Психологическая сущность внимания и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Дать основную характеристику понятию «внимание».
2. Рассмотреть различные теоретические подходы к понятию «внимание».
3. Рассмотреть свойства внимания.
4. Рассмотреть основные функции и виды внимания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и основные особенности внимания 5-12
1.1. Основная характеристика понятия «внимание» 5
1.2. Физиологические основы внимания 8
1.3. Различные подходы к понятию «внимание» 10
Глава 2. Виды и свойства внимания 12-18
2.1. Основные виды внимания 12
2.2. Свойства внимания 14
Заключение 19
Глоссарий 22
Список использованных источников 24
Приложение А «Психологические упражнения по развитию внимания»
Приложение Б «Методики изучения внимания»

Вложенные файлы: 1 файл

Зюбан АС_Курсовая работа Психологическая сущность внимания и его свойства.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

Переключаемость внимания это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя – способности распределять внимание.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение распределять внимание у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.

Объем внимания - это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Для определения объема внимания пользуются специальным прибором, который называется тахистоскоп. Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов - букв, геометрических фигур, знаков - на 0,1 с. Сколько объектов запомнил человек - таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.

Человек, находящийся на крупном современном производстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

 

 

Заключение

Итак, внимание - один из тех познавательных процессов человека, исследования которого ведутся уже много веков. А.Н. Леонтьев об этом феномене говорил так: «…Есть традиционная глава в курсах психологии под тем же самым названием — глава «внимание». Глава эта кочует. Иногда внимание рассматривается в проблеме сознания, иногда непосредственно связывается с восприятием и, прямо скажем, растворяется в проблеме восприятия. Иногда выделяется в качестве особого раздела.

Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них выделить и изучать в чистом виде не представляется возможным.

Внимание стало предметом интенсивного психологического изучения на рубеже XIX-XX вв., когда с его помощью стремились объяснить самые различные проявления психики. В силу этого понятие «внимание» стало крайне многозначным.

Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек - это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении с ним отличают внимательного к людям человека и свидетель.

О наличии у человека внимания чаще всего судят по:

  • мере сосредоточенности на выполнении тех или других видов деятельности и ее продуктивности;
  • по уровню эффективности мимических, мыслительных, перцептивных и моторных действий;
  • по степени избирательности отражаемой информации; по ясности и отчетливости содержаний сознания;
  • по целому ряду моторных и вегетативных реакций (фиксации глаз, повороту головы в направлении интересующего раздражителя, мимике и позе направленности и сосредоточенности внимания).

Итак, можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству сосредоточения? Работая, мы все-таки нередко отвлекаемся. И чтобы избавиться от ненужных отвлечений, необходимо знать некоторые правила сосредоточенной работы.

Во-первых, нужно учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно - наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы - когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5 - 10 минут каждого часа умственной работы достаточны для такого отдыха (несколько физических упражнений, небольшой самомассаж, гимнастика для глаз и т. д.).

Во-вторых, необходимо создать соответствующую характеру работы обстановку. Некоторые люди могут сосредоточенно работать при любых условиях, однако для большинства очень важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе. Хорошее освещение, удобная поза и т. д. Важна также чисто психическая возможность работать именно в этих условиях. Поэтому так легко сосредоточиться, например, в библиотеке. Полезен и заблаговременный созданный настрой на работу. Люди с ярким, образным мышлением могут попробовать такой прием. Представим, что в нашей голове находится огромный шкаф со множеством ящиков. Каждому виду работы в этом шкафу соответствует определенный ящик. Перед началом серьезной работы, требующей глубокой сосредоточенности, максимально отчетливо нужно вообразить, как мы выдвигаем ящик соответствующего вида работы и проверяем, что остальные плотно задвинуты. Этот прием, по свидетельству современников, любил Наполеон, отличавшийся, как известно, огромной работоспособностью.

В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение птиц) все-таки необходим. Широко известен опыт одной из библиотек  Лондона, в которой были созданы полностью звукоизолированные места для читателей. Очень скоро выяснилось, что в полнейшей тишине сосредоточенная работа невозможна.

В-четвертых, нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания. Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания.

Наше внимание требует к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с запоминанием. Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в день, и результаты не замедлят сказаться.

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

Общая психология

- теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее основные понятия.

Психологические барьеры

- избирательное торможение активности  в результате низкой самооценки  субъекта.

Психологическая защита

- регулятивная система личностной  стабилизации, которая направлена  на снижение уровня недостижения  в очень сложных и трудных  условиях.

Общение

обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

Индивид

- психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт.

Личность

- индивид как субъект социальных  отношений; индивид становится личностью  только при освоении социальных  функций, овладевая основополагающими  базовыми ценностями.

