других участников образовательного процесса,
    • психопрофилактика,
    • психологическое просвещение.

Развивающая и коррекционная деятельность, экспертная деятельность по определению и корректировке индивидуального образовательного маршрута, социально-диспетчерская деятельность (в рамках взаимодействия отдельных специалистов и служб помощи ребёнку и его семье) не реализуются педагогами-психологами высших учебных заведений.

Выбор приоритетных направлений  работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которым оно располагает. Каждое направление включено в единый процесс сопровождения, имеет свою специфику.

Педагоги-психологи всех образовательных учреждений имеет 36 - часовую рабочую неделю, из них:

- 18 часов предусмотрено использовать на индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную, развивающую работу с учащимися (воспитанниками);

- 18 часов – на подготовку к индивидуальной и групповой работе с учащимися (воспитанниками), обработку, анализ, обобщение, комментарий полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и воспитателями, заполнение аналитической и отчетной документации, самообразование и организационно-методическую работу [3], [5]. К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:

-    анализ и планирование  деятельности;

-    курсы повышения  квалификации;

- анализ научной и практической  литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных  программ;

-    участие в научно-практических  семинарах, конференциях;

-    супервизорство;

-    посещение совещаний  и методических объединений;

-    оформление кабинета.

Все педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях, ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по административной и профессиональной линиям в соответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности.

   Формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов:

  • План работы педагога-психолога образовательного учреждения на учебный год.
  • График работы.
  • Психологические карты на детей.
  • Программы коррекционно-развивающих и тренинговых занятий. 
  • Аналитический отчет о работе педагога-психолога за учебный год.
  • Журнал учета видов работы.
  • Журнал отзывов на мероприятия, проводимые педагогом-психологом.

Для работы педагога-психолога  в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей  и коррекционной работы.

 

 

Список литературы

1. Аралова М.А.   Справочник педагога-психолога ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2007.- 272 с.

2. Дубровина И. В. Практическая психология образования /И. В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2006. – 592 с.

3. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения // Письмо Министерства образования Российской Федерации

От 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6

4. Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Письмо Минобнауки от 07.07.2006 г. № 06-971).

5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога» от 12.11.2007 № 2405

6. О психолого-медико-педагогической комиссии / Инструктивное письмо МО РФ от 14.07.2003 №27/2967-6

7. Овчарова Р. В. Практическая психология образования /Р. В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

8.  Семаго М. М., Организация и содержание деятельности психолога специального образования /М. М.Семаго, Н. Я.Семаго. – М.: АРКТИ, 2005. – 336 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологическая служба в образовании