 

Внимание

характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

 

Виды внимания

- произвольное, связанное с целенаправленными волевыми усилиями;

- непроизвольное – непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция;

- постпроизвольное – выполнение действия осуществляется без волевых усилий.

Устойчивость внимания

проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Переключаемость внимания

сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.

Сосредоточенность внимания

удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Распределение внимания

умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание.

Объем внимания

количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно.


 

Список использованных источников

1

Басова Н.В. [Текст]:/  Педагогика и практическая психология. – Ростов н/д: «Феникс», 2009.С - 416. - ISBN 978-5-8459-1136-0.

2

Волкова С.И., [Текст]:/  Столярова Н.Н. Развитие шестилетних детей на уроках математики //Начальная школа.  – 1990. – № 7, – 1991. – № 7,  – 1992. – № 7,  – 2008. – № 7. - ISBN 5-9692-0098-0.

3

В.Б. Шапарь, «Занимательная психология», [Текст]:/  2-ое издание, М, 2007 год. С-281. - ISBN 5-7133-0070-6.

4

Гальперин П.Я., [Текст]:/  Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., МГУ, 2007. С - 48. - ISBN 5-85178-051-7.

5

Головин С.Ю. [Текст]:/  Словарь психолога-практика. – Минск-М.; 2009. С-317. - ISBN 5-8046-0173-3.

6

Гоноболин Ф.Н. [Текст]:/  Внимание и его воспитание.- М.:Педагогика, 2007. С– 241. -ISBN 5-7567-0236-9.

7

Данилова Е.Е. [Текст]:/  Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: «Академика», 2009. С – 160. - ISBN 5-89-357-113-4.

8

Джемс У., Психология, П. 2006, гл.4, С-196. [Текст]:/  О внимании. - ISBN 5-89357-129-0.

9

Добрынин Н. Ф., [Текст]:/  Колебания внимания, изд. РАНИОН, М. 2008. С-281. - ISBN 5-7046-0173-5.

10

Добрынин Н. Ф., [Текст]:/  К вопросу о типах внимания, «Психология», т. I, вып.1, 2008. С-193.-ISBN 5-7046-0173-5.

11

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. [Текст]:/  Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 2008. С – 190. - ISBN 5-7646-0473-6.

12

Корчемлюк О.М. [Текст]:/  Задания для развития памяти и внимания на уроках математики. Начальная школа. – 2006. – № 8 – С. 28-29- ISBN 7-82642-424-8.

13

Титченер Э. Б., Учебник психологии, изд. 2-е, 2006,С-217. гл. О внимании. - ISBN 4-83682-374-8

14

Лебедева В.П., Панов В.И. [Текст]:/  Учителю о психологии. – М.: Молодая гвардия, 2007. с– 304. - ISBN 5-88782-424-7.


 

Приложения

Приложение А

Психологические упражнения по развитию внимания

1. «Игры индейцев»  для развития объема внимания.

Двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее число предметов.

2. «Печатная машинка» - развивает навыки сосредоточения.

Каждому человеку дается 1-2 буквы из алфавита, преподаватель называет слово и участники должны «выстучать» его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово, затем хлопок учителя - вторая буква, хлопок ученика и т. д.

3. «Кто быстрее?» 

Людям предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок - пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую - горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнить. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.

Цель такой тренировки - выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от возраста (мл. школьники - до 15 мин., подростки - до 30 мин.).

4. «Корректура».

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах.

Человеку разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные, ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

Приложение Б

Методики изучения внимания

1. Методика «Расстановка чисел».

Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Инструкция: в течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.

 

Стимульный материал

 

Бланк для заполнения

2. Корректурная проба (Тест Бурдона) – исследование степени концентрации  и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

 Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Стимульный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов теста

  Результаты пробы оцениваются  по количеству пропущенных незачеркнутых  знаков, по времени выполнения  или по количеству просмотренных  знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле: К = С2 / П, где

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

  Ошибкой считается пропуск тех  букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

  Результаты подсчитываются для  каждых 60 секунд по формуле: A = S / t, где 

  А – темп выполнения,

S – количество букв в просмотренной  части корректурной таблицы,

t – время выполнения.

  По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

  Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле: С = (So / S) * 100, где

So – количество ошибочно проработанных строк,

S – общее количество строк в  проработанной испытуемым части  таблицы.

  При оценке переключаемости внимания  испытуемый получает инструкцию  зачеркивать разные буквы в  четных и нечетных строках  корректурной таблицы.

Информация о работе Психологическая сущность внимания и его свойства